Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль христианской теологии в формировании философии науки средневекового общества. Проблема соотношения веры и разума



В средневековой философии науки произошел принципиальный поворот в осмыслении основных проблем. Античный космоцентризм сменился на христианский теоцентризм.

Человечеству (иудеям) было дано сверхестественное откровение. Четко прослеживается связь с религией. Вся культура, и философия, и наука были озабочены религией и теологией. Религия выполняет регулятивную функцию. Она направляет движение мысли от философии и науки. В новое время такую функцию выполняет наука, а в античности – эстетическое и космологическое восприятие мира.

Фома Акфинский – «философия есть служанка богословия».

В средние века (1-14 века) из маленьких общин христианство превратилось в целую империю.

3 основных этапа философии средних веков:

1. Апологетика (1-3 века.) – в переводе защита. Философия мыслителей, которые защищали христианство от языческого мира, от иудаизма. Греческие апологеты: Ориген, западные – Тертуллиан.

2. этап патристики, 4- 7 века. Этап отцов церкви, которые заседали в 7 соборах.Философствовали преимущественно на вселенских соборах. Представители: Августин Блаженный, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский.

3. Схоластика (Школьная философия). Конец 7 – 14 века. Представитель - Фома Аквинский.

Качественно меняется сам мыслительный процесс. В центре Библия, священное писание. Жизнь церкви – священное придание. В центре стояла религия, а в ее основе сверхъестественное откровение. Основные черты – ретроспективность и традиционность. Возникает экзегетика (герменевтика) – Библейские тексты надо объяснять.

Три основные модели соотношения науки, религии и богословия:

1. Примат веры над разумом. Признавалось абсолютное превосходство веры над знанием. Представители данной точки зрения были ре­лигиозными экстремистами. Они утверждали, что Откровение дано людям вместо всякого иного знания. Простая вера в Бога дает людям больше знания, чем всякая философия и наука. Яр­ким представителем этого направления был Тертуллиан. «Людям бог дал откровение». Ничего не надо делать и думать, надо только верить. Наука, искусство – затуманивание мозгов. Верую, ибо абсурдно. Верил вопреки разуму. Верую, чтобы понимать.

2. Примат разума над верой. Представители второго направления (латинские аверроисты) отстаивали примат разума над верой, и, соответственно, философии и науки над религией.

Аверроэс ибн Рушд выделил три группы людей:

· Аподиктики – элита. Те люди,у которых развит нус (ум).

· Диалектики – обладают нусом, но этот разум недостаточно силен. Богословы.

· Риторики – дают видимость объяснений (функционируют только на уровне веры).

3. Позиция гармония веры и разума. Мыслители последнего направления призывали к гармонии веры и разума. Наиболее последовательно развивал эти идеи Фома Аквинский (1225—1274). Он справедливо полагал, что надо понять природу веры и знания, и четко разграничить их. Ре­лигиозная вера означала для него доверие к некому знанию на том основании, что оно явлено Богом. Научное же знание, по его мнению, базируется на силе логического доказательства. В результате он делал вывод, что религия и наука суть два разных типа знания. Нельзя одновременно верить и знать. Если Откро­вение — высший и самодостаточный тип знания, основанный на Божественном авторитете, то научное знание вырастает из дея­тельности человеческого разума. Но все же, первая разновид­ность знания выше, чем вторая, ибо дана человеку Богом.

3.Особые формы средневекового знания: астрология и ал­химия.

Особое место в культуре средневековья, в системе его знания, занимают алхимия и астрология. Их роль была двойная: с одной стороны, теологически они несовместимы с христианством и поэтому маргинальны в средневековой культуре; с другой стороны, на эзотерическом уровне они имеют немало точек соприкосновения, что порой приводит к странному симбиозу. Похожие отношения складывались у алхимии и астрологии с вполне рациональными формами знания и деятельности. Алхимия и астрология оказали огромное влияние на формирование знаковой среды средневековья.

Сущность и цель алхимической деятельности средневековья можно выразить в предельно краткой формуле: искусственная трансформация простых, неблагородных металлов в благородные. Эта задача решалась на основе целого ряда идей, которые заимствовались алхимиками из древнегреческих учений Гераклита, Демокрита, Аристотеля и переосмысливались в соответствии с общим религиозным настроением эпохи.

У греков алхимики взяли две фундаментальные идеи: во- первых, бралась на вооружение мысль о существовании некой первоматерии, из которой сначала происходят все стихии, а затем и материальные тела этого мира; во-вторых, использовалась идея циклического развития, изменчивости космоса. Возможность перехода одного вещества в другое вещество или стихий друг в друга рассматривалась как естественная закономерность. Эти мысли античной философии прекрасно вписывались в контекст средневековой культуры.

Поиски алхимиков первоначально были направлены на выявление субстанциальной основы, неких трех идеальных начал: серы, ртути и соли, определенная комбинация которых и должна была бы давать желанный результат — золото. Однако позднее алхимики выбрали другой путь, связанный с поисками особого вещества-посредника — философского камня, якобы обладающего удивительными свойствами, некой магической силой, способностью управлять началами металлов.

Металлы могут превращаться друг в друга. Для этого необходимо сначала совершить оккультную операцию: с помощью философского камня изъять из данного вещества его «дух», водворить в него дух того металла, который нужно получить. Это и приведет к трансформации природы того или иного металла. Роджера Бэкона (ок. 1214— 1294) развивал собственную теорию получения философского камня, связанную с обоснованием опытной науки как таковой. Мыслитель считал, что алхимик в своих действиях должен обязательно следовать природе, подражая которой и можно достичь желанного результата.

Алхимики, занятые поисками «философского камня», побочно сделали целый ряд важных открытий. Они изучили свойства разнообразных вещей, многочисленные способы воздействия на них, осуществили получение различных сплавов и химических соединений, кислот и щелочей, минеральных красок, создали и усовершенствовали аппаратуру и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.п.

Астрология (от др.-греч. ἄστρον — звезда, и от др.-греч. λόγος — мысль, причина) — группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. Роджер Бэкон занимает видное место как астролог-теоретик, но не существует доказательств того, что он практиковал составление гороскопов. Разработал теорию, что каждая конъюнкция Юпитера с другими планетами определяет закон и характер новой религии. Также утверждал, что события Библии должны совпадать с планетарными соединениями, в частности он вычислил рождение Христа, которое совпало с соединением Юпитера и Сатурна.

4.Идея создания «новой науки» в философии нового времени. Сенсуализм и рационализм Ф. Бэкон и Р. Декарт).

15 век - зарождение культуры нового времени. Средневековая культура – теоцентрическая культура. Секуляризация – отделение общества от церкви. Зарождение светской культуры. Последствия: Если человек отказывался от церкви, он остается один, сам с собой. Человек становится центром вселенной. Это придает большую ответственность человеку. Возрождение ассоциируется с культом телесности. Отсюда возникал индивидуализм. Возрождение открыло человека с точки зрения его природности и телесности. Человек посмотрел на себя как на земного человека. Направлено на самоутверждение человека в этом мире.

В 16 веке возрожденческий человек вступил в полосу кризиса. Человек превращался из центра вселенной в песчинку мироздания. Новое время- развитие научной методологии. Развитие науки для познания действительности.

Философия нового времени уже руководствовалась не теологической идеей, а исходила из идеала отдельной и обожествленной человеческой личности, познающей мир на свой страх и риск. Мыслители нового времени были уверены в могуществе разума, способного познать все загадки природы и самого человека. Именно в это время и формируется образ современной науки, нацеленной не только на познание, но и на преобразование материального мира с целью максимально полного удовлетворения человеческих потребностей. Знание как самоцель. Зарождался новый идеал науки: с одной стороны становилась теоретической, с другой должна нести практический эффект. Появляются 2 направления: эмпиризм (чувства) и рационализм (разум). У эмпириков – метод индукции как основной метод научного познания. У рационалистов – дедукция.

Френсис Бэкон – конец 16 – первая четверть 17 века. Разработал эмпирический индуктивный метод познания.

Идея связи теории и практики. Цель познания – знание, но чтобы это знание приносило потом пользу. Знание – сила (лозунг Бекона). Практичность научных знаний есть истинность научность знаний.

Бекон столкнулся с «Идолами человеческого познания» - то что мешает ученому познавать его деятельность. Развивает учение о 4 видах идолов (искаженные умственные образы вещей):

· Идолы рода, которые характерны для всего человечества. Наши родовые характеристики. Касаются как чувств, так и разума. И чувства, и разум несут в своей природе возможность ошибки или заблуждения, в результате возникает не знание, а идол. Новое знание легче воспринимается в свете прежнего. Каждый ученый верит в свое собственное мнение.

· Идолы пещеры. Впервые употреблен Платоном (в 7 главе Государства Миф о пещере). Смысл: люди живут в пещере, прикованы цепями к стене, смотрят на стену. Тени – это есть наше чувственное восприятие, а реальность – идеи вещей. Бекон: пещера – образ разнообразных индивидуальных вариаций и отклонений в проявлениях признака рода. Конкретизация идолов рода в конкретном человеке (возникают от воспитания, образования того или иного человека). По мнению Бекона, каждый человек имеет очки, через которые он смотрит на мир. Есть общие «очки», а есть и индивидуальные.

· Идолы рынка – подверженность общераспространенным взглядам, предрассудкам и заблуждениям. Проблемы языка, семантика, синтаксис, которые создают определенные преграды. Но главное - общераспространенные сплетни, которым мы верим. Они составляют фон научной деятельности, в котором мы вертимся.

· Идол театра – возникают благодаря философским системам. Они искажают восприятие реальности. Философские системы - это как катаракта на глазах.

Сколько бы человек ни пытался избавиться от идолов, но до конца не удается. Можно лишь частично избавиться от них.

Опыт – одна из составных частей бэконовского эмпирического метода. Опыт становится экспериментом, если подчинен определенным правилам и законам. Эти правила будут служить руководством для проведения опыта в заранее установленных рамках. Опыт будет строиться на основательном знании естественных причин. Эти опыты Ф. Бекон назвал «светоносными». Суть опытов состоит в открытии и познании причин. «Светоносные опыты» бесполезны в начале исследования, но полезны в дальнейшем, давая плоды. «Плодоносные опыты» двояки по своей природы. С одной стороны, они могут быть научными, поскольку упорядочены и систематизированы. С другой стороны, они могут быть и не научными, поскольку стремятся к практике.

3 пути познания:

Представил пути в виде насекомых.

1. Путь муравья. Путь эмпирика. Собираем факты и складываем в общую корзину. Разрабатывается индуктивный метод познания. Оторвана от теории.

2. Путь паука. Образ рационалиста. Полагается только на свой разум. Из своего разума вынимает все теоремы, доказывает их и строит научную систему (паутину), ловит в нее факты. Дедукция. Оторвана от жизни (практики).

3. Путь пчелы. С одной стороны как муравей (летает по полянке, собирает факты), а потом как паук перерабатывает их внутри себя (перерабатывает факты). Ученый должен собрать факты, обработать их и получить результат.

Бекон пытался синтетически взять лучшее из эмпиризма и рационализма.

Противоположную точку зрения развивал Джон Локк. Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве раньше. Строил свою деятельность на анализе чувственных данных. - сенсуализм

Декарт – рационалист. Предпочел путь паука. Знание научное, поскольку оно должно носить всеобщий характер, абсолютно истинное и необходимое, то это знание достигается только в сфере логики и знания. У человека есть врожденные идеи в душе, которые являются фундаментом восприятия. На них можно построить систему знаний.

Разрабатывает 4 этапа воплощения рационального метода в жизнь.

1. Любое знание должно базироваться на простых и ясных для разума истинах. процедура

2. В реальной жизни нужно сложное разложить на простое. Анализ

3. Синтез. надо заново воссоздать предмет.

4. Учет всех факторов, которые известны на данный момент

Абсолютное полное вечное и неизменное правило – окончательная истина, которая неисправляется. Таким идеалом была математика.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2121 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...