Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 41. Структура сознания. Соотношение чувственного и логического, эмоционального и рационального



Способом сущ-ния чел-ка явл-ся деят-ть, направл на познание и преобразование дейст-ти с целью удовл-ния материальных и духовных потребностей. П - процесс движения чел-кой мысли от незнания к знанию. В Ф-и сущ-ет два учения о познании мира.: Агностицизм (греч. «непознаваемый») Юм, Кант - учение о реальности недоступных познанию вещей. Гносеологический («гносес» - знание –) Феррер,Демокрит, Платон, Аристотель, Декарта, Гегеля, Маркса) оптимизм - все вещи возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности; Процесс познания состоит из 3-х этапов: Живое созерцание (чувственное восприятие); Абстрактное мышление (рациональное восприятие); Практическая деят-ть - цель познания. Познание осущ-ся в многообразных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории чел-ка: Обыденно-практическое; Игровое;Мифологическое; Художественно-образное; Фил-кое; Религиозное; научное (эпистеология-уч о науч позн). В истории Ф-и существовало 3-и теории познания: Рационализм (с греч «ум») - учение в теории познания, признающее источником достоверного знания чел-кий разум. (Декарт, Лейбниц, Кант Познание мира становится центральной темой ф-ия в Новое время.) Гл.источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, к-ые якобы изначально присущи чел-ку или явл-ся его врожден­ными способностями. Но ответить на?, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окр-щем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Эмпиризм («опыт») - учение в гносеологии, признающее в качестве достоверного знания чел-кий опыт. (Бэкон, Локк, Гоббс). утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюде­ний. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, к-ые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Сенсуализм («чувство») - признающее источником достоверного знания ощущения- особая форма эмперизма (Гоббс, Локк, Фейербах)В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Интуиция - способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Хар-ку процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она: исторически начальная ступень; начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает. Чувственное познание осущ-ся посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явл-я, т.е. их внешних сторон и свойств. Осн-е формы чувс-го позн: ощущения, восприятия, представления. Ощущение отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и т.д. Восприятие - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. Представление - наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения. Оно позволяет мысленно воспроизвести объект, когда он нами отсутствует. Чел-кое чувственное отражение активно и социально обусловлено. Социальная детерминация чувст-го отражения чел-ка составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Отражение- процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят св-ва и структуру др-х, сохраняя при этом след взаимодействия.(Сознание-высшая,свойст чел форма отражения дейст-ти.) Общими хар-ками чувственного познания являются его конкретность и конечность. Конкретность – это сильная сторона чувственного познания, выражающаяся в том, что оно сообщает уникальную информацию о материальном мире в отдельном месте и времени. Конечность – слабая сторона, связанная с тем, что в чувственном познании мы можем получить информацию только о конечном – конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени. В то же время в познании очень важна информация о бесконечном, которую можно получить только на основе рационального познания. Рациональное познание - более сложный, присущий чел-ку способ отражения действительности посредством мышления. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения. Понятие - логический образ, воспроизводящий сущ-ные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления дейст-ти. Возникновение понятия-всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явл-я к сущности. Суждение - это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. (должно быть непременно истинным или ложным). Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового опр-я науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории. Необходимо различать понятия “интеллект” (способность к мышлению, как универсальная тренированность мозга) и “мышление” и (умственной активностью- напротив, понимается та конкретная деят-ть, которая производится носителем интеллекта). Рациональное познание относится к чувственному познанию как бесконечное к конечному. Между этими двумя уровнями человеческого познания находится качественный скачок (не абсолютен, и существует много смешанных форм познания, в которых рациональное и чувственное взаимно проникают друг в друга).

Вопрос Вопрос 42.Проблема познаваемости мира. Познание как отражение.

Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его - постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку -гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme - знание); принципиальной разницы между двумя названиями нет. Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический. Агностицизм это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому "как оно кажется, так оно и есть ", разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делал вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки зрения, прибегая даже к логическим передержкам и парадоксам-софизмам.
Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности. Согласно Пиррону, всякому утверждению о предмете, его сущности может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. Такой ход мысли привел Пиррона к позиции воздержания от окончательных суждений.
Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.
И. Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных "вещей самих по себе", считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. "Вещи в себе" познанием не достигаются, они неуловимы. К позиции Канта примыкают концепция "физиологического идеализма" И.П. Мюллера, "теория символов", или "теория иероглифов" Г. Гельмгольца, взгляды К. Пирсона.
На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.
Виднейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А. Пуанкаре. Он утверждал, что геометрические аксиомы есть лишь условные положения; одна геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей и считал, что познаваемы только отношения. Предложенный им прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем и законов природной действительности. Научные законы, согласно Пуанкаре, суть условности, символы.
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия XX в. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы.
Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются юмовский, кантовский и т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации - этический, физиологический, кибернетический, иероглифический агностицизм, а также материалистический и идеалистический, сенсуалистический и рационалистический агностицизм.
Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.
Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 631 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...