Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Логика и методология Аристотеля



В трудах Аристотеля значительно­го совершенства достигла логика и вообще категориальный, т.е. понятийный, анализ. Многие современные исследователи счита­ют, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.

Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, ка­ждая из которых выступает у него в трояком виде:

1) как род бытия;

2) как форма мысли;

3) как высказывание.

Категории, которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движе­ние (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

Но Аристотель оперирует не только отдельными категория­ми, он анализирует высказывания, взаимоотношения между ко­торыми определяются тремя знаменитыми законами формальной логики.

1 закон логики - закон тождества (А есть А), т.е. по­нятие должно употребляться в одном и том же значении.

2 закон логики - закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики - закон исключенного третьего (А или не-А истинно, "третьего не дано").

На основе законов логики Аристотель строит учение о сил­логизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Смысл сил­логизма состоит в том, что в нем два крайних термина S и Р со­единяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом.

Например: Все граждане России имеют право на труд (общее правило S). Иванов - гражданин России (меньшая посылка Р). Иванов имеет право на труд (вывод М). Вывод М содержится уже в большей (S) и мень­шей (Р) посылках, т.е. силлогизм есть метод раскрытия готово­го знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством во­обще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

Диалогический метод Сократа. Аристотель весьма четко раскрывает содержание знаменито­го сократовского диалогического метода.

- постановка вопроса

- стратегия вопросов и ответов

- правильное построение умозаключения

Од­нако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих прин­ципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии (метафизики), т.е. осуществляемого в ее рамках умопостижения эйдосов. Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втис­нуть в рамки логики.

Общество. Этика.

Добродетели:

Мудрость

Рассудительность

Щедрость

Мужество

Великодушие

В своем учении об обществе Аристотель бо­лее конкретен и дальновиден, чем Платон, вместе с последним он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, как считали гедонисты, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществле­нии добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть дос­тижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармо­ничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают сере­диной, компромиссом благоразумного человека: "ничего слиш­ком...". Великодушие есть середина между тщеславием и мало­душием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практи­ческую философию.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...