Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое философия? Основные характеристики философского знания. Функции философии



Философия (любовь к мудрости) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Духовная культура покоится на четырех основаниях – наука, религия, искусство, философия.

Происхождение термина связано с античной культурной традицией. По предания (дошедшему благодаря Гераклиту Понтийскому и Диогену Лаэртию) первое применение термина «философия» принадлежит Пифагору. Ионийская философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен называли свои учения не философией, а историей. К концу 5 века до н.э. в античной культуре начинает все чаще применяться форма «философствовать», а в 4 в. до н.э. у учеников Сократа – «философия». Впоследствии термин закрепился для обозначения особого типа рационального познания, в рамках которого систематически формулируются и обсуждаются кардинальные проблемы человеческого бытия.

Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим ядром мировоззрения. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на фантастические представления о мире и веру, базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Необходимость философского положения познания мира коренится в динамике социальной жизни и датируется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность.

В развитии общества возникают такие периоды, когда ранее сложившиеся мировоззренческие идеи перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых человеку видов деятельности. Тогда особо острыми становятся мировоззренческие проблемы: что такое справедливость? Как человек должен относиться к природе? Что такое добродетельная жизнь?

Социальное предназначение природы состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования новых мировоззренческих идей. Познающий разум становится в особую позицию по отношению к основаниям культуры – ее мировоззренческим универсалиям, сделав их предметом исследования. А поскольку разум в любые эпохи развивается в соответствии с доминирующими смыслами универсалий культуры, то это означает, что он анализирует и оценивает свои собственные основания. В этом процессе универсалии культуры из неосознанных оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные структуры, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают их теоретическими схематизациями.

Развитие философии осуществляется благодаря многократному повторению познавательного цикла: 1) от критического анализа универсалий культуры своего времени 2) к постановке и решению теоретических проблем и выработке новых идей и смыслов философских категорий, 3) к последующей трансформации этих идей и смыслов в базисные ценности культуры (часто уже иной исторической эпохи).

На разных стадиях этого цикла философия решает разные задачи. Ее связь с жизненными ситуациями наиболее отчетливо проявляется на первой и третьей стадиях. Именно здесь философ может выступать в роли «учителя жизни», и философские идеи восприниматься как практически значимые. Но при движении в поле теоретических проблем философия отдаляется от практических задач своего времени. Вырабатываемые ею новые теоретические идеи чаще всего выходят за рамки господствующих мировоззренческих ориентаций своей эпохи и, как правило, не имеют в эту эпоху условий для практической реализации. Своеобразной легитимацией такого познавательного движения выступает идеал поиска истины безотносительно к возможностям практического применения получаемых знаний.

Реальное различие решаемых философией типов познавательных задач иногда фиксируется как различие «практической» и «теоретической» философии.

Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывают в эти категории свой смысл, по-своему проводят границы между субъектом и объектом, сознанием и бытием. Поэтому данная проблематика, как и ряд других проблем, постоянно воспроизводится и по-новому формулируется на любом из этапов развития философской мысли.

В процессе исторического развития изменяется структура философского знания. Вначале философия выступала единым и нерасчлененным теоретическим знанием о мире, но затем от нее стали отделяться конкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика и внутри философии формировались ее относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знаний: онтология, гносеология, этика, эстетика и т.д.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи. Принято выделять:

Мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира, представление о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить (может, и мне концептуальности добавит, а?) и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать новые черты, качества и т.д.

Аксиологическая – оценка вещей, явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и т.д. Цель этой функции – быть «ситом», через которое проходит все ненужное.

Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная – культивировать гуманистические ценности и идеалы.

Прогностическая – спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3554 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...