Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Представление о бытии в истории философии



Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.

В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI—XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе, Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать — значит быть в восприятии».

Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия-. Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления — «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкретной, неповторимой, уникальной, которая не может быть доступна рационалистическому языку понятий. Тем самым бытие — это, прежде всего человеческое существование: бытие есть наша жизнь.

Философское содержание категории субстанция. Типы субстанциализма.

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существуюших в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя

Типы субстанциализма.

Материалистический субстанциализм и варианты материалистической онтологии.

Идеалистический субстанционализм и его разновидности в истории философии.

а) Материалистический субстанциализм:

· разновидности построения материалистического субстанциализма (античная натурфилософия; диалектический материализм и др.)

· иерархия материальных систем в мире

· взаимодействие и автономность материальных систем

· взаимосвязь живой и неживой природы

б) Идеалистический субстанциализм

· разновидности построения идеалистического субстанциализма (античный идеализм; религиозно-философская модель; логический идеализм и др.)

· сознание как идеальная субстанциальная основа мира

· концепция мирового космического разума

· креационистские варианты онтологии

· онтологические системы Средневековой философии

· идеально-смысловое содержание сознания и его онтологический статус

· разум и воля

· достижения и ограниченность идеалистического субстанциализма.

45. философское содержание категорий «пространство», «движение»

Несмотря на все свои попытки, древние философы, по мнению Аристотеля, оставляют необъяснимым происхождение движения. Он создал собственное философское учение о движении, которое при всех своих недостатках представляется все же более совершенным, чем учения его предшественников. Аристотель критиковал элеатов за то, что они отрицали движение, и называл их “неподвижниками” и “противоестественниками”, но он считал, что они сделали большое дело тем, что вскрыли противоречие в движении и тем самым поставили проблему для дальнейших исследований.

Движение, по глубокому убеждению Аристотеля, невозможно без пространства и времени. Он считал, что пространство не стали бы вообще исследовать, если бы не было движения относительно пространства. Категория пространства исторически возникает из понятия места, вернее, из обобщения понятия места. Это понятие, имеющее свои корни в повседневном опыте, человеческой практике, в категориальной форме и содержании впервые изложено Аристотелем. По собственному признанию Аристотеля, вопрос, что такое место, очень труден, тем более, что у его предшественников этот вопрос не был даже поставлен сколько-нибудь удовлетворительным образом. “Мы,- говорит Аристотель, - не встречаем у других исследователей никакого ни предварительного, ни хорошего разрешения трудностей, связанных с ним”.

46. философское содержание категории «время»

Проблема времени издавна вводила в затруднение человеческий разум. История исследования проблемы времени показывает, насколько она обескураживала философов и ученых древнего и, пожалуй, нового мира. Поставленная еще древними философами, эта проблема оставалась нерешенной в течение двух с лишним тысяч лет. Человечество было бессильно приостановить непрерывно движущееся колесо времени. Для того чтобы избежать течения времени, древнегреческими философами Парменидом и Платоном были созданы концепции “вневременной реальности”. По Пармениду “не возникает оно (речь идет о высшей вневременной реальности.- Д. Дж.) и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно. Не было в прошлом оно, не будет, но все - в настоящем без перерыва, одно”. Что касается Платона, то он говорит, что время есть движущийся образ вечности. Если бы, по Пармениду, место имело становление во времени, то вещь должна была бы возникать из ничего. А его ученик Зенон создал знаменитые апории, “доказывающие” существование “вневременной реальности” и невозможности движения.

Материалистическая тенденция в аристотелевском учении о движении и пространстве особенно отчетливо выступает в том, что в основе движущегося и изменяющегося у него всегда лежит материя. Но изменение и движение, по Аристотелю, одинаково невозможно без времени, как и без пространства. Категория движения в аристотелевском понимании необходимо включает в себя категории пространства и времени. А материя, по Аристотелю, есть объективная совместность пространства и времени.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3412 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...