Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.
Станислав Грофф в своей практической работе открыл и исследовал три уровня психики:
1. Биографический уровень (вся жизнь человека от рождения);
3. Трансперсональный уровень (наследственность и карма);
2. Перинатальный уровень. Уровень рождения и смерти, который содержит как биографический опыт, так и опыт биологического рождения, воспоминания других воплощений, отождествление с животными и мифологическими персонажами. Переживания смерти и возрождения.
50. Проблема истины и её критериев
Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
Существует две традиции в понимании истины в философии:
1) Онтологическая (от Платона).
2) Гносеологическая (от Аристотеля).
Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания. Аристотель сформулировал классическое определение истины: суждение истинно, когда оно утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это определение предполагает:
1) Внешняя действительность как объект познания существует до познания и не зависит от наличия или отсутствия знания.
2) Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию, а к суждению.
3) Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с предметом.
Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют также так называемые Прагматическая теория истины: истинная идея - та, которая выполняет свою функцию и когерентная теория истины - истинное положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант: трансцендентальная теория истины критерий истины только формален - истина состоит в согласии знания с самим собой. Прагматизм: критерий истины - субъективная уверенность. Классическое определение истины постепенно размывается, образуется две тенденции:
1) Абсолютизирующая субъективную сторону: онтологизация истины.
а) акцент на созерцании => к абстрактной всеобщности. (Декарт, Гегель).
b) акцент на деятельности: субъект конкретный индивид => абсолютизация единичного (Философия жизни, Хайдеггер)
2) Абсолютизация объективного гносеологизация истины: истина - только теоретическое значение.
Но истина есть взаимосвязанный процесс. Помимо идеи и предмета включает в себя намерения познающего и возможности реализации в предметной сфере. Истина - такое содержание сознания, которая соответствует реальности и является основанием для изменения реальности в виду субъективных целей. Граница меры, достигнув которой теоретическое знание становится практическим действием. Истина во времени, но как процесс она вечна.
51. Философское содержание категорий «знание» и «познание».
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!