Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Эпикура



Философия Эпикура – это последний звучный аккорд, завершающий эпоху высокой классики Античности. Эпикур живет и творит в период начавшегося в истории Эллады кризиса. Во второй половине IV в. до н. э. Древняя Греция утрачивает политическую и экономическую независимость. Для древнего грека – это полный абсурд, ибо он видел свое отличие от варвара не в языке, вероисповедании и культуре, а в том, что эллин – самый свободолюбивый человек. Именно благодаря высокому уровню свободы древние греки создали такую культуру, которая возобладала на всей территории Римской империи: в самых удаленных уголках империи римские патриции выписывали для своих детей древнегреческих учителей. Поэтому период кризиса, когда Эллада утрачивает свою независимость, в истории назван эллинистическим.

Семья Эпикура испытала на себе трудности этого периода: чтобы прокормить многодетную семью в условиях экономического кризиса, отец Эпикура вместе с семьей покидает Афины и переезжает на остров Самос, где зарабатывает на жизнь преподаванием детям древнегреческих мифов. В этом ему помогает юный Эпикур. Как гласит легенда, однажды он спросил отца: «А что было до хаоса?» Получив ответ: «А об этом спроси у философов», Эпикур возвращается в Афины, и начинается его карьера философа. Он проходит обучение у Памфила – ученика Платона, и его онтология становится дальнейшим развитием атомизма Демокрита. Эпикур при этом утверждал, что он ничей последователь. Почему?

Ступив на арену культурной жизни Эллады со своей авторской концепцией, Эпикур совершенно четко формулирует цель своей философии: как бесполезна та медицина, которая не врачует тело, так же бесполезна та философия, которая не врачует душу. Врачевание душ современников означало необходимость доказать им, что лично у них никто свободу отнять не может независимо от того, насколько свободна Эллада.

Эпикур реализует эту задачу не посредством морализаторских рассуждений о свободе, а посредством онтологического обоснования наличия свободы в жизни человека. Для этого он развивает атомизм Демокрита: к трем различиям между атомами (форма, величина и местоположение) Эпикур добавляет четвертое – по весу. Это внутренняя характеристика атомов в отличие от трех внешних, выделенных Демокритом. Внутренние характеристики объекта выступают причиной непредсказуемости его поведения, поэтому движение атомов, по учению Эпикура, наряду с необходимостью, включает случайность: атомы способны на спонтанные завихрения и отклонения от прямолинейного равномерного движения. Таким образом, Демокрит ввел случайность в структуру бытия как дополнение и проявление необходимости. Ф. Энгельс в XIX в. напишет, что Эпикур уже знал «атомный вес», имея в виду не конкретно-научное знание как в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, а умозрительную догадку. Эта гениальная идея родилась у Эпикура благодаря потребности онтологически обосновать наличие свободы в жизни человека.

Введя случайность в структуру бытия, Эпикур развивает учение Демокрита о причинности всего существующего, т. е. детерминизм (лат. determinare — определять). Детерминизм – это учение о всеобщей связи и причинной обусловленности всех явлений. Принципиальное отличие детерминизма Эпикура от детерминизма Демокрита заключается в том, что у Демокрита причинность отождествляется с необходимостью, так как случайность в структуре бытия отрицается, а у Эпикура существуют причины как необходимых, закономерных, так и случайных явлений. В учении Демокрита отрицание случайности приводит к фатализму. У Демокрита детерминизм имеет метафизический и механистический характер. В Новое время такой детерминизм станет называться также лапласовским – по имени французского ученого, выразившего механистический детерминизм в формуле «дайте мне точку опоры, и я переверну мир», т. е., зная исходные координаты механических процессов, можно точно спрогнозировать, что, где, когда произойдет. Введение случайности в структуру бытия в учении Эпикура позволило осознать, что из связей между атомами, обусловленными их характеристиками, вытекает необходимый, закономерный или случайный характер причинности.

Если связь будет внутренней, существенной, объективной, постоянной, то причина явления будет необходимой и, следовательно, закономерной. Если же связь – внешняя, несущественная, субъективная и эпизодическая, то причина явления – случайная. Детерминизм у Эпикура имеет диалектический характер. Детерминизму как принципу диалектики противостоит, с одной стороны, метафизический (механистический) детерминизм, абсолютизирующий необходимость, отрицающий случайность и приводящий к фатализму, а с другой стороны – индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений, необходимость и абсолютизирующий случайность, что приводит к волюнтаризму.

Если случайность существует объективно, в самой структуре бытия, значит, у человека есть свобода выбора. Однако гораздо труднее распорядиться свободой, чем осознать, что она у тебя есть. Поэтому самоцелью философии Эпикура является этика удовольствия как раскрытие мудрого и счастливого смысла жизни. Удовольствие, по Эпикуру, – это то, что не приносит страдания, значит, не разрушает человеческую личность и основано на свободе выбора. Эти критерии отличают удовольствия от их суррогата (лат. surrogatus — поставленный вместо другого). Поэтому нельзя отождествлять эпикуреизм с гедонизмом (греч. hedone — наслаждение), проповедующим наслаждение ради наслаждений. Гедонизм первоначально был развит в учении киренаиков, провозглашавших необязательность этических норм. Эпикур считал, что самое разрушительное страдание – это страх, который лишает человека свободы. Самый фундаментальный страх – страх перед смертью. Однако все страхи не имеют силы в глазах философа. Эпикур стремился освободить человека от страха перед смертью: «Смерть – самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения, – утверждает Эпикур. – Ведь когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Рис. 4. Разновидности детерминизма

Раскрыв сущность удовольствий, Эпикур разрабатывает их классификацию, выделяя три основных вида:

1) необходимые, т. е. естественные, вытекающие из природы человека и желаемые им;

2) необходимые, но не желаемые человеком;

3) не необходимые, т. е. противоестественные и нежелаемые.

Поясним на примере. Человек – существо социальное, поэтому удовольствие от общения естественно и необходимо для него. Однако если для экстраверта непосредственное и активное общение с другими людьми относится к первому виду, то для интроверта – ко второму. Вы спросите, почему у Эпикура нет четвертого вида удовольствий: не необходимые но желаемые, вытекающего из формально-логических критериев его классификации: необходимость и желаемость. Дело в том, что классификация Эпикура не формальна, а содержательна, в соответствии с раскрытой им сущностью добродетелей, поэтому не необходимые, противоестественные (алкоголизм, наркомания и т. п.) удовольствия, будучи их суррогатом, по природе своей удовольствием не являются, так как причиняют страдание, разрушают человеческую личность и, главное, не могут быть результатом свободы выбора.

Мудрец, по учению Эпикура, – тот, кто выбирает удовольствия первого вида для достижения безмятежности души – атараксии (греч. ataraXIa — невозмутимость) как цели счастливой жизни. Сам Эпикур из всех возможных удовольствий первого вида смыслом своей жизни сделал интеллектуальную дружбу. Школа Эпикура – это сад рядом с его домом, на вратах которого было начертано: «Путник, входи, здесь удовольствие – высшее благо». У Эпикура не было семьи и детей, все свое время он посвящал своим ученикам, друзьям и их детям.

Эпикур преодолел фатализм Демокрита не только концептуально, но и практически, самой своей судьбой. У Эпикура была врожденная болезнь почек, и повивальная бабка дала неутешительный прогноз по поводу продолжительности его жизни. Однако рано сформировавшись как философ и выработав размеренный образ жизни, посвященный любимому удовольствию – интеллектуальной дружбе и позволявший ему регулярно принимать лечебные ванны, Эпикур прожил 70 лет.

Почему же Эпикур утверждал, что он ничей последователь? Эпикур завершает дело сократовского переворота: в дополнение к онтологическому, гносеологическому, социальному и деятельностному аспектам нравственности, разработанным Сократом, Платоном и Аристотелем, Эпикур разработал цементирующий этику аспект свободы. Нравственную оценку любому поступку, в принципе, можно давать только при наличии свободы выбора. Таким образом, Эпикур выступает как свой среди чужих и чужой среди своих, поскольку завершает творческую линию идеализма, но на атомистической, т. е. материалистической, основе.

В гносеологии Эпикур выступил как последовательный сенсуалист. Важность этого раздела философии Эпикур подчеркнул специальным его названием – каноника (греч. kanon — правило, предписание), без чего невозможны разумная жизнь и разумная деятельность. Канонике он посвятил специальное произведение, в котором обосновал три критерия истины:

1) восприятия;

2) понятия, которые раскрываются как общие представления;

3) чувства.

21. Поздняя античность: общая характеристика и основные школы.

Общая характеристика античной философии Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.Особенности Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V ни. до н.э. в Милете –крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой АзииХарактерные чертыНатуралистический подход в понимании Природы и Космоса.Поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм).Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практическогоприменения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое.Развитие астрономических, математических, физических и биологическихзнаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модельнебесной сферы и т.п.).

Анаксимандр (610-547 до н.э.) Основные взгляды:Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.

Фалес (625-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом. Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.Вселенная полна богов.

Анаксимен (585-525 до н.э.) Основные взгляды:Первоначало всего сущего — воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений. Земля — плоский диск, парящий в воздухе. Боги отождествляются с Природой.

Философия Гераклита Эфесского Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит — один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1848 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...