Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пантеизм и натурфилософия Николая Кузанского



Никола́й Куза́нский, настоящее имя Николай Кребс — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия) — кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в.

ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия. Другое название — религиозный натурализм.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены.

Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

29. «Титаны» Возрождения

Титаны итальянского Возрождения — это три вершины искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Почему мы называем их «титанами»? В античной мифологии титанами называли тех, кто осмелился бросить вызов богам, желая сравниться с богами в могуществе. Но олимпийские боги жестоко покарали гордецов и свергли их в тартар. Одним из титанов был Прометей, который тоже бросил вызов богам, чтобы помочь роду человеческому. Он подарил людям огонь, но сам стал жертвой мести богов: был прикован к скале, и коршун клевал его печень.

Титаны Возрождения, так же как античные полубоги, бросали вызов Небу. В отличие от средневекового представления о ничтожности человека, его слабости и греховности перед всесильным Богом, они утверждали величие человека, безграничность его возможностей и богатство дарований, причем не на. словах, а на деле, своим собственным примером. Трудно даже представить, сколько талантов вмещалось в одном человеке!

В Леонардо да Винчи совмещались таланты ученого (математика, механика, оптика, физика, биолога, анатома и т. д.), художника (рисовальщика, живописца, скульптора и архитектора), философа и писателя. Микеланджело был одновременно скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Рафаэль, может быть, не был так многогранен, но его художественный дар был столь совершенным, что уже при жизни его называли Санти, то есть «божественный».

Взгляните на поздний автопортрет Леонардо. Мы видим человека, очень многое испытавшего в жизни. Волосы и борода струятся по лицу, придавая ему облик мудрого волхва, открывшего недоступные простому смертному тайны. Проницательный взгляд, уголки губ опущены, что выражает разочарованность.

Леонардо да Винчи — это образ художника-мудреца. Его ученость стремится проникнуть во все уголки мира. Даже красоту он хочет познать и измерить с помощью циркуля и линейки. И это ему удается. Познание сокровенных тайн природы — вот в чем душа Леонардо.

Рафаэль — светлый гений, ангел Возрождения. Ему все давалось легко. Он не страдает, его ум не мечется в поисках истины. Истина сама ему открывается — в красоте, и он ее воплощает настолько совершенно, что никому не удалось с тех пор его превзойти. Рано, ушел из жизни этот светлый гений Возрождения. В 38 лет, почти как Пушкин. Его смерть была оплакана всем Римом. Вазари говорил, что такие люди, как Рафаэль, богато одаренные красотой и талантом, мягким характером, скромностью и грацией, — не люди, а смертные боги.

Микеланджело — вот подлинный титан. Всегда в борении с собой, миром и Богом. Колоссальный порыв, вера в человека. Сам он говорил: «Еще не родился на свете человек, который, как я, был бы столь склонен любить людей». Микеланджело пережил взлет ренессансных идеалов и их трагическое крушение.

Появление таких замечательных личностей в культуре, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, было не случайным. Оно свидетельствовало о глубоких переменах в отношении и к искусству в пелом, и к художнику в частности.

В Средние века личность художника была не важна. Создавая произведение искусства, мастер считал себя лишь инструментом в руках Божиих. Произведения не подписывались, так как считалось, что их подлинным автором является сам Бог.

Иконописцы, строители соборов и т.п. считались просто ремесленниками. Эти воззрения сохранялись долго.

Когда Микеланджело решил стать скульптором, отец запрещал ему это, считая такую профессию недостойной славного рода Буонар-роти; он просто не видел разницы между скульптором и каменотесом.

30. «Героический энтузиазм» Джордано Бруно.

Джорда́но Бру́но (итал. Giordano Bruno; настоящее имя Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

В философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция О природе вещей, идеи Платона, сочинение Николая Кузанского Об учёном незнании.

Джордано Бруно «О героическом энтузиазме».

В этой книге великий итальянский мыслитель излагает свои этические взгляды. Главная цель Бруно в трактате "О героическом энтузиазме", как он сам говорит, состояла в том, чтобы показать, что есть "божественное созерцание", или, что то же, в чем состоит "героическая любовь". Эта любовь героическая, поскольку ею человек возвышается над миром и устремляется к божественной истине.

В целом трактат посвящен путям духовного восхождения личности, рождению нового человека. Это рождение происходит в любви и благодаря любви - божественно-энтузиастической, героической любви. Это трактат (впрочем, Бруно называет свое произведение поэмой) о любви как пути божественного познания, жизненной энергии и творческом порыве.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...