Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главные проблемы философии поздного средневековья.Скот. Окам



Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой.

Весь XIV век ознаменован новыми тенденциями в философии. Характерно возрастание критического духа философии, который проявляется в новых взглядах в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри схоластики, из ее системы и метода, рождается критика схоластики. Эта критика направлена против крупнейших схоластических систем церковной феодальной философии, вершиной и классическим продуктом которой был томизм. В эпоху углубляющейся классовой и социальной дифференциации и в связи с недовольством масс значение томизма для католической церкви ослабевает. Аквинатово религиозно-теологическое освящение феодального неравенства было подвергнуто критике и нападкам. В рамках критики томизма, которая преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться некоторые новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и исподволь выражающие антифеодальные идеи. В границах этого философского движения (период поздней схоластики) в эпоху разложения и упадка схоластики происходят конфликты и столкновения различных школ, представители которых отстаивают как модернизацию, так и традиционную схоластику. Так как поздняя схоластика тоже открывает возможности для дальнейшего прогресса философии и естествознания, различные авторы характеризуют эту эпоху скорее как новый «кризис роста», чем упадок или закат философии.

В период упадка средневековой схоластики возникает так называемая теория «двух истин», согласно которой вера и разум оказываются двумя независимыми областями, различия между которыми столь радикальны, что никогда не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского (ок. 1240 - 1281),Уильяма Оккама (ок. 1300 - ок. 1350), разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации философии, освобождения ее из-под контроля религии.

Номиналисты – реально существуют вещи, а общие понятия – это слова или названия с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы, они могут быть в сознании человека как общие понятия, отражающие сходные черты предметов (признаки жизни).

Уильям Оккам (1300 – 1349 гг.) английский философ, крайний номиналист. Сторонник секуляризации (против господства церкви над государством). Прокладывает дорогу реформации. Завершил начатую еще него предшественниками критику философских доказательств существования Бога, провозгласив, что бытие Бога - предмет религиозной веры, а не философии, которая опирается на доказательства.

По Оккаму, только чувственное, наглядное знание (что зовется интуицией) может засвидетельствовать существование чего бы то ни было и только одно оно касается фактов. Учение о роли чувственной интуиции и опыта в познании связано у Оккама с двумя другими важными положениями его теории познания: требованием простоты объяснения (принцип экономии) и положением о том, что реально существует единичное (номинальное).

По Оккаму, задание знания - постижение реально существующего частичного, единичного. Общее существует только в сознании субъекта, который познает. Вне сознания и вне души любая вещь является единичной. В самих вещах нет ни общего, ни частичного. И то, и другое присуще только нашему способу восприятия одной и той же вещи. Универсалы не присущи самой вещи, они всегда существуют после нее, существуют только в сознании, однако они не лишены полностью объективного значения. Хотя универсалы только знак, но такой, который замещает не любые предметы, а только те, которые сами по себе похожи между собой. Потому номинализм Оккама иногда называют "терминизмом" (от слова "срок"). "Терминизм" Оккама связан с его учением об опыте. Из-за того, что реальными являются только единичные вещи, то познание объективного мира начинается с опыта и проходит через каналы ощущений. Первичный вид знания - это наглядное знание, которым узнается единичное. Вслед за ним идет "абстрактное" знание, или "знание об общем".

На этих принципах Оккам строит свою теорию науки. Науки разделяются на реальные и рациональные. Реальные науки рассматривают понятие с точки зрения их отношения к вещам, рациональные - с точки зрения их отношения к другим понятиям, а не к вещам.

Шотландский теолог – схоласт Дунс Скот (1266 – 1270-1308 гг.) пытается примерить реалистов и номиналистов, найти компромиссное решение и создаёт течение – концептуализм (соединять):

1) каждая вещь есть единство общего и частного. Общее существует реально, но только в самих вещах, отражая их сущность;

2) Связь религии и философии – предмет богословия – Бог, предмет философии – бытие. Познание есть активный процесс чувств и разума. Раскритиковал учение Фомы Аквинского. Матеpия равна Богу, она существует самостоятельно. Материя – объективная реальность.Отделить ф. (как рационально постигающую мир, теоретическое знание) от теологии (практическая дисциплина для спасения души). Свобода воли и подчинение разума воле - даже у бога, а бог есть абсолютная свобода.

В отличие от других номиналистов, Дунс Скот считает, что общее не является только продуктом ума, оно имеет основания в самих вещах. Чтобы объяснить существования единичного, индивидуального, следует считать, что общая сущность сама по себе не является ни универсальной, ни единичной. Все формы - родовые, видовые, единичные - начальное существуют в сознании Бога. Общее существует и в вещах (как их сущность), и после вещей (как понятия, которые наш ум отделяет от этих сущностей).

Душа, за Дунсом Скотом, - форма человеческого тела. Она создается Богом во время рождения человека и за ее жизнь неотъемлемая от тела. Она и единственная, и бессмертная. В учении о познании Дуне Скот отмечал активность души. Знание состоит и из того, которое идет от нас, и с того, которое идет от предмета, который узнается. Хоть бы какой значительной была активность души, все же в познании мы зависим и от предмета. Что касается деятельности человека, то над всеми ее видами господствует не ум, а воля, которая является выше ума. Тем более свободная воля Бога.

Таким образом, элементы критики схоластика, присутствующая в учении Дунса Скота, развивается не в интересах науки и философы, а в интересах теологии. Дунс Скот утверждает, что философия бессильна по делу спасения человека, потому что она игнорирует все личное, следует только от общего к общему. Она выводит все не из воли Бога, а из необходимости.

Дунс Скот

БОГ Þ Единичные вещи Þ Через познание, Þ Универсалии как абстракции

(воля) (ЕДИНИЧНОЕ) абстрагирование (ОБЩЕЕ)

Это умеренно номиналистическое учение.

Уильям Оккам

БОГ Þ Единичные вещи Þ Познание Þ Знания об единичных вещах

(воля) (Сугубо индивидуальные) эмпирическое

Крайний номинализм.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...