Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Етический рационализм Сократа



Софисты: Протогор, Горгий, Гиппей, Антифонт.

Особенности мировоззрения:

- субъективизм – человек есть мера всех вещей, всех существующих и несуществующих.

- релятивизм – все в мире относительно, нет ничего устойчивого.

- критицизм.

- нигилизм – полное отрицание всех существующих принципов.

Сократ (470 – 390 гг до н. э.).

Семья каменотеса, мать – повитуха. Вначале был софистом, затем создал свою систему.

Отличия Сократа от софистов - поиск объективности истины.

Система:

1. Принцип сократической иронии – не бояться подвергнуть себя критике.

2. Искусство маевтики. Умный философ помогает появиться мысли и утвердиться в жизни. Нужно уметь задавать вопросы и отвечать на них. Важно уметь выслушать собеседника.

3. Принцип мантики. Через знаимое постигаем незнаимое и наоборот.

Появление в Древней Греции в середине 5 в. до н.э. софистов - явление закономерное, ибо софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике), а спрос на людей, в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах был велик: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным.

Главное, отличало мировидение софистов от взглядов предшествующих мудрецов, - это четкое разделение того, что существует "по природе", и того, что существует по человеческому установлению, по закону, то есть разделение законов Макрокосма и законов Микрокосма; внимание софистов в мировоззрении было перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. В гносеологии софисты сознательно поставили вопрос о том, как относятся к окружающему нас миру наши мысли о нем? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир? - Софисты считали, что мир не познаваем, то есть были агностиками.

Агностицизм софистов вытекал из их релятивизма - учения о том, что все в мире относительно; в гносеологии релятивизм означает, что истина относительна, что она полностью зависит от условий, от времени и места, от обстоятельств, от человека; истина "у каждого своя", учили софисты, как кому кажется, так оно и есть. Софисты признавали лишь субъективные истины, которых действительно много, а объективную истину отрицали. Поэтому можно сказать, что их агностицизм был ограничен их гносеологическим релятивизмом.

Как и некоторые софисты, Сократ исследовал проблему человека, рассматривая человека как существо нравственное. Поэтому философию Сократа можно охарактеризовать как этический антропологизм.

Будучи критиком софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это тоже не тождественно "истинам, которые у каждого - свои"; истина для всех должна быть одна, на достижение такой истины и направлен метод Сократа, названный им самим "майевтикой" (букв. "повивальное искусство") и представляющий собой субъективную диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Сократ, таким образом, первый вывел знание на уровень понятия до, него мыслители делали это стихийно, то есть метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания - и это говорит о рационалистической ориентации Сократа. Сократ утверждал, что - внешний по отношению к человеку мир - непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно.

9. Философия Платона: учение об идеях, гносеология.

Платон (427 – 347 гг до н. э.). Выходец из царского рода. Настоящее имя Аристит, псевдоним Платон – широкогрудый.

В 21 год знакомится с Сократом. После смерти Сократа уезжает на 12 лет на Восток (Египет). Затем возвращается и уезжает в Сицилию и хочет реализовать идею идеального государства.

Платон является создателем Академии, которая просуществовала 1000 лет и была закрыта в 529 году. Основные идеи:

- теория познания – теория идей, метопсихоза, припоминания.

Самые высокие идеи – красота, истина, благо (добро).

Познание – это припоминание того, как наша душа пребывает в мире идей. Платон уверен в том, что душа бессмертна.

2 момента познания: чувственное и умопостигаемое (рациональное).

Идея об идеальном государстве.

Платон – мыслитель эпохи загнивания полиса. Он пытается создать общество, где не будет эгоизма.

Идеальное государство – население 10 тысяч (Афины 200 тыс.)

3 категории жителей:

- философы – золотое начало;

- воины, для них свойственно мужество;

- работники – медное начало, они руководствуются чувственно – эмоциональным началом, а не разумом.

Понятие семьи отменено. Каждая вещь имеет идеальную сущность.

Платон в онтологии - идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеалистической традиции (так называемой "линии Платона") что выразилось в следующем. Подобно элатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Подобно Демокриту Платон говорит о множественности бытия. Однако "бытие" для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей ("айдосов"), которые не имеют частей и, следовательно, всегда себе тождественны, они бессмертны и постигаются разумом; сам Платон называет их "сущностями", - вещи, согласно Платону, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.

Платон учил, что для того, чтобы объяснить то или иное явление, надо найти его идею - то есть понятие: то постоянное и устойчивое,что не дано чувственному восприятию. Мир же чувственно воспринимаемых вещей для Платона - отнюдь не "небытие", а становление - все временное движущееся, смертное, всегда иное, делимое; к этим характеристикам, данным Платоном как противоположным по отношению к характеристикам бытия, нужно добавить; телесное, материальное - в противоположность идеальному миру эйдосов.

Душа, по Платону, подобна идее - едина и неделима, но в ней можно вычленить части

а) разумную;

б) аффективную (эмоциональную);

в) вожделеющую (чувственную).

Если в душе человека преобладает разумная её часть - человек стремится к высшему благу, к справедливости и правде; таковы философы. Если более развита аффэктная часть души, то человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу; таковы стражи, и их гораздо больше, чем философов. Если же превалирует "низшая", вожделеющая часть души, то человеку надлежит заниматься физическим трудом - быть ремесленником или крестьянином, и таких людей большинство. Основываясь на этой логике рассуждений, Платон построил проект идеального государства подобного пирамиде: в нем правят философы (причем они должны обучатся до 30-летнего возраста), стражи охраняют порядок, а работный люд трудится... Государственные структуры современных Платону Афин были совсем иными, и этот проект по праву можно назвать утопическим; но исторический парадокс заключается в том, что социальные утопии имеют тенденцию сдаваться. Платон говорил об общей собственности, о том, что воспитанием детей должно заниматься государство, а не семья (которая оказывалась ненужной в идеальном Государстве); о том, что индивидуальное должное подчинится всеобщему: "Человек живет ради души государства".

В Афинах Платон основал школу - Академию, среди слушателей которой был и Аристотель, выделявшийся среди прочих своей одаренностью.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...