Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Аристотеля. Гениальный ученик Платона – Аристотель (4 век до н.э.) продолжил идеализм Платона, но его идеализм не был последовательным



Гениальный ученик Платона – Аристотель (4 век до н.э.) продолжил идеализм Платона, но его идеализм не был последовательным, так как в отдельные моменты Аристотель переходил на позиции материализма. Свое творчество он начал с критики великого учителя: «Платон мне друг, но истина дороже». Он критиковал Платона за разрыв понятия вещи с самой вещю (муж и жена в физическом мире,а идеи в потустороннем мире об этом), критиковал за то, что не существует «чистых» идей, оторванных от конкретных ыещей. Аристотель провозгласил,что существуют единичные конкретные вещи, а их понятия, виды, роды вторичны. Потому он сосредоточен на анализе бытия и раскрывает это понятие через категории или высшие роды бытия: субстанция, качество, количество, отношение, действие, время и т.д. Таким образом его философия посвящена учению о сущности вещей. Все сущее обладает потенцией (материей) и формой, где форма – это есть продолжение платоновского эйдоса, т.е. в его учении «О форме и материи» главным является форма, а материя должна подчиняться идеальной форме (сущности, идеи). Аристотель первым в мире классифицировал имеющиеся в то время науки, разделив их на три вида: теоретические (математика и философия), практические (экономика, этика, политика), творческие (риторика). В области политики он дал классификацию формам правления: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия). Своим идеалом он считал политию, т.е. умеренная демократия плюс умеренная олигархия. Он создал учение «О душе», причем душа по отношению к телу, это форма и она присуща всему живому: растению, животному, человеку…Аристотель явился основоположником экономики, эстетики, психологии, политологии и создателем формальной логики.

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар-ль считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. В соответствии с учением о сушности, Ар-ль проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Ар-лю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Ар-ля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар-ль определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Ар-ль разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые)


11.Филсоофия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, скептицизм.

После смерти Аристотеля, начинается этап кризиса и упадка античной философии, это было вызвано социально – экономическими предпосылками. Греция теряла свое господствующее положение в мире и в дальнейшим она будет завоёвана Римской Империей. Начинается период эллинизма, когда достижение греческой культуры распространяется за пределами Греции и активно усваивается другими народами, это и есть процесс эллинизма. Философия этого периода (3 век до н.э. по 3 век н.э.) представляла собой множество различных школ, как материалистические, так и идеалистические. Материализм был представлен атомизмом Эпикура (4 – 3 век до н.э.), но преобладающим направлением был субъективный идеализм, представленный школой стоиков, такая философия подготавливала идейную основу для принятия в будущем христианского вероучения. Позднее появляется объективно- идеалистическое направление неоплатонизм.Первая школа эллинизма – это киники (то что сегоядн называют циники). Эта школа обосновала никакую- то философскую теорию, а особый образ жизни, оторванный от общества и культуры. Основатель этой школы был Антисфен и его последователь Диоген Синопский. Их девиз заключался: «Жить естественной жизнью и слиться с природой». Само название «киники» происходит от слова «собачий нос», речь идет о конуре. Характерные черты образа жизни киников и философии киников: признание абсолютной свободы, жизни вне общества, отсутствие постоянного места жительства, паразитический образ жизни и аскетизм, космополитизм (не было родины, человек без родины).

Школа стоиков, основатель которой был Зенон Китийский, проповедовал невозмутимость и стойкость духа, освобождение от влияния внешнего мира, постоянное самосовершенствование и стремление к мудрости. Они проповедовали знание, культуру, высокую нравственность: апатию (бесстрастие, умеренность) и автаркия (самодостаточность). Если Платон, Аристотель были государств., они писали о государстве, теперь нет этой мощи.

Стоицизм одна из школ Сократа, ставящая своей целью воспитание в человеке доброродетеля и высокой нравственности. Характерные черты их философии: 1)жить в согласии с природой и мировым космосом. 2) добродетель – высшее благо, а порок – это зло. 3) неучастие в общественной и государственной жизни (тут они отходят от Платона, Аристотеля). И, тем не менее, они проповедовали восхищение богатством, здоровьем, красотой и осуждали нищету, бедность, бродяжность, попрошайничество. Стоки считали высшей целью в жизни человека – достижение счастья – это эвдемонизм. Представители: Сенека (1 век до н.э.), воспитанник императора Нейрона, Марк Аврелий.

Школа Эпикура (сад) представляла собой продолжение атомизма Демокрита и Левкиппа, в онтологии он материалист - антомист, а в гносеологии - идеалист. В целом его философия получила название этика, т.к. главная проблема – это проблема человека и его поведение в обществе. Своим проявлением человек обязан сам себе, т.е. он результат биологичекой эволюции. Судьба человека зависит от него самого, но не от богов. Душа человка – это особый вид материи, причем она такжесмертан,как и тело. Главный принцип этики – стреление к наслаждению, удовольствию – это гедонизм. Под удовольствием и наслаждением он понимает отсутствие страданий, здоровья и занятием любимого дела. Нормой жизни должны стать разумные ограничения желаний, невозмутимость и безмятежность (авараксия) и мудрость.

Неоплатонизм – это учение Платона. Объективно – идеалистическая предтеча христианской философии, основанная на принципах философии Платона. Средневековая философия многое взяла у Платона для обоснования идеологии христианства. Это были следующие принципы: 1) деление бытия на 2 противоположных мира – земной, физический и потусторонний, поднебесный. 2) связующим звеном между этими двумя мирами выступает бессмертная душа, которая бесконечно перевоплощается в различные плоти. 3)в творчестве Платона существовала иерархия в виде пирамиды различных эйдосов (идей). На вершине, которой находилась самая главная идея Единое (это некий духовный абсолютный). По сути это и сеть предтеча будущего христианского Бога. Основоположник неоплатонизма был Плотин(2 век н.э.). Он берет у Платона триаду – Единое, ум, душа.

Скептики. Скептицизм (скептис – сомнение) – древнегреческое учение, впервые обоснованное Перроном в 4 веке до н.э. Скептики подвергают сомнению чувственное познание, считая его не истинным. Впервые скептис проявился у софистов, что выразилось в их релятивизме – они признавали относительные знания в зависимости от обстоятельств и отвергали рациональную истину (объективную). Эллин (жители Эллады) – эллинизм, (эпоха античности в 4 веке до н.э.- 4 век н.э.) – эллинизация (процесс усвоения высокоразвитой греческой культуры другими народами мира). Вся высокоразвитая античная культура основывалась на язычестве, поэтому средневековье относилось к ней резко отрицательно и критически за исключением творчества двух выдающихся философов (Платон и Аристотель).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 923 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...