Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие ответственности и изменение его содержания под влиянием современного научно-технического прогресса



Проблема ответственности стала объектом специального и обстоятельного философского исследования лишь во второй половине XX столетия. Однако данное обстоятельство не означает, что люди раньше не обращали никакого внимания на содержание данной проблемы. Как раз наоборот, они довольно рано осознали такие аспекты этого содержания, как, например, правовая обязанность или нравственный долг, о чем, в частности, свидетельствуют свод законов вавилонского царя Хаммурапи и библейские заповеди. Позднее Аристотель своей фразой о том, что «Платон мне дорог, но истина дороже» фактически определил стремление к истине как высший профессионально-этический долг мыслителя (ученого), а Гиппократ своей знаменитой клятвой обозначил идею профессиональной ответственности и конкретно раскрыл ее содержание именно как ответственность врача перед пациентом и перед своими коллегами. В том же ряду можно упомянуть и принятую 26 августа 1789 г., т.е. в начале Великой Французской революции учредительным собранием Франции «Декларацию прав человека и гражданина», которая облекает содержание понятия «ответственность» в социально-политическую форму.

Во всех указанных случаях речь идет о различных аспектах именно того содержания, которое обычно обозначается словом «ответственность», хотя само это слово тогда еще отсутствовало. Во многих европейских языках оно восходит, как известно, к латинскому глаголу «respondere», буквально означающему «обещать» или «давать взамен», а в более широком смысле - «отвечать». Абстрактное существительное от этого глагола появилось не раньше второй половины XVIII столетия. Одним из первых, кто использовал слово «ответственность» («responsibility») считается английский философ-моралист и правовед Иеремия Бентам, который в своем сочинении «Фрагмент о правлении» под «ответственностью правителей» понимал их обязанность отвечать (отчитываться) перед гражданами за свои действия. Чуть больше столетия спустя французский этнограф и философ Люсьен Леви-Брюль в своей работе «Идея ответственности» фактически положил начало, философскому анализу данной идеи, пытаясь при этом исторически подходить к пониманию и исследованию ее содержания.

В дальнейшем философский анализ проблемы ответственности был подстегнут современной научно-технической революцией и ее достижениями. Создание на базе и при непосредственном содействии современной науки и техники оружия массового поражения, частичное его тайное или гласное применение в первой и второй мировых войнах, его дальнейшее усовершенствование и хранение в огромных количествах - все это стало источником постоянной серьезной угрозы самому существованию рода людского, поскольку впервые сделало вполне реальной возможность его самоуничтожения.

К началу 70-х годов XX столетия достаточно очевидным, негативным, разрушающим естественную среду обитания, воздействием, нынешний фактически бесконтрольный научно- технический прогресс может в самой ближайшей перспективе сделать эту среду совсем непригодной для жизни вообще и, тем самым, положить конец существованию не только человека, но и всего живого на Земле. Начиная примерно с середины прошлого столетия данная проблема все более настойчиво выдвигалась на переднюю линию философских и иных исследований, становясь, в частности, одной из центральных проблем как философии науки, так и философии техники.

При решении данной проблемы были предложены различные подходы, среди которых можно было бы, по крайней мере, выделить в качестве основных следующие три: теологический, социологический и натурфилософский (метафизический). Теологическим называется тот подход, согласно которому понятие «ответственность» исторически выводится из определенных религиозных представлений и основоположений.

Социологический подход связывает формирование понятия «ответственность» не с религиозным, а с иными (светскими) аспектами социальной жизни человека.

Согласно натурфилософскому или метафизическому подходу ответственность объявляется особой, присущей одному только человеку, формой проявления некоего всеобщего свойства материи - свойства «отвечать» или отражать. Любая конкретная форма существования материи обладает своей, свойственной только ей способностью отвечать на воздействие, отражать его. На уровне живой материи данная способность приобретает избирательный характер, а у человека она достигает полного развития и получает свое высшее выражение в виде ответственности.

С давних пор фактически различались такие разновидности ответственности как правовая, моральная и профессиональная. Современный исследователь Г.Л.Харит предлагает иную классификацию видов ответственности, согласно которой выделяет следующие четыре вида: ответственности каузальную, ролевую, вменяемую обязанностью и предписываемую компетенцией.

Моральная ответственность является неотчуждаемой, целостной, персональной. Она не может быть безличной, от нее нельзя отказаться или уклониться, ее невозможно делить с другими или перекладывать на других.

Моральный долг понимается: а) сугубо как отношение человека к человеку, б) как вменяемая моральным законом обязанность перед настоящим и прошлым, но не перед будущим. Подобное ограничение сферы применимости распространялось и на внеморальную ответственность.

Одним из первых, кто осознал и заговорил об актуальности проблемы понятия ответственности и о расширении сферы приложения этических принципов и моральных норм и их фактическом распространении на отношение человека и человечества к биосфере и к космосу в целом был нем.-франц. врач, протестантский теолог и философ культуры Альберт Швейцер. Согласно этому одной из главных причин глубокого кризиса, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом является утрата этой культурой миро- и жизнеутверждающего мировоззрения вместе с его определяющей морально-этической составляющей. Данный кризис не может быть успешно преодолен, а, стало быть, человечество не будет в состоянии не только эффективно противостоять декадансу и остановить свою дальнейшую деградацию, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как «жизнь, желающая жить среди жизни».

Вышеприведенные идеи, разработанные под непосредственным влиянием негативных последствий современного научно- технического прогресса А.Швейцером и другими, служили сильным импульсом и важным основанием для формирования целого ряда новых нетрадиционных направлений в этике, таких, например, как биоэтика, медицинская этика, экологическая этика, ядерная этика, компьютерная этика и т.д.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 779 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...