Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технократизм и технофобия



Технократия – понятие, обозначающее установление политической власти технических специалистов, результатом чего будет управление обществом не на основе "частных" интересов того или иного класса, а на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всех людей. Американский ученый-экономист норвежского происхождения Торстейн Веблен является основоположником инстуционализма и технократизма.

Целостное социально – философское учение было подхвачено впоследствии и развито дальше такими институционалистами, как Дж.К.Гэлбрейт и др. Так, например, конкретизируя основную идею «технократизма» Т.Веблена, Дж.К.Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» формирует свое понятие «техноструктура», под которой он подразумевает совокупность всех специалистов, которые не только имеют реальный доступ к информации, необходимой для принятия правильных решений, но и фактически владеют ею и которым должна принадлежать вся полнота власти в «новом индустриальном обществе». В своем более конкретном содержании «техноструктура» включает в себя инженеров, ученых, менеджеров и всех тех, кто непосредственно входит в верхушку промышленной бюрократии, которая уже теперь фактически управляет современными крупными корпорациями. Что же касается формальных (юридических) владельцев этих последних, т.е. акционеров, то они, якобы, уже не имеют никакой возможности реально влиять на процесс принятия решений, а, следовательно, и на управление этими корпорациями, поскольку не обладают более необходимой для этого информацией. Полностью отрывая управление (власть) от собственности, Дж.К.Гэлбрейт, подобно остальным теоретикам «постиндустриального общества», фактически выдает желаемое за действительное и, тем самым, довольно точно обозначает идеологический мотив и ориентир своих исследований и своих теоретических конструкций.

Нет сомнений в том, что более или менее мелкие акционеры любого крупного предприятия действительно не имеют никаких шансов хоть как-нибудь повлиять на процесс принятия решений и участвовать в управлении своим предприятием. Однако совсем другое дело — крупные акционеры, которые владеют достаточно большими пакетами, или даже контрольным пакетом «голосующих» акций соответствующей корпорации. Ведь именно от них, от их воли, желаний, интересов и т.д., и зависит, в конечном итоге, решение любого вопроса, касающегося жизнедеятельности корпорации и перспективы ее дальнейшего существования и развития. Более того, именно они фактически и определяют конкретный состав той «техноструктуры», которой будет вверено управление корпорацией, не забывая при этом зарезервировать персонально для себя или же для своих доверительных представителей руководящее место в ней.

Технофобия - концептуальная установка, согласно которой техника рассматривается и трактуется как основная причина (источник) отчужденности человека, как от природы, так и от самого себя, а, стало быть, и как главная опасность, угрожающая его собственному существованию. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего реального исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы.

Технофобия как идея, выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилась вместе с самой техникой. Дело в том, что технику с самого начала можно было бы использовать как во благо, так и во вред человеку. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Они на протяжении всего технического века либо восхищались ею и преклонялись перед ней, либо же, напротив, экзистенциально боялись ее как чего-то зловещего и демонического.

Элементы демонизации техники можно найти еще в первобытном мифе. Позднее эти элементы более отчетливо и целостно обнаруживают себя в представлении о технике как небогоугодном предприятии. Противоречивый характер профессиональной деятельности проблема, которую в современной философии техники обычно обозначают как «амбивалентность техники». Данная проблема была довольно четко сформулирована Ф.Бэконом, согласно которому человеческая жизнь многим обязана механическим искусствам, «ибо из их сокровищ складывались в значительной мере и обряды религии, и благоустройство гражданской жизни, и, наконец, вся материальная культура». Однако «из того же источника рождаются и орудия похоти, и даже орудия смерти».

В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс для развития в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций. Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись в сговоре с дьяволом, которому они, якобы, продали свою душу.

В Новое время или в эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно было бы охарактеризовать как социально-экономическое. Преобладающая еще в начале данной эпохи в городах цеховая форма организации труда и соответствующий ей тип производства не могли в новых исторических условиях выжить иначе, как оказав серьезное сопротивление техническому прогрессу, поскольку свободное развитие техники неминуемо привело бы к их разрушению и полной ликвидации. Поэтому технические новации допускались тогда лишь в той мере, в какой они не представляли собой никакой угрозы для существования цеховой организации. В противном случае их уничтожали или официально запрещали, а над их создателями нередко учиняли расправу.

Социальная обусловленность «технофобии» была впервые выражена и обозначена в эпохе Просвещения Жан-Жаком Руссо. Согласно этому великому французскому просветителю именно наука и искусство упрочили троны после того, как их выдвигала необходимость. Поэтому неудивительно, что вместе с научно-техническим прогрессом «исчезает добродетель» и «наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства». Вместе с тем Ж.-Ж.Руссо подчеркивал негативное значение техники, ее разрушительную функцию и в том плане, что она, подобно науке, выявляет и актуализирует те тайны природы, которые, по своей сути, являются для человека злом.

В современной эпохе «технофобия» получает «постоянную прописку» прежде всего в так называемых «антисциентистских» направлениях западной философии, таких, например, как философия жизни и вырастающие из нее экзистенциализм и философская антропология. В данных и некоторых других философских системах техника и ее ничем, не контролируемое развитие, рассматриваются как один из главных факторов, подавляющих человеческую индивидуальность и реально угрожающих бытию человека вообще.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2816 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...