Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Живая природа



Происхождение жизни. Бытие живой природы необходимо рассматривать в непосредственной взаимо­связи с таким явлением, как жизнь. Быть для живого существа — значит жить, а не быть — значит ли­шиться жизни, умереть, т.е. перестать существовать как жи­вой организм. Проблема возникновения жизни на Земле по­стоянно была в центре внимания человека и всегда оставалась для него одной из величайших загадок, в попытках разгадать которую он во все времена использовал всю силу своего ума и фантазии. Но и сегодня, когда исследовательские возмож­ности человека неизмеримо выросли, а биологические науки шагнули далеко вперед, эта проблема не может считаться до конца решенной. Именно поэтому наряду с научными представлениями эволюционного возникновения живого веще­ства из неживого продолжают существовать различные тео­рии происхождения жизни, многие из которых своими кор­нями уходят в историю и, в частности, в историю философии.

Так, уже в первобытном обществе люди пытались объяс­нить жизнь посредством существования духов, душ, которы­ми, по их мнению, наделены не только люди, но и животные, а также все предметы и явления окружающей действительно­сти. Соответствующие верования получили название ани­мизм (от лат. ашта — дух, душа).

У Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), а затем в средневековой схоластике и у Лейбница (1646—1716) мы находим термин эн­телехия (от греч. еп1е!есЬе1а — имеющий цель в самом себе), истолковываемый как активное начало, движущая сила. Это понятие положено в основу витализма (от лат. уЛаНз — жи­вой) — философского учения, объясняющего существование живого вещества и его качественное отличие от неживого по­средством признания некой бестелесной, иррациональной причины, «жизненной силы», лежащей в основе всего живо­го. Немало различных идей высказано по поводу божествен­ных актов творения жизни, занесения «спор жизни» на Землю из космоса, пришельцев с других планет, якобы осуществля­ющих на Земле свой эксперимент, и т.п.

О возможности жизни во Вселенной. Вопрос о том, есть ли жизнь еще где-нибудь в космосе, кроме нашей планеты, вполне правомерен. Уже одна мысль о том, что таких звезд, как наше Солнце, во Вселенной бесчис­ленное множество, и вокруг них могут, как и вокруг нашей звезды, вращаться планеты (а наличие планет у некоторых звезд— установленный факт), дает основание предположить о возможности жизни еще где-то помимо Земли. Более того, даже относительно Солнечной системы, в космических мас­штабах просто крошечной и в значительной мере доступной современному человеку для исследований, нет пока достаточ­ной информации, чтобы утверждать о наличии или отсут­ствии каких бы то ни было форм жизни. Такая задача не может быть решена только умозрительным путем и потребует экпериментальных исследований. Судя же по темпам роста научно-технических возможностей человека, вопрос о нали­чии или отсутствии жизни в Солнечной системе, помимо Земли, может получить решение уже в обозримом будущем. Однако по поводу всего мироздания (в силу его бесконеч­ности для человеческого познания) он остается и в видимой перспективе будет оставаться открытым. И это пока все, что можно сказать сегодня по данному поводу. К тому же нет никаких оснований утверждать, что жизнь вообще может су­ществовать таким и только таким способом, каким она про­является на Земле и воспринимается, осознается разумны­ми существами.

Философский оптимизм в решении трудных задач. Что же вытекает из этой, по словам Гегеля, «дурной бесконечности» в рассужде- ниях о том, есть ли жизнь во Вселенной, нет ли жизни во Вселенной, и откуда про­изошла та жизнь, частью которой мы сами являемся? Когда наука оказывается бессильной дать точные или хотя бы до­статочно определенные ответы на такого рода вопросы, мы вправе рассчитывать на философию, которая, формулируя основные мировоззренческие принципы, расширяет грани­цы нашего видения мира и поддерживает нас в стремлении лучше узнать как его, так и нас самих в нем.

Рассуждая над сверхтрудными задачами, одной из кото­рых является проблема возникновения жизни, мы можем проявить как излишний оптимизм и самоуверенность в спо­собности установить истину, так и впасть в уныние перед сложностью проблемы. Лучшей же в такой ситуации, по всей видимости, является позиция, сформулированная в на­чале нашего века видным представителем американского прагматизма Уильямом Джемсом (1842—1910), по образному выражению которого «мы стоим в горном проходе, среди снегов и вихрей, окутанные туманом, сквозь который иног­да открывается вид на тропинки, быть может ненадежные. Если мы будем стоять без движения, мы рискуем замерзнуть;

если мы выберем ложный путь, мы можем разбиться на­смерть; мы даже не знаем наверное, есть ли истинный путь? Что же нам делать? Не терять присутствия духа! Действовать, надеясь, что все к лучшему, а там будь что будет!» (Джемс У, Зависимость веры от воли. СПб., 1904. С. 35).

Если мы перед лицом бесконечности и неимоверной сложности решаемой задачи предпочтем апатии и бездей­ствию этот принцип, а мистике и слепой вере — доводы ра­зума и научный путь познания, то первое, что нам следует сделать в философском осмыслении феномена жизни, — это определить принципиальное отличие всего, что могло бы быть названо живым, от неживого.»

Зависимость живого от неживого. Живое, доступное сегодня нашему пони- манию, в своей совокупности несоизмеримо, ничтожно мало по сравнению с тем, что являет собою все неживое, если, конечно, вообще можно делать такое сравнение в масштабах человеческих представле­ний о мире. Но, говоря о бытии живого, нужно подчеркнуть, что оно неразрывно связано с бытием неживого, являясь как бы более высокой, качественно иной его ступенью.

Живое возникает на основе неживой (косной) природы и, уходя в небытие, в эту же косную природу и возвращает­ся. Именно на эту связь указывали уже первые древнегречес­кие философы, когда говорили, что все живое возникло из земли и воды и в них же превращается.

С развитием науки (в особенности биологии) с начала XIX в. возникают целостные учения об эволюции органи­ческого мира. Вначале идеи Ж.Ламарка (1744—1829), затем Ч.Дарвина (1809—1882), а позже открытия генетики, разви­тие биологии, химии, геологии дали основания утверждать, что живое возникло из неживого естественным путем в про­цессе соединения при определенных параметрах окружаю­щей среды аминокислот, возникших, в свою очередь, абио­тическим (небиогенным, естественным) путем.

Ч.Дарвин, например, выделяя законы, лежащие в осно­ве возникновения жизни и ее эволюционного развития в результате естественного отбора, назвал такие, из них, как рост, воспроизведение, наследственность, изменчивость, про­грессия размножения, борьба за жизнь, естественный отбор. Получило известность и определение Ф.Энгельса, «что жизнь есть способ существования белковых тел».

Характерные особенности живого. Современные научные представления позволяют определить любой живой организм (а именно в такой форме жизнь раскрыва­ется перед нами во всем своем многообразии), как самоорга­низующуюся систему открытого типа, т.е. производящую об­мен веществ, энергии и информации с окружающей средой. Другой отличительный признак живого заключается в способ­ности его к размножению. В отличие от всего неживого, толь­ко живые организмы могут порождать себе подобные, расти, развиваться, получая извне необходимые для роста и поддер­жания жизни вещества и выбрасывая в окружающую среду отходы своей деятельности. Иначе говоря, бытие живых орга­низмов функционально, оно осуществляется как процесс, т.е. нечто живое существует или, как говорят, в нем есть жизнь, лишь постольку, поскольку оно функционирует. Кроме того, для существования живых организмов требуется соответству­ющая и вполне определенная физическая и химическая сре­да, ибо их жизнедеятельность может происходить только в определенных параметрах: должная температура, наличие воздуха, влаги, питания и т.п.

Хотя отмеченные параметры вполне конкретны и под­даются исследованиям, абсолютно точную границу между живым и неживым провести не так-то просто. Например, вирусные частицы вне клеток живого организма не произ­водят обмена веществ, не размножаются и т.д., что дает ос­нование одним ученым относить их к живому, другим — к миру неживого. На неопределенное время прекращаются жизненные процессы и у высушенных семян или простей­ших организмов при глубоком замораживании, но при воз­вращении к прежним (нормальным) условиям их жизнен­ные процессы восстанавливаются.

Область распространения живого. Перечисленным выше условиям суще- ствования жизни (насколько сегодня достоверно известно науке) соответствует только тонкий слой Земли, включающий в себя верхнюю часть литосферы, гидросферу, а также нижнюю часть атмос­феры (тропосферу) и называемый биосферой (от греч. bios - жизнь), т.е. сферой жизни.

Уникальность биосферы состоит в том, что она ограни­чена в пространстве и имеет начало во времени. Возникнув примерно 2-3 млрд. лет тому назад, она прошла за это вре­мя сложнейший путь развития от простейших одноклеточ­ных до поразительного многообразия различных форм жи­вых существ, совершеннейшим из которых является человек. При этом все отдельные живые организмы смер­тны, так как их бытие всегда ограничено определенными временными рамками — рождением и смертью, в то время как вся биосфера в целом поддерживает свое существова­ние как единая система, благодаря процессу воспроизведе­ния жизни. То есть, раз возникнув, она существует и будет существовать до тех пор, пока будут сохраняться перечис­ленные выше условия, необходимые для функционирова­ния жизни. Заметим, однако, что если для одних форм жиз­ни — простейших, достаточны минимальные, предельно ограниченные условия существования, то для более разви­тых, а тем более для высокоразвитых, требуются уже мно­гие параметры, состоящие в сложнейших отношениях и равновесии.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...