Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 9 Русская и казахская философия XIX - начала XX веков



Русская философия является составной частью мировой философии и в то же время она отлична от философии в других странах.

Первоеотличие состоит в том, что она была рассеяна в политической, художественной, этической, религиозной литературе и в первую очередь касалась нравственно-религиозных и социальных проблем.

Второе отличие в том, что она существовала как проявление соборного сознания, характерного для русского народа, чего не было в странах Западной Европы.

Первый этап - древняя русская философия (с момента появления первых рел игиозно-философских сочинений до XV века). В ней продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии.

Первый русский митрополит Илларион, сподвижник Ярослава Мудрого (1015-1054) в книге «Слово о законе и благодати» критикует иудаизм как идеологию закона и восхваляет христианство к ак религию «благодати»..

Второй этап - появление и развитие доктрины «Москва - Третий Рим». Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией как их квинтэссенцией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.

Третий этап - философия Просвещения XVIII века, представители традиционного направления (славянофилы) свои усилия направляли на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ.

Закладывая основы естественнонаучного направления, М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.) высоко ценил Лейбница, Декарта и придавал большое значение опытному познанию.

А.Н.Радищев (1748-1802 гг.) в работе «Путешествие из Петербурга в Москву» выступает за равноправие, духовную и социальную свободу людей

Четвертый этап - развитие философско-социальной мысли декабристами (П. И. Пестель, И. Д. Якушкин и др.

Философия Х1Х - начала ХХ вв, т.е. пятый этап - борьба между славянофилами и западниками, проходившая на протяжении большей части XIX века.

П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.) в книге «Философические письма» резко критикует российское прошлое и настоящее и стремится создать христианскую философию.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.) развивает теорию «разумного эгоизма» на основе принципа самопожертвования как нормы для человека для достижения общественного благополучия.

Идеи славянофильства возрождаются Н.Я.Данилевским (1822-1885 гг), который в книге «Россия и Европа» (1869, 1871) подвергает критике европоцентризм, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. Он выделяет в качестве основных культурно-исторических типов развития: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский, перуанский, американский и германо-романский (европейский).

В.С.Соловьев (1853-1900 гг.) выступает за христианское единение, единство церкви и государства.

С.Н.Трубецкой рассматривают культурный процесс как непрерывное создание новых ценностей, опирающихся на прежние традиции.

В. И. Ленин (1970-1924) внес значительный вклад в развитие марксистской философии.

В казахской философии большое внимание уделяется изучению взаимосвязи человека и мира, природы и общества, смерти и бессмертия и т.д.

Шалкииз Тленшиулы (1465-1560 гг.), высоко ценит в мужчине храбрость, а в женщине - понимание, а в целом в людях – верность и преданность.

Этическое наследие Шалкииза было развито выдающимся жырау Ахтамберды (1675-1768 гг.). Он призывал людей беречь честь рода, заботиться о его интересах.

Этические идеи Ахтамберды получают развитие в творчестве Бухар-жырау (1668-1781 гг.), сподвижника Аблай хана. В его учении проблема нравственности больше рассматривается уже в гражданском плане. Особое внимание он уделяет такой ценности как единство народа.

Ч.Ч.Валиханов (1835—1865) – первый замечательный казахский учёный и выдающийся просветитель – демократ. Он дал массу блестящих работ по географии и этнографии, истории и фольклористике, религиоведению и востоковедению, философии и социологии и т.д.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1842-1889) – выдающийся казахский просветитель и демократ. Требуя от правительства организации школ в казахской степи, И.Алтынсарин считал что эти школы должны быть противопоставлены религиозным и, противодействуя распространению религиозных взглядов, давать знания об окружающих человека предметах и явлениях мира. С его точки зрения, только светское образование может обеспечить экономическое и нравственно развитие народа.

Известно, что ни одно из произведений великого казахского поэта Абая Кунанбаева (1845—1904) не увидело свет при его жизни. Лишь через пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов. А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы — так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь» (слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но, тем не менее, произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на родине поэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались, заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведения, распространялись в рукописных списках или исполнялись искусными рассказчиками-толкователями.

Просветительские идеи Абая развивает его племянник Шакарим Кудайбердиев (1858-1931). Систематического образования Шакарим не получал, зато он усиленно занимался самообразованием. Центральный объект философии Шакарима – человек. Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания.

А. Байтурсынов при разработке проблемы человека пытается учесть его национальные и интернациональные начала. В работе «Эдебиет таныткыш» («Литературный путеводитель», 1926) рассматриваются вопросы закономерности развития языка, литературного процесса вообще и казахской литературы в особенности. В своей поэзии он отображает всю палитру красоты и величия Степи, особенности психологического склада казахов. Язык его выразителен и образен.

В поэзии Дулатова большое внимание уделяется раскрытия общественных отношений и человеческих характеров. Это достаточно отчетливо проявилось в его социально-психологическом романе «Несчастная Жамал». В нем дан анализ внутреннего мира различных социально-психологических типов личностей, их душевных переживаний.

Выдающийся поэт-демократ. С. Торайгыров полагает, что в век научно-технического прогресса необходимо уделять должное внимание проблеме человека. Он настойчиво выступает за гуманизацию1 отношений в обществе, не приемлет абсолютизации возможностей рационального мышления. Критикуя слепое подчинение достижениям техники, он призывает людей к бережному отношению к природе.

Ж. Аймауытов в своих произведениях выступает за торжество нравственности и не приемлет самодовольной ограниченности человека. Он полагает, что преодоление самодовольства человека возможно через возвышение его разума, поиск им истины, которые сопряжены сомнениями и даже потерями.

Магжан Жумабаев пытался в образной поэтической форме отобразить противоречия социальной действительности начала ХХ века. В его творчестве доминировали элементы символизма. Так, Солнце у него является символом подлинного счастья, добра и мира. В поэме «Батыр – Баян» он говорит не только любви, но и о смысле жизни, о развитии природы общества, долга и чести человека. В его представлении гуманизма есть право человека на равенство и счастье.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2588 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...