Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени



Ее можно разделить на три периода:

- 1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): середина 14 – начало 15 в.

- 2-й период (неоплатонический): середина 15 - начало 16 в.

- 3-й период (натурфилософский): конец 16 – начало 17в.

Философия эпохи Возрождения возникает как оппозиция схоластическому мировоззрению, она имела антицерковную (антиклерикальную), антисхоластическую направленность. Эта философия обращена к человеку как высшей ценности, на развитие индивидуальности личности, ее физического и духовного потенциала.

Ренессанс, или иначе – эпоха Возрождения, можно определить как общеевропейский процесс идейного и культурного развития. Ренессанс возникает не повсеместно, а вначале в наиболее развитых в экономическом, политическом и культурном отношении странах.

Для эпохи Возрождения характерна секуляризация во всех сферах общественной жизни – в политике, искусстве, науке, философии. Религия отступает на второй план, общество преобразуется на основе светского устройства жизни, светского образования. Гуманизм эпохи Возрождения – это, прежде всего, стремление к человечности, утверждение «земной божественности» человека, его веры в свои силы и создание условий для достойной жизни.

Мыслители этой эпохи не были атеистами, но на первом месте для них были дела земные.

Данте Алигьери (1265-1321) считается предтечей философии эпохи Возрождения. В ряде своих произведений, как «Божественная комедия», «Новая жизнь», «Пир», «Монархия» он рассматривал божественное и человеческие начала как взаимодополняющие, в единстве. В них также выдвигаются идеи, что человек ответственен за свое счастье, благо, достижение которых всецело зависит от его личностных качеств.

Родоначальником гуманистического направления в философии Возрождения является Франческо Петрарка (1304-1374). Этот философ и поэт в трактате «О собственном незнании и незнании других» подвергает критике схоластическое понимание вечности. По его мнению, надо изучать не Бога, а самого человека во всем многообразии его чувств. Вводя впервые в философию термин «гуманизм», Петрарка указывает на необходимость поворота истинного христианства к человеколюбию.

Лоренцо Валла (1407-1457)– основатель метода сравнительного анализа отвергал схоластическую логику и на ее место поставил риторизм Цицерона. В произведении «О наслаждении» он говорит об ответственности человека, естественным является все то, что отвечает его природе.

Гуманистическую мысль второй половины XV века обогащает идеей достоинства личности Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Великий гуманист утверждает, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, а только предоставил ему возможность быть самим собой. Достоинство человека заключается в его свободе, а потому он может стать, кем пожелает, т.е. обожествляет человека. В противовес христианскому вероучению он утверждает, что на первый план должен быть выдвинут человек, а затем уже можно говорить о Боге.

Начало 16 века было ознаменовано крупнейшим кризисом римско-католической церкви, а потому «95 тезисов против индульгенций» Мартина Лютера, вызвали огромный резонанс. Эти тезисы богослова Мартина Лютера (1483-1560) стали началом Реформации.

Реформация - это критика монопольного положения католической церкви и ее учения в политической, идеологической системе Европы. В XVI веке реформаторское движение достигло апогея своего развития, и был осуществлен переход к протестантизму. Выступая против привилегий католических иерархов и образа мыслей римских богословов, Мартин Лютер отстаивает мысль о том, что у человека перед Богом нет ни достоинства, ни воли. Он выступал против церкви как единственного посредника между богом и человеком.

Философия Нового времени охватывает период 16 - 18 веков. Это - время становления и оформления естественных наук.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626 гг.) - основатель эмпирического (опытного) направления в философии. Девиз Ф. Бэкона: «Знание – сила». Суть своей философской идеи он сводит к тому, что в основе познания лежит исключительно опыт. Его критическое отношение к предшествующей философской традиции - античной и средневековой выражается в неприятии философии как созерцания.

Декарт Рене (1596-1650 гг.) - основоположник рационализма. Обоснование идеи ведущей роли разума в познании дано в работах «Размышления о первой философии», «Началах философии», «Правила для руководства ума».

Метафизика Декарта – это дуализм субстанций. Основным методом получения истинных фактов является рациональная дедукция, сравнение знания с фактами.

Томас Гоббс (1588-1679) разделяет сенсуализм Ф.Бэкона и рационализм Декарта. В своих рассуждениях о первой философии он признает первичность материи. В сочинении «О человеке» развивается идея, что человек человеку - волк, такова его природа. Это состояние людей характеризуется правом всех на все, т.е. войной всех против всех, в которой не может быть заведомо победителей. По его мнению, необходимо безоговорочно подчиняться государственным законам, государственной власти, независимо от того, какова форма этой власти - абсолютизм (монархия), аристократия или демократия. В целом он - сторонник права на жизнь, собственность и свободу.

Джон Локк (1632-1704) в работе «Опыт о человеческом разуме» рассматривает способности человеческого познания. Для него опыт выступает как воздействие предметов окружающего мира на человека, а потому ощущение является для него основой познания. Его утверждение, что любое законное правительство зиждется на «согласии управляемых», способствовало развитию демократических институтов. Дж. Локк решительно выступает за договор между правителем и подданными, который возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Выдвигая в качестве основных прав три - право на жизнь, собственность и свободу.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 ) в основу своей философской системы в «Этике» положил тезис о единой субстанции (Боге), атрибутами которой являются мышление и природа, а модусами – конечные предметы. Связь между атрибутами и модусами можно рассматривать как связь между природой творящей и природой сотворенной. Явления этих двух природы связаны причинно-следственными связями, а потому мир жестко детерминирован. Их познание имеет три ступени:

- знание на основе чувственного восприятия, которое недоказуемо и недостоверно;

- рассуждения разума, истины которого требуют доказательств;

- истины (содержание дефиниций1 и аксиом), непосредственно достигаемые разумом, независимые от опыта.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) является одним из основателей дифференциального и интегрального исчислений. Основой его философии является учение о монадах (или о множественности субстанций). Рассматривая монаду как простую, неделимую субстанцию, он выделяет четыре класса: «голые монады»; монады животных; монады человека; высшая монада – Бог. По степени развития различает три вида. Монады нижайшей степени имеют пассивную способность ощущения (перцепцию), они дают некие неясные представления. Монады высшей степени обладают ощущение и имеют более ясные представления. Монады наибольшей степени развития наделены сознанием. Он полагает, что разум человека лишь обладает врожденными принципами, которые могут развиться до идей или понятий.

Джордж Беркли (1684-) в «Трактате о принципах человеческого знания» излагает свою систему субъективного идеализма. В отличие от Д. Локка все качества Д.Беркли рассматривает как вторичные. Он признает существование Бога как единого истинно сущего и критикует деизм, интерпретируя его как безбожие.

Давид Юм (1711-) в «Трактате о человеческой природе», «Исследование человеческого разума» излагает свои основные философские положения. При рассмотрении источника познания он стоит на позиции агностицизма. К восприятиям, полученным органами чувств или от рефлексии, разум ничего не добавляет, а лишь соединяет, разделяет. С позиции скептицизма он не приемлет доказательства существование бога, основанные на несовершенстве человека или целесообразного устройства мира.

Выдающимся представителем социально-философской мысли Франции является Шарль Луи Монтескье (2689-1755), который попытался объяснить генезис и сущность общества на основе естественных факторов. В своей работе «О духе законов» он выделяет «естественные» и «позитивные» законы. Например, мир как естественный закон хотя и не вызывает у людей желание нападать на других, но они все же испытывают чувство неполноценности, неравенства. Позитивные законы регулируют отношения между людьми, между властью и подданными и гражданское право. Он одним из первых обосновывает необходимость разделения и уравновешивания полномочий между тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) рассматривает философию как средство борьбы против неразумного устройства мира. При рассмотрении вопросов общества, человека и свободы он понимает равенство как равенство перед законом и правом. В своем «Философском словаре» абстрактно истолковывает понятие свободы как свободу воли, которую ограничивает порядок целесообразно устроенного мира.

Жан Жак Руссо (1712-1778) основное внимание в своем творчестве уделяет проблеме неравенства людей и путей их преодоления. В работе «О влиянии наук на нравы» он подчеркивает, что развитие науки не привело к развитию цивилизации, так как основу развития составляют материальные интересы, а духовные интересы украшают его. Руссо убежден, что равенство исчезло тогда, когда возникла собственность. Второй ступенью неравенства людей является возникновение государства. Третья ступень неравенства возникает в связи с трансформации власти в деспотизм, когда правитель обманывает закон и народ.

Дени Дидро (1713-1784) был идейным вдохновителем проекта создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Он показывает, что мышление в отрыве от фактов впадает пустые спекуляции, а накопление фактов без рациональной обработки приводит к хаосу.

Тема 7-8. Западноевропейская философия конца XVIII-XIХ вв. (3 часа)

Философия истории Гердера (1774-) в книге «Идеи к философии истории человечества» развивает идею, что человечество в своей истории закономерно приходит к гуманизму. Рассматривая идею взаимосвязи человека и животных, он приходит к выводу, что животные не средства, а «меньшие братья. Содержание гуманности составляет способность к сочувствию страданиям других созданий, стремление к познанию бога, понимаемого как первая и единственная причина всех творений. История человека оказывается продолжением истории природы. Критикуя деспотизм, Гердер различает формальное и действительное следование традициям, нормам, определяет роль фантазии и образования, чувства и разума в историческом развитии, характере власти. В трактате «Идея всеобщей природы» указывает, что1 нахождение средств пропитания человека, одеяния, обеспечения безопасности и защиты должны быть его собственным дело.

Кант Иммануил (1724-1804) - основоположник немецкого классического идеализма, автор крупных философских произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В теоретической философии выделяют два основных направления. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натурфилософских идей. Он исключает идею сотворения мира и обосновывает идею историзма природы. Эти идеи подрывают основы прежней метафизики. У Канта мир человека рассматривается через призму человеческого сознания. Вещи мира и сам мир в целом существуют сами по себе, независимо от сознания и людям не явлены. Кант разрабатывает моральный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Проблема человеческой свободы связывается им с взаимным равенством всех людей. «Основа общего наукоучения» Фихте (1762-1814) базируется на тезисе об автономности Я.Под1 подлинным бытием онпризнает свободную, чистую деятельность, продуктом которой является материальное бытие.

Ф.Шеллинг полагает, что природа есть неразвитый, дремлющий разум. В работе «Система трансцендентального идеализма» отмечает, что в природе нет ничего вне нас существующего, она лишь есть внутренняя ограниченность собственной свободы деятельности человека.

Главная идея онтологии Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи. Абсолютная идея - это единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса является то, что, введя понятие «способ производства», они показали, что в основании всех общественных отношений лежат хозяйственные, экономические системы, которые и определяют другие стороны жизни людей - политические, идеологические и культурные феномены.

Прямого определения социализма у К. Маркса не найти. В одном случае К. Маркс использует понятие «гуманизм» и «социализм» как синонимы.

Однако при внимательном прочтении Маркса выясняется, что все эти разрозненные варианты прямо или косвенно объединяет сквозная идея: социализм (коммунизм) есть новый тип общественного развития, который по всем сущностным, принципиальным моментам является прямым отрицанием предшествующего типа развития.

В третьем томе «Капитала» К. Маркс разделяет развитие человечества на три эпохи:

1) предыстория, эпоха отчуждения. Это эпоха есть царство естественной необходимости.

2) коммунизм или эпоха частной собственности

3) эпоха положительного гуманизма.

Коммунизм для К. Маркса "означает становление практического гуманизма".

Конкретные пути перехода к социализму теоретически обосновывает в годы первой мировой войны В.И. Ленин. Разрабатывая теорию социализма, он в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» развивает мысль, что государственно-монополистический капитализм является ступенью, непосредственно предшествующей социализму.

Многоукладность характерна для того периода становления социализма, который Ленин называет «социализмом в известном смысле».

Итак, Ленин определяет три составляющие условия перехода к социализму: диктатура пролетариата; строжайший учет и контроль.

Конец XIX и ХХ в. – эпоха неклассической философии.

Позитивизм - философское направление, выступающее за то, чтобы философия была освобождена от ненаучных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Философия должна исследовать лишь факты, освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств.

О. Конт убежден в способности наук к бесконечному развитию, которая не нуждается, в какой-либо стоящей над ней науке как философия. Правда, он согласен за общей наукой, которая раскрывает связь между отдельными науками, оставить название философия. Прежние пережитки метафизики, в частности, претензии на раскрытие сущности, причинно-следственных связей явлений должны быть удалены из науки. Новая философия может только описывать явления, отвечая не на вопрос почему, а как. В этом к нему примыкают Дж. С.Милль, Г.Спенсер.

Махизм как «вторая форма позитивизма» (Э. Мах и Р. Авенариус). Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет еще одно название - эмпириокритицизм). Эмпириокритицизм выступает с центральным понятием - все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих отношений.

В новой онтологии антропологической философии XX века центром анализа становится духовное сознание и бессознательное, взятое в единстве с человеч еским бытием, т.е. наличное бытие, здесь-бытие. Иными словами, освоение идет от бытия1 человека к бытию мира, его свобода, активность открываемые самим его бытием. Большое внимание начинает уделяться изучению человеческого существования как специфической формы бытия.

С.Кьеркегор рассматривал понятие истории неотделимо от конечности, неповторимости существования, т.е. судьбы. В экзистенциализме раскрывается связь существования с трансцеденцией, его конечность обнаруживается в факте самого существования. Отсюда интерес в экзистенциализме к пограничным ситуациям – страдание, страх, тревога, вина, в которых выявляется природа существования.

В.Дильтей также рассматривает понятие жизни как способ бытия человека культурно-исторической реальности. Задача философии как науки о духе состоит в понимании жизни. Объяснение есть метод изучения природы. Понимание собственного мира достигается посредством интроспекции, самонаблюдения, а понимание чужого мира путем вживания, сопереживания т вчувствования, т.е. науки эмпатии.

Г.Риккерт разграничивает1 чувственно-реальное и ирреальное бытие. В отличие от естествознания, которое изучает природу, философия изучает мир ценностей. Он сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемое как безличное сознание.

Феноменология Э.Гуссерля проводит различие между реальным и идеальным бытием, первое является внешним, временным, а второе есть мир эйдосов, имеющих подлинную реальность. Согласно Гуссерлю, интерпретация бытия носит вторичный характер по отношению к рефлексии. Он указывает, что идеи, свойственные человеку смысловые структуры удивительного нового ряда, скрывающие в себе интенциональные бесконечности. Для него натурализм суть все существующее или просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно-функционально от нее зависимого психического.

М.Хайдеггер резко критиковал гуманизм Нового времени, основанный на идеях рационализма, индивидуализма и антропоцентризма. По его мнению, в этом новоевропейском гуманизме просматриваются прагматизм и эгоцентризм по отношению к природе.

«Философия жизни». Протест против технификации, обездушивания человека, души против машины. Родоначальник «Философии жизни» - Артур Шопенгауэр (1788-1869). Его основное произведение - «Мир как воля и представление» (1819-1844). Волюнтаризм. Сущность1 мира – неразумная воля, слепая сила. Субъективизм: без субъекта нет объекта. Пессимизм, опирающийся на буддизм. Избавление от страданий - путь отказа от желаний и иллюзий, путь аскетизма. Отказ от желаний и воли означает отказ от мира. «Нет воли – нет представления, нет мира».

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницшеанская модель образа сильного человека, Сверхчеловека, господина Эпохи.

В первый период своего творчества Ницше обращается к древнегреческой культуре. Он видит ее жизнеутверждающую силу в трагедии и находит соответствующий ей язык в музыке Вагнера, опираясь на философию воли. Соединение этих двух начал в трагедии позволяет принять мир в его ужасающей целостности, судьба же трагического героя раскрывает относительность ценности отдельного существования. Слабость современной культуры он усматривает в оптимизме.В качестве цели философии он видит возрождение трагедии.

Второй период характерен решением проблемы очищения человека. В работе «Человечское слишком человеческое. Книга для свободных людей» он говорит о пересмотре ценностей. По его мнению следует пересмотреть достижения науки в познании мира, представления о морали, религии, культуре, государстве, семье и человеке.

Третий период его творчества связан с поисками правил изменения убеждений. В работе «Веселая наука» он использует образ песочных часов для выражения идеи возвращения, упоминает Заратустру, сверхчеловеческое, смерть Бога. В этой работе он поднимает проблему семантики игры, предполагающей проникновение, вслушивание в смысл и сочетание слов, их воздействие. В фрагменте «Безумный человек» он выдвигает свой знаменитый тезис «Бог умер! И мы его убили!».





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 978 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...