Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм в 19 веке (О.Конт и Г.Спенсер) и начале 20 века (Э.Мах)



СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, представитель идеологии либеральной буржуазии в канун эпохи империализма.

КОНТ Огюст (1798—1857) — фр. философ, основатель позитивизма. Был секретарем и сотрудником Сен-Симона (1818—24).

Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родона-чальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллек-туальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитианой. На первой, теолог-ой стадии все явления объяснфбтся на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобра-зования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логичес-кого позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философ-ское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, Ф вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем (не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания.

МАХ Эрнст (1838—1916) — австр. физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, М. тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Исходя из мотивов философии Юма, М., по существу, отвергал понятия причинности, необходимости,субстанции, как, с его т. зр., не данные в “опыте”. В соответствии с махистским “принципом экономии мышления” описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (М., идя в русле взглядов Беркли, фактически отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, т. обр., к различию “функциональных отношений”, в к-рых рассматриваются “элементы”: физическое исследование состоит, по М., в анализе взаимной связи “элементов” друг с другом, психологическое — в анализе отношения человеческого организма к “элементам”. Понятия М. рассматривал как символы, обозначающие “комплексы ощущений” (“вещи”), а науку в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Субъективный идеализм М. и его непоследовательность раскрыты и подвергнуты критике в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Осн. работы: “Анализ ощущений и отношение физического к психическому” (1886), “Познание и заблуждение” (1905). Ф М. оказала влияние на формирование неопозитивизма, а также явилась основой махи-стской ревизии марксизма (Ф. Адлер, В. А. Базаров, Богданов, Юшкевич и др.).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 788 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...