Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(1770—1831) — нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. С 1801 преподавал в Йенском, а с 1818—в Берлинском ун-тах. В молодости Г. отличался радикальным образом мышления, приветствовал фр. революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии.
Философские системы и метод Гегеля.
Выдающийся немецкий философ Гегель разработал всеобъемлющую универсальную теоретическую систему реальности. Фундаментальным понятием этой системы стал объективно существующий абсолютный дух (универсальная духовная субстанция), который живет и развивается согласно объективным законам диалектики. На определенном этапе развития абсолютный дух выпускает из себя противоположность – природу, которая порождает субъективный дух. Он проходит все ступени развития, достигая на высших ступенях своих высших уровней – искусства, религии и наивысшее – философии.
Гегель анализирует и проблему свободы. Согласно Гегелю, все историческое движение является движением в развитии идеи свободы.
Безусловным достижением Гегеля является рассмотрение свободы как творческого утверждения определенного позитивного смысла, противопоставляя это представлениям о свободе как об абсолютной негативности. Свобода должна иметь утверждающее значение, иначе она становится формальной свободой или личностной волей. Отождествляя свободу с личностной волей, люди становятся несвободными, т.к. ограничения желаний и пристрастий воспринимают за ограничение свободы.
Действительная, позитивная свобода предполагает ограничения определенного типа. Источником ограничений является разум. Таким образом, свобода в своей основе имеет разум. Единством разума и свободы является человек через свободное существо.
Гегелевская концепция объективной диалектики вела к завершению какого-либо движения и развития вообще. Источником «беспокойства» мирового духа, который обеспечивает движение и развития, является наличие противоположностей. В серии исследуемых синтезов, из которых состоит поступательное движение развития, противоположности ликвидируются, превращаются в целостность. Ликвидируя в синтезировании самобытность и специфичность отдельного, мировой дух неизменно тормозит собственное движение и развитие до полного завершения процесса. Это находит свое проявление в объективизации. Такой объективизацией является возникновение объективной противоположности мирового духа – природы.
Относительно субъективного духа человека, то подобную объективизацию можно наблюдать в виде овеществления его деятельной активности. Такое предметное инобытие субъективного духа уже не есть «своим», а является «чужим». Овеществление у Гегеля всегда становится отчуждением. Процесс «отчуждения» постоянно прогрессирует, постоянно поглощает внутреннюю суть диалектического беспокойства субъективного духа.
Диалектика Гегеля. Законы и категории диалектики.
(Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии)
Ф Гегеля.
Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она разделалась со всякими представлениями об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна познать Ф, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, истина теперь заключалась в самом процессе познания. История также не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном состоянии человечества. Сменяющие друг друга общественные порядки – преходящие ступени развития человеческого общества.
Но Гегель вынужден строить систему, а система должна была завершиться абсолютной истиной. Тем самым догматическое содержание системы Гегеля приходит в противоречие с его диалектическим методом.
Диалектика Гегеля развивалась на основании идеализма Þ она не абсолютна, т.к. ограничена (система ограничения развития). Гегелем вообще завершается Ф, т.к. его ситема представляет собой итог всего предыдущего развития философии.
Ф Гегеля оказала влияние на развитие Германии, ее дух, жизнь.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2140 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!