Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2.6.: Становление русской философии



Русская философия начинает свое существование с 19 века. Являясь частью мировой философии, одновременно является самостоятельным направлением. Русская философия – философия предупреждения. Главная идея – нравственный запрет – на любые социальные изменения, которые рассчитаны на принуждение и насилие над личностью. В 40-50 г.г. 19 в. русская философия разделилась на 2 направления: западничество и славянофильство. Представители западничества утверждали, что Россия с Петровских времен привязана к Западу. Их работы воспроизводят идеи западноевропейских мыслителей. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский)

Славянофилы выступают с обоснованием самобытного развития России. Считают, что плоды цивилизации в Европе оборачиваются потерями – потерями человеческой личности, превращение его в статистическую единицу буржуазного рынка.

В основе славянофильства лежит мысль о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. Православие играет решающую роль для развития всей мировой цивилизации, ибо оно сформировало исконно русские начала, «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме. Славянофилы рассматривали народ как некий постоянный набор идеальных качеств. Предназначение великих личностей состоит в том, чтобы быть представителями этого народа. Их величие зависит от того, насколько они сумели выразить стремления и желания народа.

Во второй половине 19 в. четко определились 2 направления: радикальное (революционно-демократическое – Чернышевский, Плеханов) и религиозно-идеалистическое.

Н.Г. Чернышевский считал возможным минование Россией капитализма и переход непосредственно к социализму. Для него область нравственного - это лишь функциональный приток физического, которое в свою очередь приводится в действие социальным. По этому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при других – злым. Для того, чтобы направить человека в сторону нравственного развития, необходимо, прежде всего, изменить реальные условия его жизни. Нравственный и природный мир подчинены причинности.

Г.В. Плеханов (1865-1918) основоположник русского марксизма, сторонник монистического понимания истории. Идею Маркса о ведущей роли экономики, корректировал с помощью географии. Географическая среда, по его мнению, определяет характер производственных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки.

В качестве исходного начала принимал материю, наделенную атрибутами протяженности (объект) и мышления (субъект). Диалектический материализм сводил до уровня сенсуализма. Он не допускал мысли о революции в России, пока капитализм не наберет силы, и пролетариат не составит большинства населения.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...