Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование христианской философии. Патристика



В IV в. Античность в Европе была завершена, она уступила христианству. Что такое христианство? Как оно возникло, кто такой Хрис­тос? Истоки христианства - в иудаизме. Ко времени нача­ла нашей эры иудеи занимали довольно обширные земли в границах Римской империи (в Иерусалиме, Малой Азии, Месопотамии, Сирии, Египте и т.д.). Многие их них меч­тали об освобождении от римского господства, создании иудейского государства под властью мессии, «помазан­ника Божия», кото­рый приведет народ Божий к победе. Однако, поскольку земное избавление от римского господства не наступало, мечта трансформировалась: избавление ожидалось в дру­гом, небесном царстве, и весть о нем должен был принести мессия - посланник Бога. А так как Рим угнетал не только иудеев, постепенно мечта о пришествии Христа-избавителя вышла за пределы иудейской диаспоры, захватила другие народы. Так возникло христианство, апеллирующее уже не к сынам Авраама, а ко всему человечеству. В раннем христианстве господствовала идея: верующие будут спасены жертвой Христа. Имя Иисуса Христа впервые встречается в Откровении Иоанна, которое появилось спустя примерно 30 лет после описыва­емых в нем событий. Позднее, уже в 30-х гг. II в., появились Евангелия от Луки, Матфея и Марка, а также такие важные сочинения Нового Завета, как «Деяния апостолов» и Послание Павла».

В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет (Завет – договор Бога с человеком) и Новый Завет (Евангелие), в которой рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию.

О чем сообщают Евангелия - книги Нового Завета? В Галилее появился пророк Иисус, называющий себя Месси­ей, сыном Божиим. Он возвещает наступление Царства Божия. Иисус происходит от царя Давида, затем Авраама. Мать Иисуса, обручившаяся с Иосифом, уже имела во чреве от Духа Святого. Младенец родился в Вифлееме в царствова­ние Ирода I(ок. 73-4 до н.э.). Ирод хотел убить новорожденного, но ангел, явившийся Иосифу во сне, предупредил его и посоветовал бежать в Египет. Разгневанный Ирод после побега Иосифа с семьей приказал предать смерти в Вифлееме всех младенцев от двух до пяти лет. После смер­ти Ирода семья Иосифа вернулась в Палестину и поселилась в Галилее, в городе Назарете. До возвращения Иисуса в Палестине проповедовал Иоанн Креститель. Он призывал иудеев к покаянию и предупреждал о приближении Царс­тва Небесного. Иисус пришел к Иоанну Крестителю и в реке Иордан принял от него Крещение. После этого Иисус провел 40 дней и ночей в пустыне, без пищи, при этом его трижды искушал дьявол. Иисус отверг искушения.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же ска­зал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и гово­рит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ан­гелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда ос­тавляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему»[6]

На соборах новой церкви была определена христианская догматика (Символ веры, учение о трех ипостасном божестве и др.). Уже на первом соборе началась дискуссия о происхождении Христа. В частности Арий из Александрии доказывал, что Иисус – только человек: раз сотворен, рожден, значит – не Бог, но его творение. Несторий утверждал, что Христос не Бог, а лишь богоносец, в естестве человека – Иисуса обитает Бог, как в неком храме. Эти учения были объявлены ересями.

Обсуждались некоторые противоречия Святого писания. Так если причиной зла в мире и человеческих страданий был первородный грех Адама и Евы, то очевидно искупление Христа снимало и его последствия. Тогда почему зло не исчезло? Церковь объясняет это так: искупление сняло только проклятие с людей, само спасение может прийти только после второго пришествия Христа. Еще противоречие: с одной стороны, Иисус - милосер­ден и кроток, с другой - царь, требующий подчинения и поклонения. Католическая церковь, выступавшая в качес­тве его наместника, использовала силу для устрашения своих противников (инквизиция, или Святой трибунал). В этой связи многие русские мыслители противопос­тавляли подлинного Иисуса Христа и церковного. Так, Ф. М. Достоевскийсчитал, что церковный Христос, по существу, - Антихрист. В Евангелиях сказано, что Христос не поддался третьему искушению, Церковь, по Достоевскому, не устояла перед искушением властью. Утраченный образ Христа сохранился лишь в Православии.

Иван Карамазов в «Братьях Ка­рамазовых», когда рассказывает брату Алеше поэму о вели­ком инквизиторе: Иисус вернулся на землю в XVI в. - самое страшное время инквизиции. Народ узнал его, окружил его, благоговейно следует за ним. Но вот появляется великий инквизитор. Приказывает схватить Иисуса, и народ мо­ментально склоняется перед инквизитором. Ночью инквизитор приходит к Иисусу в темницу. Спрашивает: зачем ты пришел к нам? Ты не понимаешь человека, существа слабого. Есть только три силы, могущие пленить совесть этих слабосильных бунтов­щиков для их счастья: чудо, тайна и авторитет. Человеку не нуж­на свобода; нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем пре­клониться. Ты же соблазняешь их тем, что они могут, имея лишь в руководстве образ твой пред собою, свободно решать, что есть добро и что есть зло. Это губительно для людей. В чем конкретно суть обвинений инквизитора против Христа? Христос выступил против авторитета фарисеев и книжников, пер­восвященников и законников иудейских. Он апеллирует не к тай­не, а к свободному решению сердец людей на основе любви. Ссы­лаясь же на тайну, можно заставить людей повиноваться слепо, даже «мимо их совести». Христос скомпрометировал, по мнению инквизитора, и чудеса: не бросился со скалы, как ему предложил сатана, и не сошел с креста, когда враждебная толпа вызывала его на это. Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. Мы не с тобой, а с ним (сатаной). Мы с ним уже во­семь веков (со времени седьмого собора, который православная церковь рассматривает как последний вселенский собор), заявля­ет инквизитор.    

По мере формирования христианского вероучения складывалась и христианская философия. Ее основоположниками были как правило, «отцами» и «учениками» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (от лат. отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии – сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.

Христианская философия началась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до середины I в.) говорит, что в Писании есть два смысла буквальный и сокровенный; последний можно понять используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с одной стороны знаменует освобождение от египетского плена, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.

Ранний этап патристики – апологетика. Апологии – сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции. Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравнению с христианством считал ее мудростью низшего порядка. Татиан же резко выступал против античной философии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.

Видный представитель патристики Климент Александрийский (ок. 150-215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил, что философия служит подготовкой к теологии, философия – союзница веры.

Ориген Александрийский (185-254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности материального мира «из ничего». (Заметим, что в античности говорилось о творении мира, космоса и некоторой материи.)

Тертуллиан (160-220) утверждал, что христианская вера, содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве и проверке. Спор о скрытом смысле Библии – бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и не возможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам.

Сын Божий распят – это не стыдно, потому что постыдно. И умер сын Божий – это вполне достоверно, потому что нелепо. И погребенный воскрес – это верно, потому что невозможно».[7]

Начиная с II в. в христианстве возникают ереси – гностицизм, манихейство, арианство. В первых ересях говорилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека – в ином мире, но попасть туда могут только те, кто обладает «гносом» неким особым знанием (гностицизм).

Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (Блаженный). (354-430). Он продолжал обоснование идеи о сотворенности мира «из ничего», много внимание уделял проблеме времени, говорил о способностях души, проблеме веры и знания и др. К христианской религии пришел уже в зрелом возрасте, увлекшись поначалу манихейством. Бог,с точки зрения Августина:

- наивысшая сущность. Только его существование вытекает собственного естества; все остальное существует исключительно в силу его воли;

- есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений:

- сотворил мир и продолжает его творить (тем самым Августин отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка и перводвигателя).

Цель всякого познания — Бог. Бог также и причина всякого блага. Здесь Августин поднимает одну из главных проблем патристики — проблему теодицеи (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, который создал всеблагой Бог? Августин толкует злокак отсутствие добра, понимая его чисто в моральном смысле. Бог не является источником зла, берущего свои исток злой воле. Адам совершил грех по своей воле, потерял бессмертие и способность самостоятельно возвыситься к благу. Поэтому все человечество, как носитель первородного греха, нуждается в помощи свыше. Между тем благодать несоизмерима с земными заслугами: с дается лишь тому, кто избран, предопределен к спасению. Божественный промысел — выше понимания человека: его нельзя понять, в них можно только верить. «Я верю, чтобы знать».

В своем труде "О Граде Божьем" Августин рассматривает проблемы социальные и политические. Град земной— воплощен эгоистической любви человека к себе, а Град Божий(символизирующий: Церковь) — воплощение бескорыстной любви к Богу. Светская власть, считал Августин, необходимое зло. Но Град Божий, который есть цель истории стоит вне государства. В процессе истории он постоянно усиливается и завершением развит человечества будет торжество Града Божьего.

Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

- Креационизм. Мир сотворен богом «из ничего»

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.

- Сотериологизм (от латинского soter- спаситель). Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.

- Ревеляционизм (от латинского revelation – откровение). Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...