Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия эпохи Возрождения. Философию эпохи Возрождения, прежде всего, отличает ярко выраженный антропоцентризм



“Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса - как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог”. “Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению” Джованни Пико делла Мирандола).

Философию эпохи Возрождения, прежде всего, отличает ярко выраженный антропоцентризм. Здесь человек понимается как самостоятельная личность. Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному рассвету искусства, гуманистической мысли.

«Средневековье сосредоточило и дисциплинировало духовные силы человека, вместе с тем связывало их. Оно держало их в подчинении духовному центру, оно централизовало всю человеческую культуру… На заре нового времени… были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века. Всякая новая история, есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации, отрывания от духовного центра, дифференциации всех сфер общественной культурной жизни, когда все области человеческой культуры становятся автономными. Автономными являются наука, искусство, государственная жизнь, экономическая жизнь, вся общественность и вся культура. Этот процесс дифференциации и автономизации и есть то, что называют секуляризацией человеческой культуры». [8]

Родоначальником гуманизма в Италии был признан Франческо Петрарка (1304-1374). Видными представителями гуманизма были Джовани Боккачо, Лоренцо Валла и др. Гуманисты сделали переводы античных авторов. Они утверждали необходимость развития как души, так и тела человека, равенства всех людей, призывали к активному образу жизни, выступали против служителей церкви. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо.

“Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. - Л. Валла  

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Эразма Роттердамского и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них - Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини - даже были возведены в XV в. на папский престол. Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические концепции. Николло Макиавелли (1469-1527) разрабатывает новую концепцию государства. Он исходит из того, что самый мощный стимул человеческой деятельности – интерес. Проявления его многообразны, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничивать. И тогда возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от божественной воли, как это утверждалось в теократической концепции государства. Принципом государственной морали он предлагает правило: «Цель оправдывает средства»[9]. “... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности”. Правда имеется в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом в последствии часто забывали.

“... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать”. – Ф. Бэкон.  

Томас Мор (1478-1535) в книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства. Причину всех народных бедствий видел в существовании частной собственности. Правильное общество должно основываться на общественной собственности.

Книга «Остров Утопия» вышла в свет в 1516г. Книга написана в популярном в то время жанре «рассказа путешественника». Якобы некий мореплавателе Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нем другим. Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии. В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне «жалкая бедность», на другой «дерзкая роскошь». Томас Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии заботы о тружениках. Что предлагается взамен? Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, введено равенство потребления, обобществлено производство и быт. Груд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределения происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют рабы. Отсутствие частой собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения в Утопии па новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они «закованы» в цепи и «постоянно» заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по- видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство).

Томмазо Кампанелла (1568-1639) так же разрабатывает идеал государственного устройства, основанный на отсутствии частной собственности. Кампанелла, как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В Заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца» (1623г.)

Осмыслив окружавшую его действительность, Кампанелла пришел к выводу: существующий строй несправедлив. В жанровом плане «Город Солнца» тоже не нов: рассказ путешественника о посещенной им идеальной стране. В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидирована частая собственность; труд - общая повинность и главная потребность человека. Все солярии «принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве... А тот, кто знает большее число искусств, ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла... считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятиями... Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». У соляриев 4-часовой рабочий день. В оставшееся от работы время люди должны развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. В городе Солнца господствует духовная аристократия. Кампанелла пишет: «Верховный правитель и них - священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Верховным правителем становится самый образованный человек. Им может стать, человек, достигший 35-летнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такой человек, который окажется мудрее своего предшественника. При Верховном правителе состоят три соправителя: Пон, Син, Мор или Мощь, Мудрость, Любовь. Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, «если только по совещанию между собой не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим. Они действительно настолько разумны и честны, что охотно уступают мудрейшему и сами у него поучаются, но такая передача власти случается редко». Распределением всего, что производится в городе Солнца, занимаются должностные лица, и никто не может ничего себе присвоить. У соляриев все общее: дома, спальни, кровати и все необходимые предметы. Через каждые шесть месяцев начальники назначают «...кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке». Внутренней торговли у соляриев нет. С купцами из других стран совершается обмен товарами. Кампанелла пишет, что солярии «на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц». Пары для воспроизводства населения подбирает само государство, «женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами: полные же-с худыми, а худые-с полными, дабы они хорошо и с пользую уравновешивали друг друга». Основная причина зла по Кампанелле - собственность, которая порождает эгоизм. Кампанелла пишет: «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине...» В идеальной общине Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети целиком воспитываются государством. Считая, что причина народного несчастия - это невежество, Кампанелла большое внимание уделил народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Они изучают азбуку, по картинам знакомятся с историей и языками. С семи лет они изучают естественные науки и другие предметы, вместе с этим их учат ремеслам и сельскому хозяйству. Дети, воспитанные таким образом, сходны по способностям и нраву, отчего в государстве великое согласие, «поддерживаемое неизменной взаимной любовью и помощью друг другу».

В позднее Возрождение вновь возникают идеи скептицизма. Мишель Монтень (1533-1592) считал, что истоки подлинного разумного философствования - в классической древности, т.к. ей была свойственна «свобода мыслей».

В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для нее характерны следующие черты:

- Пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога.

- Идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком.

- Гиллоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия.

- Идея самодеятельности материи.

Николай Кузанский (1401-1464) говорит о том, что нет ни какого центра мира, считал что вся вселенная носит божественный характер. Природа растворена в Боге. Леонардо да Винчи (1452-1519) утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и, исходя из опыта, выявлять причинные связи явлений[10]. Бернардино Телезио (1509-1588) считает, что началом вещей служит материя, которая сама по себе пассивна. Кроме нее есть еще и активные силы – тепло и холод. Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы. Джордано Бруно (1548-1600) утверждает вечность и бескрайность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает натурфилософию эпохи Возрождения и одновременно является естествознания Нового Времени Галилео Галилей (1564-1642). Он разрабатывал принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытий. Галилей отказался от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механистических. Он говорил о необходимости сочетания в научном исследовании анализа и синтеза.

На исходе эпохи Возрождения развернулись реформаторские движения, инициированные Мартином Лютером (1483-1546), который выступил против ряда догматов и элементов культа Римской католической церкви.

Я напал не только на злоупотребления, но и на все учения Папы, я укусил его в сердце». - М. Лютер.  

В основу лютеранского вероучения был положен догмат о достижении «небесного спасения» посредством личной веры, а не путем подчинения авторитету и различных приношений служителям культа. С особым раздражением говорил Лютер о разуме, об апелляциях к разуму. По Лютеру, человек, полагающийся только на свой разум, совершает сметный грех.

Сложилась Лютеранская церковь, а так же ряд других лютеранских конфессий. В результате реформации разрушилась духовная диктатура Римско-католической церкви, началось развитие буржуазно-светского мировоззрения и культуры. Реформация способствовала повороту в Новому времени. В европейской общественной мысли нарастала критика клерикализм аи феодализма, все более утверждался гуманизм.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...