Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сократ – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскивания истины путем постановки наводящих вопросов. Центр философии – человек, он мерило всех вещей как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшие знание. Незнание является предпосылкой знания: оно стимулирует поиск, заставляет человека поразмыслить. Чтобы приблизиться к объективной истине, нужно познать субъективную: «Познай самого себя». «Добродетель» есть знание. Исходным началом метода Сократа, помогающему рождению истины является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей у людей сомнение в общепринятом и тем самым приглашал людей к рассуждению, к выработке своей позиции, которая основывалась на логических аргументах. Все знания уже имеются у человека, сознание черпает из самого себя все понимание истины.
Согласно легенде, когда кто-то спросил дельфийского оракула, кто самый мудрый человек на Земле, то он ответил: «Сократ». Когда тот узнал об этом, он отправился в путешествие, спрашивая разных людей о том, что они знают. Он понял, что они считают, что знают нечто, хотя на самом деле они этого не знают. Поэтому Сократ пришел к выводу, что он действительно самый мудрый человек, потому что он знает, что ничего не знает, а все остальные ошибочно полагают, что они что-то знают. |
Основными добродетелями Сократ считал: 1) умеренность (знание как обуздать страсти); 2) храбрость (знание как преодолеть опасность); справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
Сократ враг изучения природы (вмешательство в дело Богов), познание природы – безбожное дело.
Истина и нравственность понятия совпадающие. Люди, знающие в чем состоит добродетельные, справедливые поступки, не захотят совершить другой поступок, а если и пытаются впадают в ошибки.
Сократ непримиримый враг афинских масс, враг афинской демократии, как «власти нищего большинства». Он идеолог аристократии, считавший ее наиболее подходяще формой правления. Из-за своих взглядов был обвинен в «неуважении к богам и развращении молодежи», казнен путем принятия яда.
Сократ — это самый знаменитый исследователь мнений всех времен. Вот выдержка из диалога Платона, который называется «Протагор». В этом отрывке он убеждает Протагора в том, что тот был не прав, считая, что смелость возникает вследствие незнания — Так значит незнание того, что вредно и что не вредно, и есть смелость? Он кивнул в знак согласия. — Но, конечно же, сказал я, смелость противоположна трусости. — А мудрость, знающая то, что вредно и что не вредно, не противоположна ли незнанию о том же самом? На это он вновь ответил согласием. — А незнание об этом и есть смелость? С этим он согласился, но уже неохотно. — А знание о том, что вредно и что не вредно, разве не есть смелость, раз она противоположна незнанию этих вещей? При этом он уже не соглашался, но стоял молча. — Так почему же ты ни соглашаешься, ни отрицаешь? — Закончи свое рассуждение сам.[1] |
«Раз уж вы, афиняне, дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна! Не меня – Сократа судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а самим себя, на вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни человека мудрого и благородного, общество себя лишает мудрости и благородства. Себя лишает стимулирующей силы – ищущей, беспокоящей, критической мысли. И вот, меня, человека старого и медлительного, догнала та, что бежит, не так быстро – смерть, а моих обвинителей – людей сильных и проворных – та, что бежит быстрее – испорченность. А ухожу отсюда приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят обличенные правдою во лжи и злодеяниях».[2] |
Платон [3]. (Вот он – мой лебедь!»)
Согласно некоторым источникам, - в ночь накануне знакомства с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который высоко взлетел с громким криком. И после встречи с Платоном Сократ якобы воскликнул: "Вот мой лебедь!". |
Ученик и сподвижник Сократа. Один из самых важных философов древнего мира, впервые создал философскую систему, которая охватила все сферы научного знания.
В основе Платоновского учения о бытии – его теории «идей», лежит положение, что мир по своей природе двойственен: в нем различаются видимый мир предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой подлинное бытие, а конкретные чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.
Идеи – это образы вещей, некие божественные сущности. Они целевые причины, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея – идея абсолютного Блага - Мировой разум, мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру. Душа человека не возникает в момент рождения тела, но существует вечно, до рождения она прибывает в царстве чистой мысли и красоты – в мире идей, попадая на земля вспоминает о нем. Появившись на свет душа уже знает, что нужно знать. Путь к воссозданию забытого и самого ценного – это созерцание, любование и любовь.
Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создал маленький рассказ, известный как миф о пещере, (диалог «Государство»), в котором Сократ беседует с группой молодых людей, которые хотят услышать его мнение об идеальном правителе. Сократ говорит: представьте себе пещеру, в которой с самого рождения томятся заключенные в цепях люди, закованные каким-то злым великаном. Их головы не могут поворачиваться, так что они постоянно смотрят только в одну сторону — на стену пещеры. Позади заключенных горит огонь, свет от которого отбрасывает тень на стену. Между огнем и заключенными ходят взад и вперед люди, которые проносят различные предметы. Заключенные не могут повернуть голову и не видят этого, не видят огонь, людей или вещи, которые те несут. Они видят только тени от этих вещей на стене. Сократ говорит, что эти люди наверняка бы решили, что тени на стене и есть настоящие предметы. Представьте себе, как бы чувствовал себя узник, если бы с него сняли цепи и показали бы ему этих людей, огонь и предметы. Сократ утверждал, что он бы наверняка решил, что это воображаемые объекты, поскольку всю жизнь он привык верить в то, что реальные вещи — это тени. Более того, свет ослепил бы его, и он бы отвернулся. |
Платон выделяет следующие формы государственного устройства: тимократия (власть честолюбцев), олигархия (власть, основывающаяся на имущественном цензе), демократия (власть толпы), тирания (диктатура одного, по мнению Платона, наихудшая форма).
Создал свой макет идеального государства, где люди делятся на 3 класса: управляют философы-мудрецы, охраняют воины, а трудятся и обеспечивает первых два класса – земледельцы и ремесленники.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!