Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Язык и стих гомеровских поэм



1. «Гомеровский вопрос» в литературоведении.

Именем Гомера открывается история древнегреческой литературы. Это легендарная личность необыкновенного дарования, автор первых античных литературных памятников «Илиады» и «Одиссеи». Когда греки говорили поэт, то они имели ввиду Гомера. Еще у древних греков шли споры: существовал ли он на самом деле? Ничего из его биографии не известно. За право называться родиной Гомера спорили 7 городов. Время жизни Гомера определяется приблизительно: между XII и VIII вв. до н.э. (Троянская война –появление письменности). Само имя Гомер в античности истолковывалось как нарицательное – «слепец». Отсюда все проблемы, связанные с авторством обеих поэм и их изучением, получили название «гомеровского вопроса».

Каждый образованный грек должен был знать наизусть произведения Гомера. С Гомера начиналось образование в античности, им же и заканчивалось.

Философ Дион Хризостом («Златоуст») говорил: «Гомер каждому: и мужу, и юноше, и старцу – дает ровно столько, сколько каждый из них в состоянии взять».

Платон: «…Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием».

Александр Македонский после разгрома Персидского царства захватил огромные сокровища, среди которых был богатый ларец. В нем великий полководец держал рукопись «Илиады», с которым никогда не расставался. Это было его любимое произведение, он читал его каждый день перед сном.

«Гомеровский вопрос» в литературоведении возник в IV в. до н.э. В России «гомеровский вопрос» рассматривается с конца 18 в. Споры о происхождении поэм не завершены до сих пор, существует несколько версий.

1 теория «малых песен».

Авторы этой теории (Карл Лахман, Адольф Кирхгоф) дробили поэму на отдельные песни, созданные разными авторами. Они исходили из того, что письменность у греков возникла в VII-VI вв. до н.э., и в дописьменную гомеровскую эпоху подобные огромные произведения создать было нельзя.

Позднее было доказано, что народные певцы, аэды, были способны запоминать и исполнять большие поэтические произведения, не пользуясь письменным текстом. Также было доказано существование алфавитного письма уже в VIII в. до н.э.

2 теория «единого (основного) ядра».

Авторы этой теории исходили из того, что в основе обеих поэм лежит безусловное художественное и идейное единство. Они исходили из того, что в поэмах присутствует стройная композиция, общие мотивы, определенный набор художественных средств и приемов, поэтических словосочетаний, стандартных ситуаций. Авторы считали, что Гомер существовал, он создал основу, а все остальное было наслоено другими авторами.

3 теория «унитарная».

Эта теория провозглашает единство обеих поэм. Авторы доказывают, что обе поэмы написаны по строгому плану, с некоторыми отступлениями. Однако и среди «унитариев» нет единства относительно авторства обеих поэм, т.к. «Одиссея» отражает более поздние этапы греческого общества, отдаленный от времени, изображенного в «Илиаде» 2-3 столетиями и некоторые ученые говорят, что поэмы написаны 2 авторами.

Не исключено, что именем Гомера мы сегодня называем двух безымянных авторов. Хотя литература о Гомере постоянно пополняется новыми трудами, вопрос об авторстве поэм до сих пор остается спорным.

Время создания обеих поэм можно определить лишь приблизительно на основании картины общественного устройства и материальной культуры, которая в этих поэмах нарисована. Описания некоторых предметов относится к XVII в. До н.э. – по всей видимости, процесс переработки жизненного материала накапливался столетиями. В VI в. до н.э. поэмы уже вошли в культурный обиход Греции, исполнялись народными певцами рапсодами.

Место создания поэм – Иония, об этом свидетельствует ионийский диалект, на котором они написаны.

2. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи».

Сюжеты обеих поэм взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. Каждая из поэм берет лишь небольшие эпизоды (например, «Илиада» описывает всего 51 день Троянской войны, длившейся 10 лет).

Существует 2 цикла мифов – Троянский и Фиванский циклы, их герои никогда не переплетаются. Троянский цикл связан с Троянской войной (между XIII-XII вв. до н.э.), Фиванский цикл связан с городом Фивы.

Основная сюжетная линия «Илиады» - гнев Ахилла занимает всего 4 песни, остальные – дополнение и обогащение картины крупного исторического события. Жанр «Илиады» - военно-героический эпос. Композиция «Илиады» линейная, т.е. события разворачиваются последовательно. В центре поэмы рассматриваются 2 сюжетные линии:

1. Сцены богов на Олимпе. Споры богов о том, на чью сторону встать завершаются ссорой. Это сопровождается гомерическим хохотом, смех над богами.

2. Сцены поединков и сцены похорон погибших героев.

Идейное содержание «Илиады» - идея справедливой борьбы греков за свои права. Права индивидуальные – гнев Ахилла против Агамемнона и коллективные, общенародные – похищение троянцами Елены Прекрасной и богатств Спарты.

Понятие воинской чести одна из идейных основ «Илиады»: честь выше самой жизни, награда герою – вечная слава. Гомер справедливый, объективный поэт, он выше враждующих сторон. Он объективно описывает и троянцев и греков, хотя он сам грек. Гомер одинаково скорбит об убитых и со стороны троянцев, и со стороны греков. Он с любовью описывает троянцев: прощание Гектора с женой, обращение Приама к Ахиллу. С ненавистью описаны некоторые греки: жадность Агамемнона, капризы Ахилла.

Вся поэма пронизана антивоенным пафосом. Гомер осуждает войну, делает это различными способами:

- прямыми высказываниями греков о войне (Ахилл: «Тягчайшее бремя томительной брани»);

- характеристикой бога войны Ареса (ненасытный, ненавистный, ужасный, коварный, вероломный – 5 глава);

- натуралистические описания эпизодов битв, когда поединки показаны взлизи, когда льется кровь, отрубаются руки, головы;

- разоблачение алчности военачальников. Старец Герсид из греческого лагеря провозглашает мысли самого Гомера и осуждает жадность греческого царя Агамемнона.

Аристотель: «Гомер после небольшого вступления сразу же вводит мужчину или женщину или какой-нибудь другой характер, и никого без характера, а только обладающего характер».

В.Г. Белинский: «Каждое из действующих лиц «Илиады» выражает собою какую-нибудь сторону национального греческого духа».

Народная масса не показана, Гомер носитель аристократического мировоззрения.

«Одиссея» - сказочно-бытовая поэма, в известной мере продолжение «Илиады» (все важнейшие герои греческого стана, живые или мертвые, описываются и в «Одиссее»).

Основной сюжет – возвращение Одиссея на родину Итаку (возвращение длилось 10 лет). Одиссей – любимый герой всех греческих мифов. Мудрый не по годам, в троянскую войну ему было 20 лет. Его всегда отличала страсть к неведомому, он носитель неустанной энергии. Одиссей – человек, прогневавший богов, он вел род от бога Гермеса, бога воров, хитрецов, торговли.

«Одиссея» не очень похожа на «Илиаду», она легче читается. Считают, что «Илиаду» Гомер написал в юности, а «Одиссею» в старости, композиция «Одиссеи» сложнее:

- использован прием транспозиции – изложение прошлых событий в виде рассказа о них в настоящем;

- существуют 2 параллельные сюжетные линии: странствия Одиссея и поиски отца Телемахом;

- центральная роль главного героя подчеркнута в «Одиссее» резче, чем в «Илиаде»;

- характеры более разнообразны; все это свидетельствует, что «Одиссея» более поздняя поэма.

«Илиада» - поэма о гневе Ахилла, о гибели и разрушениях, «Одиссея» - поэма о человеке. Интрига развивается в «Одиссее» более искусно, этический мотив глубже и последовательнее, боги более нравственные, чем в «Илиаде», их меньше, они находятся на расстоянии от людей.

Обе поэмы представляют классический образец эпопеи, созданный на основе мифологии. Эпический стиль – это такой стиль, где общее берет верх над частным, личным. Художественные особенности гомеровских поэм находятся в прямой зависимости от традиций народно-поэтического эпоса.

Общие черты поэм:

1. Обе поэмы в ярких чертах воспроизводят реальную историческую эпоху;

2. Обе поэмы построены по весьма искусному плану – содержание сосредоточено не только вокруг одного героя, но и вокруг одного действия: гнев Ахилла - возвращение Одиссея на родину;

3. Сюжеты поэм имеют возвышенный характер. Действующие лица отличаются величием и силой, в этом проявляется монументальность эпоса;

4. Образы героев статичны, даны вне развития, характеры освещены несколько односторонне;

5. Антипсихологизм поэм – отсутствует изображение внутреннего мира героев, психологических характеристик героев. Это объясняется задачами жанра: эпос повествует о событиях, отдельная личность его не интересует. Тем не менее, в обеих поэмах много мест (особенно в «Одиссее») приближенных к психологизму – прием узнаваний, встреч, открытий. Но Гомер как истинно эпический поэт сводит на нет все психологические моменты;

6. Мифологизм поэм как литературный прием;

7. Неторопливость повествования, любовь к детальному описанию всего, что попадает в поле зрения поэта (например, история копья, история скипетра в «Илиаде», история супружеской кровати, рубца на ноге Одиссея в «Одиссее»);

8. Многочисленные повторы занимают 1/3 обеих поэм: постоянные украшающие эпитеты (Ахилл «быстроногий», Одиссей «хитроумный», Зевс «тучегонитель»), повторяющиеся поэтические формулы:

- о встающем солнце: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»;

- о голодном человеке: «Был удовольствован голод их сладким питьем и едою»;

- о павшем: «Шумно на землю он пал, и взгремели на павшем доспехи»;

- повторяются речи героев, описание действия (одевание доспехов Аполлоном, Гектором, Патроклом), рассказы о каком-то событии (трижды дословно повторяется рассказ Пенелопы о том, как она обманула женихов).

9. Обе поэмы завершили пятивековое собирание троянских мифов. Обе поэмы сыграли огромную роль в объединении греков, способствовали формированию национального характера.

Различия в поэмах:

«Илиада» - героическая поэма, «Одиссея» - сказочно-бытовая, более легкая, с большим интересом читающаяся поэма. Характер в «Одиссее» более индивидуализирован, разнообразен чем в «Илиаде». В «Илиаде» присутствуют все 12 олимпийских богов, они антропоморфны (похожи на людей), они участвуют в сражениях, их ранят, их можно оскорбить, обидеть. Они как люди, только бессмертны. В «Одиссее» богов значительно меньше, они не являются людям в божественном виде, а приходят в каком-либо облике. Они более нравственны, добродетельны, что доказывает более поздний характер поэмы. «Одиссея» более зрелая по композиции, стилю. «Илиада» более драматичная, одухотворенная поэма, чем «Одиссея». «Одиссея» более занимательная, в ней нет исторической основы.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2873 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...