Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие мифа. Мифология. Особенности мифологии



Мифология (от греч. mithos – повествование, сказание и logos – слово, учение) означает: 1) совокупность мифов; 2) научная дисциплина, изучающая мифы; 3) наиболее ранняя, соответствующая первобытному обществу форма мировосприятия.

Мифология зарождается на ступени общинно-родовой формации, когда природа и мир мыслятся человеком как огромная семья, где все связано между собой кровно-родственными отношениями.

Житейское представление о мифе: миф – это сказка, вымысел о сотворении мира и человека, сказание о богах и героях. Научное: миф – это создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающее действительность в персонифицированных, одушевленных образах в форме устного повествования.

Миф, таким образом, первая и древнейшая попытка научно объяснить мир и его законы, это зачаточный эквивалент науки. Свидетельством этого может служить: 1) одинаковые мифы у разных народов, 2) мифология затрагивает коренные вопросы мироздания.

Мифология для древнего человека была своеобразной идеологией, она объясняла общественные отношения, иерархию в обществе. Мифология была своеобразной религией, т.к. миф для тех, среди кого он бытовал, был «правдой», он прошел через многие поколения людей, олицетворял собой мудрость предков, был подкреплен традицией. Поэтому осмысление фактов содержащихся в мифе оказывалось делом веры, вера не подлежит проверке. Религия появляется в классовом обществе. Мифология во многом отличается от религии, у них разные источники. Мифология возникает из потребности объяснить мир, а религия из невозможности понять мир. Мифология это своеобразная философия древнего человека.

Миф следует отличать от сказки. Для древнего человека миф как бы предшественник сказки. Разница между мифом и сказкой в том, что в мифе отражена действительность, стремление познать явления природы, общественные отношения и человека. Если миф потеряет ряд свойств, он превращается в сказку. Сказка, таким образом, это миф, утративший своеобразие, а миф – это сказка, обобщенно отражающая действительность в первобытном сознании.

Для древнего человека миф – это бессознательная правда, сказка - сознательная выдумка, откровенный вымысел. В сказке происходит ослабление строгой веры в происходящее. В мифах часто используются сказки (в сказании об Одиссее широко использованы сюжеты о сиренах, о волшебнице Кирке – эти сказочные истории встречаются и у других народов).

Выделяют следующие категории мифов (Классификация Е. Мелетинского).

- Этиологические (причинные, объяснительные) – мифы о происхождении чего-либо (животных, растений);

- космогонические – мифы о структуре космоса – огонь, воздух, земля, отделение неба от земли;

- антропогонические – мифы о происхождении человека;

- астральные – мифы о звездах и планетах;

- солярные, лунарные – разновидности астральных;

- близнечные – мифы о чудесных существах, представленных в виде близнецов;

- тотемические – мифы о животных и их родстве с человеком;

- календарные – мифы, связанные с урожаем, аграрной магией, сменой времен года;

- героические – мифы о геоях-первопредках;

- эсхатологические – мифы о конце света, о катастрофах, о гибели великанов и первого поколения богов.

Особенности мифологии.

- антропоморфизм – очеловечивание;

- фетишизм – одушевление, обожествление, поклонение вещи;

- анимизм (animus - душа) – одушевление, это свойство появилось позднее, вещь гибнет, а душа вечна;

- тотемизм – зооморфность природы.

Антропоморфность стала уязвимым местом греческой мифологии как религии. Утратив религиозную функцию, миф навсегда сохранил эстетическую функцию.

2. П ериоды мифологии.

Этапы развития мифологии складываются в течение 10 столетий.

Первый доолимпийский период (хтонический – chtonos – «земля», космогонический – космогония – древняя наука о сотворении мира, тератологический – teras - - «чудовище»). Древние считали, что в мире был хаос, хаос – это пространство. В результате соединения Хаоса и Эроса возникли Гея – земля и Тартор – вечная тьма. У Крона (бог времени и земледелия) и Реи (вечное время, движение) было 12 детей-титанов – 6 сестер и 6 братьев. Крону было предсказано, что он будет свергнут одним из своих детей, поэтому он стал их проглатывать. Рея спрятала Зевса, предложив вместо него камень. Зевс вырос, победил отца, заставил изрыгнуть своих братьев и сестер. Он разделил между своими братьями власть над миром и восцарился на Олимпе.

Второй олимпийский период – мифы о богах и героях.

В Фесаллии стояла самая высокая гора Греции Олимп (3 тыс. метров) - место обитания верховных богов. Там находился дворец верховного бога Зевса и жилища других богов. Само понятие Олимп было аналогично понятию «небо».

12 олимпийских богов (греческие и римские названия):

Зевс (Юпитер) – верховный греческий бог, царь среди богов и людей, младший сын Кроноса. Он властитель неба и всего сущего, невластен только над судьбой. (Мойры – 3 сестры Зевса – в их руках судьбы смертных);

Гера (Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница браков, олицетворение супружеской верности;

Посейдон (Нептун) – брат Зевса, покровитель морей, всех источников и вод;

Деметра (Цецера) – сестра Зевса, богиня земледелия и плодородия;

Гестия (Веста) – сестра Зевса, богиня домашнего очага;

Афродита (Венера) – дочь Зевса и богини Дианы, супруга Гефеста – богиня любви и красоты. По одной версии она дочь Зевса, по другой – дочь Урана. Родилась в пене морской из части тела, отрубленной у Кроноса. Она единственная богиня, которую изображают нагой.

Аполлон (Феб) – сын Зевса и богини Лето, бог солнечного света, бог гармонии, покровитель искусств, прежде всего музыки и пения, бог-врачеватель (отец Асклепия);

Артемида (Диана) – дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, покровительница охоты, лесов и живой природы;

Афина (Минерва) – дочь Зевса и океаниды Метиды (Зевс родил ее из головы, это его любимая дочь), богиня мудрости, честной, открытой, справедливой войны;

Арес (Марс) – сын Зевса и Геры, жестокий кровожадный бог несправедливой разрушительной войны;

Гефест (Вулкан) – сын Зевса и Геры, бог огня и связанных с ним ремесел: кузнечного и ювелирного дела. Колченогий муж Афродиты, их брак был бездетен;

Гермес (Меркурий) – сын Зевса и богини Майи, бог торговли, покровитель воров и мошенников, бог красноречия и дипломатии;

Аид (Гадес) – брат Зевса, властелин подземного мира, на Олимпе не живет. Из его царства смерти не было возврата. Трехглавый пес Цербер (Кербер) сторожил выход из обители мертвых, никого не выпуская назад. Мрачный старик Харон, сын бога вечной тьмы и богини ночи, перевозил по реке Стикс души умерших в загробное царство и никого не возвращал на землю. Лета – река забвения, глотнув ее воды, усопший забывал все. Елиссейские поля – вечное блаженство, куда попадают души избранных. Аид сидел на золотом троне Персефоной, дочерью богини плодородия Деметрой. Персефона была похищена Аидом.

У Аида есть служанки – неумолимые богини мщения Эринии, экипированы бичами и змеями, постоянно преследуют преступников. В царстве Аида находится и бог смерти Танат, в черном плаще, с черными крыльями, он посещал ложе умирающего, чтобы отрезать мечом прядь волос и отогнуть душу.

У Аполлона было 9 спутников-муз (дочери Зевса и богини памяти Мнемосины). Они богини искусства, поэзии и науки.

Каллиопа – муза эпической поэзии;

Евтерпа – муза лирической поэзии;

Эрато – муза любовной поэзии;

Талия – муза комедии;

Мельпомена – муза трагедии;

Терпсихора – муза танца;

Клио – муза истории;

Урания – муза астрономии;

Полигимнии – муза гимнической поэзии и музыки.

Земные боги

Дионис (Вакх) – сельский бог виноделия и виноделия, сын Зевса и богини Семелы, муж Ариадны. В честь него в Греции справлялись Великие и Малые дионисии. Дионоса сопровождают сатиры, силены и нимфы (вакханки). Из культовых песен в честь Диониса – дифирамбов – развилась драма.

Пан – сын Гермеса, защитник пастухов и мелкого рогатого скота, преследователь нимф, существо с козлиными ногами и рогами, возбуждал панический ужас и панику.

Гименей – по одной версии, сын Диониса и Афродиты, по другой – Аполлона и одной из муз, покровитель брака. Во время брачного обряда исполнялись эпиталамии (свадебные песни).

Земные боги на Олимпе не живут.

Герои – персонажи греческих мифов, не принадлежащие к числу богов. Чаще дети богов и смертных – полубожественные существа, стоящие на промежуточной ступени между богами и людьми: Ахилл, Геракл, Тезей, Эней, Персей, Икар и др. Границы между богами и героями иногда расплывчаты. Герои помогали при государственных и частных событиях, при болезнях и несчастьях, защищали города и жилища, совершали подвиги. Вера в героев играла большую роль в греческом народе. Герои представляются борцами с чудовищами, с хтоническими, демоническими силами природы, которые мешали упорядоченному мироустройству. В этом случае они приобретают богатырские черты (мифы о Геракле, Персее, Тезее).

Задание:

1. Опишите мифические чудовища – Тифон, Лернейская гидра, Медуза Горгона, Химера, Ехидна, Сфинкс;

2. С учетом знания мифов поясните следующие фразеологические обороты: ахиллесова пята, яблоко раздора, танталовы муки, сизифов труд, панический ужас, авгиевы конюшни, нить Ариадны. Какие еще вы знаете выражения?

Кануть в Лету

Золотой дождь

Прокрустово ложе

Носятся как фурии

Герастратова скала

Гордиев узел

Ящик Пандоры

Вещая Кассандра

Данайские дары

Объятия Морфея

Рог изобилия

Тема: Гомеровский эпос.

План:

1. «Гомеровский вопрос» в литературоведении. Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи».

2. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи».





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 14367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...