Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство эпохи Возрождения



Художественная культура эпохи Возрождения открывает собой новую страницу в истории искусства. Художественный мир начинает осмысливаться как нечто автономное и самоценное. Свобода художественного творчества, индивидуальность и авторство, социальное признание таланта – эти и многие другие особенности художественной культуры Ренессанса сформировали основы европейской художественной культуры Нового времени.

Проторенессанс заложил фундамент культуры Возрождения. В искусстве это проявилось в появлении ряда новых, несвойственных средневековью тенденций. Среди них можно отметить стремление к реалистичности, интерес к пространственным построениям – появление в произведениях объемности, светотени. На рубеже XIII–XIV вв. в европейской литературе появился «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени» – Данте. Новизна «Божественной комедии» Данте, вступающая в противоречие со средневековой традицией, – в необычно ярком авторском начале, эмоциональности и даже страстности. Данте разговаривает, спорит со своими героями, высказывает свою точку зрения, эмоционально реагирует на происходящее.

«Наследники» Данте в XIV в. – Петрарка и Боккаччо – развивали заложенные творчеством Данте художественные идеи. Лирические сонеты Петрарки, их биографичность, эмоциональность продолжили линию авторского начала в литературе. Боккаччо в «Декамероне» представил пеструю картину итальянской жизни, показывая людей разных сословий и профессий, утверждая право человека на свободу, счастье, право человека наслаждаться жизнью. Петрарка и Боккаччо были среди тех, кто заложил основы идейного движения гуманизма.

Первый шаг к разрыву со средневековой традицией в изобразительном искусстве сделал современник Данте – Джотто. В его произведениях было еще много традиционной для средневековья условности, но уже появлялось движение, пространственность, эмоциональность. В отличие от Данте, Джотто не имел прямых последователей, после него еще долго изобразительное искусство продолжало существовать в русле средневековой традиции. Это было связано главным образом с положением художников – они были цеховыми ремесленниками, их деятельность жестко регламентировалась, отличаясь от занятий литературой, представлявших, по существу, просвещенное любительство. Продолжение новых тенденций в изобразительном искусстве возникает почти через столетие после Джотто – в начале XV в., когда были заложены важнейшие художественные идеи Возрождения.

Новое искусство выдвинуло на первый план человеческую индивидуальность, оно обратилось к физической, телесной стороне человеческого существа, утверждая ценность земной, материальной жизни. Среди создателей нового искусства следует назвать архитектора Брунеллески, скульптора Донателло и живописца Мазаччо. Изящная, светлая, радостная архитектура Брунеллески, героические образы Донателло и Мазаччо, отражающие новые гуманистические представления о человеческой личности, – все это как нельзя лучше выражало широкий размах и героический дух эпохи.

В дополнение к художественной практике раннее Возрождение дало и теоретическое обоснование нового искусства. Ценность художественного творчества связывалась с познанием и отражением объективных законов мироздания. От художника в связи с этим требовались знания законов геометрии и оптики, необходимые для построения перспективы. Поиск пропорциональных соотношений предполагал знакомство с математикой, анатомические познания должны были помочь изображать человеческое тело в статике и динамике. Таким образом, в период раннего Возрождения сформировались представления о необходимости соединить художественную и интеллектуальную деятельность, убеждение в их общей природе.

Начало XVI в. – период классического совершенства в искусстве, время, когда возможности нового искусства раскрылись наиболее полно и разнообразно. К этому периоду относится творчество так называемых «титанов» Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти. Но уже в творчестве Микеланджело хорошо прослеживается движение искусства Ренессанса, его путь к разочарованию и кризису, крушение оптимизма, жизнерадостного и жизнеутверждающего мироощущения. Ярким проявлением трагизма позднего Возрождения может служить творчество Шекспира.

Художественная практика и теоретические размышления деятелей Ренессанса создали предпосылки для выделения мира искусств в особую сферу, создали основы нового понимания места и роли искусства в жизни человека и общества.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 522 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...