Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнерусское искусство



Искусство восточнославянских народов дохристианского периода нам практически не известно и может быть реконструировано фрагментарно по отдельным явлениям более позднего периода: фольклор отчасти сохранил древние традиции словесного и вокального искусств, художественное ремесло – древнюю изобразительность.

При подготовке к ответу на этот вопрос, нужно вспомнить, что решающим фактором, определившим судьбу древнерусского искусства, становятся традиции восточнохристианского византийского искусства. Вместе с христианством на Руси широко распространяются художественные достижения византийской культуры: литература разных жанров, культовая архитектура, изобразительное искусство, церковное пение. Вместе с тем необходимо отметить, что эти явления на Руси довольно быстро начинают приобретать весьма заметное своеобразие, иногда достаточно далеко уводящее от византийских канонов. Анализировать древнерусское искусство удобнее всего по его разновидностям.

Большую роль в культуре Руси играла литература, выступая основой всего комплекса духовной культуры. После принятия христианства на Русь вместе с богослужебными книгами проник и церковнославянский язык – язык культа и религиозной литературы. В то же время на местной основе сформировался древнерусский язык, ставший языком деловой письменности, исторической и повествовательной литературы.

Широкое распространение на Руси достаточно быстро получают ведущие жанры христианской литературы: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, часословы, требники, тропари, а также жития святых, патерики, апокрифическая литература. В то же время известность получают и другие жанры. Переводятся византийские исторические хроники, формируется оригинальный русский жанр исторического повествования – летописание. Появляется дидактическая литература (например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха), создаются произведения, жанровую принадлежность которых определить достаточно трудно (например, «Слово о полку Игореве»).

Расцвет древнерусской литературы обычно относят к XIV–XV вв., для этого времени характерно значительное жанровое и стилистическое разнообразие, высокое нравственное звучание произведений литературы. Наиболее распространенным и популярным жанром стали военно-исторические повести: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской Земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Трансформируется жанр «хождений», известный на Руси с XII в. Если прежде с его помощью описывались путешествия паломников по святым местам, то теперь в «Хождении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина описана деловая поездка в Персию и Индию. Интересным памятником древнерусской литературы того времени стал «Домострой», содержавший полезные советы и сведения, как вести дом, наладить быт в семье, жить в дружбе с соседями.

Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, развитом художественном вкусе и изобретательности зодчих. Заимствованный из Византии крестово-купольный тип архитектуры на русской почве быстро получает заметное своеобразие. Так, построенные в XI в. тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве и пятиглавый Софийский собор в Новгороде внешним обликом разительно отличались от своего прообраза – Софийского собора в Константинополе. В период феодальной раздробленности новые княжеские столицы широко развернули каменное строительство. Князья и города в некотором смысле соперничали между собой, стремясь утвердить силу и богатство своих земель. Архитектура XII–XIII вв. отличается от архитектуры Киевской Руси поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, сдержанностью внутренней отделки. Типичным становится кубический храм с массивной главой. Возникают и становятся устойчивыми местные особенности зодчества. Ярко выделяются сильные художественные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская.

Татаро-монгольское нашествие привело к затишью в монументальном строительстве, после которого, начиная со 2-й половины XIV века, темпы строительства постепенно начинают нарастать и превращаются в бурный подъем архитектуры XV–XVI вв. Перестройка Московского Кремля, возведение кремлевских соборов с привлечением итальянских архитекторов, появление интереса к гражданскому строительству, возникновение шатрового стиля в храмовом зодчестве – вот далеко не полный перечень крупных явлений в архитектуре той поры.

Формирование древнерусского изобразительного искусства также связано с усвоением и переработкой византийской традиции. Поначалу были восприняты все три вида византийского изобразительного искусства – мозаика, фреска, икона. Позже мозаика исчезает из арсенала древнерусских художников, а вот икона и фреска развиваются интенсивно и разнообразно. В период феодальной раздробленности складываются местные художественные школы – новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская, вологодская (северная), с усилением Москвы и превращением ее в центр русских земель начинается процесс взаимодействия и взаимовлияния местных школ, формируется единый общерусский художественный процесс. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий – крупнейшие представители древнерусского изобразительного искусства.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 628 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...