Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурная антропология как культурологическая дисциплина 453





24 Баткин Л. М. Ренессанс и утопия / Из истории культуры средних веков и
Возрождения. М., 1976. С. 222—244.

25 Гёте И. В. Фауст: Трагедия / Пер. с нем. Б.Пастернака // Собр. соч.:
В 10 т. / Под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. М., 1976. Т. 2. С. 63—65.

26 Рапо/Ису Е. Ь'оеште сГагг е1 8е8 81§пгпсагк>п8: Е88а18 8Ш 1е8 «аг18 У18ие18» /
Тгаскш ее Гап§1а18 раг Маггпе е1 Вегпагй Теу88ес1ге; Её. ОаШтагс!, 1969. ТгоЫете
рагИе: \3п е88а1 ее 8упор818 ш81опс|ие. Р. 103—104.

27 Рапо/Ису Е. Иеа: А Сошер1 т Ай Тпеогу. ипггешгу о! 8ои1п СагоПпа Рге88.
Со1итЫа, 1968. Р. 49.

28 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Под ред. Мих. Лифшица. М., 1971. Т. III.
С. 107.

29 Ротенберг Е. И. Памятники мирового искусства. Западноевропейское ис­
кусство XVII века. М., 1971. С. 33-43.

30 Ротенберг Е. И. Тициан и его место в искусстве Возрождения // Советское
искусствознание 77. Вып. 2. М., 1978. С. 165—190.

31 Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению. Сложение художествен­
ной системы картины Кваттроченто. М., 1975. С. 22—34.

32 Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1964. С. 10. Он же: Послесловие /
Дворжак Макс. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лек­
ций. М., 1978. Т. II. С. 373.

33 Ротенберг Е. И. Микеланджело. Вопросы творческого метода / Микеланд­
жело и его время: Сб. ст. М., 1978. С. 29.

34 Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961. С. 46.

35 Ротенберг Е. И. Микеланджело. Вопросы творческого метода. С. 27.

36 Ротенберг Е. И. Место и роль живописи в творчестве Микеланджело /
Микеланджело и его время. С. 80.

37 Ротенберг Е. И. Микеланджело. Вопросы творческого метода. С. 27.

38 Гёте И. В. Собр. соч.: В 10 т. / Под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта.
М., 1976. Т. 9. С. 180 (Из переписки. Рим., 23 августа 1787 г.).

39 Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. С. 35—43.

40 Проблема английского характера в искусстве давно привлекает к себе
внимание ученых. На эту тему см. недавно переведенную работу Николая Певз-
нера 1956 г. «Английское в английском искусстве». Пер. О. Р. Демидовой. СПб.,
2004.

41 Определение, сформулированное английским ученым Эдвардом Барнетом
Тайлором (1832—1917) в труде «Первобытная культура» (1871; рус. пер.: Э. Тай-
лор. Первобытная культура. М., 1939. С. 1). Самопонятность этой дефиниции
настолько довлела над XX в., что это даже позволило одному из самых влиятель­
ных мыслителей столетия, Клоду Леви-Строссу (р. 1908), считать понятие куль­
туры английским по своему происхождению (см.: Леви-Стросс К. Структурная
антропология. М., 2001. С. 371).

42 Его развернутая формулировка содержится в «Логике» — пособии к лек­
ционному курсу, подготовленному его учеником Г. Б. Йеше и изданному в
1800 г.: «Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно под­
вести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На
что я смею надеяться? 4. Что такое человек? На первый вопрос отвечает метафи­
зика,
на второй — мораль, на третий — религия и на четвертый — антропология.
Но, в сущности, все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых


вопроса относятся к последнему» (см.: Кант И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 280). Добавим, что тройственная структура вопроса о человеке соответствует членению трех основных «Критик» Канта — «Критики чистого разума» (1787), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения» (1790).

43 Формулировка трактата «Основоположение к метафизике нравов» (1785).
См.: Кант И. Сочинения на немецком и русском языках: В 4 т. М., 1997. Т. 3.
С. 169.

44 Критика способности суждения / И. Кант. Сочинения на немецком и рус­
ском языках: В 4 т. М., 2001. Т. 4. С. 711.

45 Блаженный Августин. Об учителе / Блаженный Августин. О бессмертии
души. М., 2004. С. 420.

46 Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. С. 369.

47 Там же. С. 303.

48 Там же. С. 161.

49 Конкуренция — не единственно возможное соотношение. Так, в «Лекци­
ях о педагогике» (изданы в 1803) Кант трактует культуру исключительно в смыс­
ле воспитания, Ки11ш Йег 2исМ, то есть целенаправленного формирования по­
лезных и нравственно оправданных навыков.

50 В том же ряду слов с индоевропейским корнем *ш<1- стоит нем. Ш88еп
(знать; собств. видеть/ведать) — отсюда "УУкзешспап — наука.

51 См.: Критика чистого разума / И. Кант. Сочинения на немецком и рус­
ском языках: В 4 т. М., 2006. Т. 2 (1). С. 417.

52 Критика способности суждения / И. Кант. Сочинения... Т. 4. С. 115.

53 Критика способности суждения / И. Кант. Сочинения... Т. 4. С. 699.

54 Там же. С. 699—701. Двумя абзацами выше Кант замечает, что чисто фор­
мальное рассмотрение требует отнести к конечным целям человека не только
«обретение способности ставить цели» — культуру, — но и способность просто
удовлетворяться благодеяниями природы — состояние счастья, иначе говоря,
блаженства [СтгискзеЩкеИ] (см.: Там же. С. 695).

55 См. предыдущее примечание.

56 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 83 (§ 20).

57 Комментарий к § 20 см.: Там же. С. 231.

58 См. там же. С. 382. См. также: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. М.,
1972. Т. 3. С. 234-239.

59 См.: Марков Б. В. Культура повседневности. СПб., 2008. С. 265—266.

60 См.: Романов В. Н. Что значит поздневедийское 11РА-а8 (к проблеме зна­
чения слова) (в печати). Подробнее об этом: Бернштейн Н. А. О ловкости и ее
развитии (Очерк II. Об управлении движением. Очерк III. О происхождении
движений). М., 1991.

61 Философия духа / Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т.
М., 1977. Т. 3. С. 208.

62 Там же. С. 209.

63 Там же. С. 109. [Качество для Гегеля — не одно из свойств, а сама «тожде­
ственная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно
есть, когда оно теряет свое качество». См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия фило­
софских наук: В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 216].


454


7. Факультативы



64 Там же. С. 85.

65 Винер Н. Я — математик. Ижевск, 2001. С. 232—233.

66 Философия духа... С. 85.

67 Так, «лошадность» (идея лошади у Платона) в этой классификации была
бы родовым признаком.

68 Философия права... С. 382. См. также: Философия духа... С. 341 ел.

69 Философия духа... С. 343.

70 Там же. С. 344.

71 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философия истории. СПб., 1993. С. 356.

72 Философия духа... С. 65.

73 Философия права... С. 56.

74 Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.,
1988. С. 23.

75 «Те, кто копает развалины, называются "археологами", те, кто копается в
головах индейцев — "этнологами" или "социальными антропологами", те, кто
измеряет черепа — "физическими антропологами", но все они подходят под бо­
лее широкое понятие "антропологов вообще" (Клакхон К. К. М. Зеркало для че­
ловека. Введение в антропологию. СПб, 1988. С. 28).

76 Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.,
С. 23.

77 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 12.

78 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 278.

79 Там же. С. 206.


Литература

Внутри каждого раздела литература размещена в алфавитном порядке. Разделение на основную и дополнительную литературу и оптимальную последовательность чтения рекомендуется уста­навливать преподавателю. Если нет специальных указаний, мож­но пользоваться другими изданиями рекомендуемого текста.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...