Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конец ознакомительного фрагмента. 3 страница



[324] 21. …случай с драконом… – Т. е. священным змеем Афины, исчезнувшим с акрополя – жрецы толковали как знак, что богиня отступилась от своего города, а оракул о «деревянной стене» (о котором ниже) – как указание обороняться на акрополе, который в древности был огражден терновой оградой; Фемистокл перетолковал оба знамения в духе своей «морской» политики. Текст оракула приводит Геродот (VII, 141, пер. Г. Стратановского):

…Если даже поля меж скалою Кекропа высокой

И Киферона долиной святой станут вражьей добычей, –

Лишь деревянные стены дает Зевес Тритогенее

Несокрушимо стоять во спасенье тебе и потомкам.

…Все ж отступай: ведь время придет, и померишься силой!

Остров божественный, о Саламин, сыновей своих жен ты погубишь

В пору ль посева Деметры, порою ли знойною жатвы.

[325] 22. …по свидетельству Аристотеля… – Аристотель. Афинская политая, 23.

[326] 23. …голова Горгоны… пропала… – со щита статуи Афины, которую уносили афиняне с акрополя.

[327] 24. …на остров… – На Саламин. Мыс острова, вытянутый к Афинам, назывался Киноссема, «Собачья могила», отсюда местная легенда, пересказываемая Плутархом (ср. КСт., 5).

[328] 25. …и землю не хуже… – У Геродота (VIII, 62) Фемистокл прямо говорит, что афиняне переселятся в италийский Сирис.

[329] 26. …как у каракатицы – У которой «нет внутренностей, а есть лишь два твердых органа, меч и мешок с темным соком» (Аристотель, История животных, IV, 1). На эретрийских монетах чеканилось изображение каракатицы (С.И. Соболевский).

[330] 27. …справа пролетела сова… – Сова была священной птицей Афины; полет ее с правой стороны считался счастливым предзнаменованием.

[331] 28. Рогами – две горы на границе Аттики с Мегаридою, на противоположной от Пирея стороне Элевсинского залива.

[332] 29. Дионису Оместу – т. е. «сыроядцу», «кровожадному», требующему человеческих жертвоприношений.

[333] 30. У Ксеркса… так говорят. – Эсхил. Персы, 336–339. Эсхил сам был участником Саламинского сражения.

[334] 31. …ветер с открытого моря… – Не упоминается ни у Геродота, ни у Эсхила, и в это время года и дня в Аттике не дует.

[335] 32. Иакха – имя Диониса (или какого‑то друг эго бога) в Элевсинских таинствах: на 6 день этих празднеств (конец сентября – начало октября, как раз около времени битвы при Саламине) процессия с изображением этого бога должна была идти, выкликая его имя, через Фриасийскую равнину из Афин в Элевсин.

[336] 33. Эакиды – потомки Эака: Пелей, Теламон, Ахилл, Аякс, чтимые на Эгине, острове Эака, Эгиняне отличились в саламинском бою не меньше, чем афиняна.

[337] 34. По словам Геродота… – VIII, 93.

[338] 35. …брали камешки с алтаря… – Т. е. освящали их перед голосованием.

[339] 36. …проводить его до границ. – Это необыкновенная честь: по Геродоту, VIII, 124, это был единственный случай.

[340] 37. …с праздником… послепраздничный день… – Т. е. первый и второй дни праздника.

[341] 38. Басню. – О том, как Афина и Посейдон спорили за покровительство над Аттикой; оно должно было достаться тому, кто сделает Аттике более ценный дар: Посейдон подарил коня, Афина – маслину, и осталась победительницей.

[342] 39. как выражается Аристофан… – Аристофан, Всадники, 815.

[343] 40. Келевсты – начальники гребцов.

[344] 41. Трибуна на Пниксе… – Пникс – холм, где созывалось народное собрание; она имела вид каменного куба, вырубленного из скалы, и стоит там до сих пор. Ср. ГГр., 5.

[345] 42. Пилагоры («говорящие у Фермопил», где они заседали) – представители союзных государств на собраниях амфиктионов (см. Сол., прим. 16). Фессалийцы и фиванцы воевали на стороне персов, а аргосцы держались нейтральными.

[346] 43. …по словам Геродота… – VIII, 111.

[347] 44. Случай с Павсанием… – Он был обвинен в стремлении к единовластию и в государственной измене, замурован в храме и уморен голодом (Фукидид, I, 128–138). Точные даты этих событий неясны.

[348] 45. …Фукидид рассказывает… – Фукидид, I, 137. «Придя к другому морю» – из Керкиры через Эпир к Эгейскому морю.

[349] 46. Кадуцей – жезл вестника и, следовательно, символ мира.

[350] 47. Ариманий – (Анхра‑Майнью) – бог зла, вечно борющийся с богом добра в дуалистической персидской религии.

[351] 48. …как ковер… – Фемистокл хочет сказать, что его речь, скомканная переводчиком, получит не тот смысл, какой он сам хотел придать ей (комм. К. Циглера).

[352] 49. …в прямой тиаре… – Тиара, персидский головной убор, имела вид остроконечного колпака, верхушка которого должна была свисать, и только у царя стояла прямо.

[353] 50. Леонтокефал – (местонахождение неизвестно) – букв, «львиноголовый».

[354] 51. Мать богов – малоазиатская богиня, иногда называвшаяся Кибелой или Кибебой (или, по месту культа, Диндименой); у греков отождествлялась с Реей, матерью Зевса.

[355] 52. …бычьей крови… – Считалось (неосновательно), что свежая бычья кровь – смертельный яд (Плиний, XI, 90). Это самоубийство Фемистокла – не более, чем моралистистическая легенда. Он и его потомки чтились в Магнесии как местные герои еще во времена Плутарха.

[356] 53. …упоминает… Платон… – Менон, 93d. Это тот сын, который в шутку был назван «самым сильным человеком в Элладе» (гл. 18).

[357] 54. Единокровный брат – по афинскому закону, брат мог жениться на сестре единокровной, но не единоутробной.

[358] 55. К друзьям – эта речь оратора Андокида не дошла до нас.

[359] 1.пять раз избиравшийся диктатором … – Камилл избирался в 396, 390, 389, 368, 367 гг.

[360] 2. Военные трибуны с консульской властью – Верховные должностные лица римской республики, часто выбиравшиеся вместо консулов между 444 и 367 гг.; на эту должность могли выбираться плебеи, а на консульскую не могли. Число этих трибунов колебалось от 3 до 8; (не путать с народными трибунами, о которых см. Гай, 7, и с военными – точнее «войсковыми» – трибунами, командирами легионов в поздней республике).

[361] 3.должность цензора … – Камилл получил ее в 403 г., т. е. никак не за подвиги 431 г.

[362] 4.вторичнодолжность военного трибуна. – В 398 г. (в первый раз – в 401 г.).

[363] 5. Латинские празднества – праздник, справлявшийся каждый год (но не в определенный день) на Альбанской горе союзом латинских городов в честь Юпитера Латиария (покровителя Лация).

[364] 6. Большие игры – Игры, посвященные Юпитеру Благому Величайшему, первоначально устраивались лишь от случая к случаю, главным образом в честь побед и триумфов, но впоследствии сделались ежегодным праздником, справлявшимся в сентябре.

[365] 7. Мать Матута – древнеиталийская богиня утра, весны и рожениц, отождествленная с греческой Левкотеей. Левкотея (Ино) и ее супруг Афамант воспитали Диониса, и за это ревнивая Гера поразила их безумием, Ино с маленьким сыном бросилась в море и была принята в сонм морских богов. По другой версии, она сама убила сына, ревнуя мужа к рабыне.

[366] 8.Камилл решил перевезтистатую Геры. – В знак того, что эта богиня (Юнона), покровительница Вей, будет отныне покровительницей Рима. Ей был выстроен храм на Авентине.

[367] 9.по словам Ливия … – V, 22.

[368] 9a. Золотой кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой, из которого смесь разливалась по чашам.

[369] 10. Эоловы острова – Липарские острова, сами считавшиеся гнездом пиратов.

[370] 11.по примеру Ахилла … – «Илиада», I, 225–244: «Время придет, и данаев сыны пожелают Пелида…» Ср. Ар., 7.

[371] 12.Смерть цензора … – Во время исполнения должности это было дурным знамением.

[372] 13. Рипейские горы – условное понятие античных географов: водораздел, отделяющий южные реки Европы от северных. Впоследствии это название перенесено на Уральские горы.

[373] 14. Фециалами – см. Нума, 12.

[374] 15.у реки Аллии … – Маленький левый приток Тибра немного выше Фиден (90 стадиев – ок. 16 км к северу от Рима).

[375] 16.в тот самый день … – 18 июля 390 г. (по летоисчислению Варрона) или 387 г. (по Полибию; 386 г. по Диодору). Гибель (в засаде) 300 Фабиев, которые силами одного своего рода решились вести войну с этрусками, относится к 477 г.; единственный спасшийся Фабий стал предком всех позднейших (в том числе и диктатора Фабия Максима).

[376] 17.Гераклит, порицавший Гесиода – см. «Труды и дни», 760 сл. Даты перечисляемых сражений – Левктры 371, Кересс точно неизвестен, Марафон 490, Платея 479, Арбелы 331, Наксос 376, Саламин 480, Граник 334, Кримис (Тимолеонта) 341 (?), Краннон 322, Херонея 338, разрушение Фив 335, оккупация Мунихия 322, Аравсион (Цепиона) 105, Артаксата (Лукулла) 68, поражение Архидама III в Италии – 338. Ср. также Фок., 28 и Лук., 27.

[377] 18. «О днях» – (счастливых и несчастливых) – это сочинение Плутарха до нас не дошло.

[378] 19. Мистерии – Элевсинские, в честь Деметры, Коры и Иакха (см. Фем., прим. 32).

[379] 20.в «Римских изысканиях» – Плутарх, Римские вопросы, 25.

[380] 21. Царь Нума – См.; Нума, 9; в этом рассуждении об огне есть отголоски философии Гераклита.

[381] 22. Палладий – изображение Афины Паллады, по преданию, упавшее с неба и хранившееся в Трое как залог ее непобедимости.

[382] 23. Самофракийские святыни – мистерии на острове Самофракии в честь загадочных подземных богов кабиров (иногда сближаемых с теми же Деметрой, Корой и др.) считались вторыми по важности после Элевсинских.

[383] 24. Аристотель – в сохранившихся сочинениях Аристотеля таких упоминаний нет.

[384] 25.Принять командование … – Весь рассказ о том, как Камилл отбил Рим и наказал галлов, – патриотическая фантазия ранних римских историков.

[385] 26. Ворота Карменты – на северо‑западе Капитолийского холма.

[386] 27. Дневное пропитание – «награда, казалось бы, пустая, но крайний недостаток в съестных припасах делал ее блестящим доказательством непритворной любви» (Ливий, V, 47).

[387] 28.после квинтильских ид … – С середины июля (390 г.?) до середины февраля.

[388] 29. Храм Вещего Гласа (Aius Locutius) – близ храма Весты на склоне Палатина.

[389] 30.свежесрубленную голову … – Ее нашли в земле, когда при Тарквинии Гордом начали строить храм Юпитера Капитолийского (Ливий, I, 55).

[390] 31. Литюон – см. Ром., 22.

[391] 32. Я начну с баснословного … – Этот рассказ Плутарх повторяет в Ром., 29.

[392] 33.называют Монетой … – См. Ром., 20. Место Петелийской рощи неизвестно.

[393] 34. Поле – речь идет о Марсовом поле, древнем месте за городской стеною для военных упражнений и народных голосований; к концу республики оно уже было почти все застроено.

[394] 35. Начальник конницы – так назывался помощник диктатора.

[395] 36.через тринадцать лет … – ошибка Плутарха или переписчика: битва при Аниене произошла через 23 года после взятия Рима.

[396] 37. Храм Согласия – Храм был построен над форумом, на склоне Капитолия; впоследствии, по замирении других подобных раздоров, было построено и несколько других храмов Согласия.

[397] 1. Цезарь – император Август (его именем после усыновления Цезарем было тоже Гай Юлий Цезарь, а императорским титулом – Император Цезарь Август, сын Божественного).

[398] 2. Кто занимается… низкими предметами… – Классическое выражение античного рабовладельческого отношения к труду.

[399] 3. …книга (десятая)… – По порядку написания, точно нам не известному: так, «Демосфен и Цицерон» составляли V книгу (Дем., 3), а «Дион и Брут» – XII (Дион, 2); судя по ссылкам (Пер., 9, 22; Фаб., 19, 22; Лис, 17; Нума, 9, 12), до «Перикла» были написаны также «Ликург и Нума», «Фемистокл и Камилл», «Кимон и Лукулл», «Лисандр и Сулла» и «Пелопид и Марцелл».

[400] 4. Схинокефалом – «лукоголовым»; ср. ниже «кефалегеретом» – «головоносцем» (как Зевс – «Нефелегерет», тученосец). Цитируемые отрывки – из несохранившихся комедий V в.

[401] 5. Покровитель иностранцев – обычный эпитет Зевса (Ксений) и намек на покровительство Перикла Анаксагору и Аспасии.

[402] 6. Хирон – кентавр, воспитатель Ахилла, Ясона и других мифических героев.

[403] 7. …был слушателем Зенона… – Легенда о том, будто философ Зенон Элейский бывал в Афинах, сочинена, по‑видимому, по образцу Платона, у которого в Афины приезжает учитель Зенона Парменид Элейский.

[404] 8. Сатирическая часть… – Т. е. недостаток при достоинствах: на драматических состязаниях в Афинах ставились тетралогии, состоявшие из трех трагедий и одной легкомысленной сатировской драмы.

[405] 9. …он пробыл на пире до возлияния… – вслед за которыми должны были следовать десерт и попойка («симпосий»). Ср. Фок., 8.

[406] 10. Саламинскую триеру – см. Фем., прим. 16.

[407] 11. …как сказано у Платона… – Платон. Государство, VIII, 562 c.

[408] 12. Божественный Платон – См.: Федр., 270 a.

[409] 13. …из комедий того времени… – Напр., Аристофан, «Ахарняне», 530.

[410] 14. Эгина – Сосед и торговый соперник Афин, примыкавшая к Пелопоннесскому союзу, после нескольких войн была побеждена Афинами в 457 г. и заселена их колонистами в 431 г. (ниже, гл. 34).

[411] 15. Фукидид – II, 65.

[412] 16. …к клерухиям… – Клерухии – колонии в завоеванных областях для безземельных граждан, которые, однако, живя там, сохраняли афинское гражданство (см. ниже, гл. 11). Деньги на зрелища давались в праздники, чтобы бедные люди могли участвовать в религиозных обрядах, в частности – присутствовать на драматических представлениях. Под вознаграждением понимается плата за участие в суде, в Совете, а потом – в Народном собрании и пр. Это была компенсация за потерю рабочего времени при исполнении гражданских обязанностей; противники демократии видели в этом источник нравственного разложения народа (напр., Платон, «Горгий», 515 e).

[413] 17. Аристотель – См.: «Афинская политая», 27. О Кимоне ср. Ким., 10.

[414] 18. Ни архонтом – см. прим. к Сол., 19. Выборными по жребию архонты были не «с давних пор», а с 487 г.

[415] 19. Уголовный процесс – в 463 г., после недостаточно удачных походов Кимона во Фракию.

[416] 20. По свидетельству Аристотеля – См.: «Афинская политая», 25.

[417] 21. Прекрасным и хорошим – так называли себя аристократы.

[418] 22. …страх перед варварами… – Союзная казна была перенесена из Делоса в Афины после большого поражения афинян от персов в Египте.

[419] 23. Стофутовый (Гекатомпед) – так назывался древний храм Афины на акрополе, разрушенный персами; Парфенон был построен на другом месте акрополя и был гораздо больше, но в быту сохранил то же имя.

[420] 24. Сократ говорит, что сам слышал это… – Платон. Горгий, 455 e. Речь идет о южной из двух «длинных стен» вдоль дороги из Афин в Пирей.

[421] 25. Одеон Перикла не уцелел; может быть, он был на том же месте под южным склоном акрополя, где во II в. н. э., ученый богач Герод Аттик построил новый Одеон, развалины которого сохранились.

[422] 26. Панафинеи – этот праздник справляли в Афинах с древнейших времен ежегодно (см. Тес., 24), а со времен Писистрата каждые 4 года справлялись также и «Большие Панафинеи», по значению приближавшиеся к Олимпийским и другим общегреческим играм. Писистрат добавил к обычным спортивным состязаниям декламационные, Перикл – музыкальные.

[423] 27. Пропилеи – колоннада, образующая парадный вход на акрополь.

[424] 28. Гигия – божественное олицетворение здоровья.

[425] 29. …словами Платона… – См. «Федр», 271 c.

[426] 30. …как говорит Фукидид… – II, 65; здесь же – знаменитые слова, на которые Плутарх ссылается ниже: «По имени это была демократия, а на деле власть принадлежала первому гражданину».

[427] 31. …об эллинских храмах, сожженных варварами… – Общегреческие сборы на восстановление пострадавших храмов были обычным делом: но здесь Перикл, опираясь на эти обычаи, ставит вопрос о восстановлении за общегреческий счет именно афинских храмов: если бы этот план удался, Афины превратились бы в религиозный центр Греции, в главу новой амфиктионии по образцу дельфийской, и это должно было стать сильным средством политического контроля (комм. С.Я. Лурье).

[428] 32. Тиранны – т. е. семья тиранна и его приверженцы.

[429] 33. …на лбу медного волка… – Медный волк был приношением богу от дельфийцев (Павсаний, X, 14, 7, рассказывает храмовую легенду об этой статуе).

[430] 34. …в жизнеописании Лисандра… – гл. 16–17.

[431] 35. Гиппоботы – букв, «кормящие коней», крупные землевладельцы.

[432] 36. Содержательницей девиц легкого поведения… – Буквально понятая шутка Аристофана (цитируемая ниже, гл. 30). Брак с иногородней женщиной считался не вполне законным, отсюда – вся молва о разврате Аспасии.

[433] 37. У Платона – См.: «Менексен», 235 e: Сократ называет Аспасию своей наставницей в красноречии. Подлинность диалога сомнительна.

[434] 38. Да, был бы мужем… блуднице он родня… – Т. е. «если бы на нем не лежало пятно позора незаконнорожденности, то он мог бы уже давно проявить свои способности».

[435] 39. …семьдесят кораблей, из которых двадцать были грузовые… – Грузовые («круглые», в отличие от боевых, «длинных» триер) корабли служили для перевозки войск и практически не годились для морских сражений.

[436] 40. …клеймо в виде совы… – ставили афиняне на государственных рабах (Элиан, II, 9) (священная сова – птица Афины): видимо, Плутарх или его источник допустили путаницу.

[437] 41. Народ самосский ввел куда как много букв. – Стих из несохранившейся комедии Аристофана «Вавилоняне» (426 г.), одновременно намекающий и на подготовку перехода Афин на ионийский алфавит (см. Ар., прим. 3).

[438] 42. Не стала бы старуха мирром мазаться. – Пер. В. Вересаева. Перикл хочет сказать, что как старухе неприлично душиться, так и Эльпинике – вмешиваться в государственные дела (ср. выше, гл. 10).

[439] 43. …как утверждает Фукидид… – VIII, 76.

[440] 44. …прегражден доступ на все рынки… – Знаменитая «мегарская псефизма» 432 г., объявлявшая экономическую блокаду Мегар, торговых соперников Афин.

[441] 45. …священный участок земли. – Участок между Элевсином и Мегарами, принадлежавший элевсинским богиням.

[442] 46. Из «Ахарнян» – Аристофан. Ахарняне, 524 сл.

[443] 47. Чтобы повредить тому в общественном мнении. – Враги Перикла, по этой версии, хотели представить дело так, будто Фидия отравил Перикл, боясь его показаний на суде. Легенда о портретности изображений на щите Фидиевой Афины впоследствии украсилась еще больше: Фидий будто бы вставил их так, что без них развалилась бы вся статуя (псевдо‑Аристотель. О мире, 6).

[444] 48. Отчеты в деньгах обычно представлялись должностными лицами в конце их годовой службы перед специальными коллегиями эвфинов и логистов; здесь для особой торжественности предлагалось отчитываться перед самим Советом пятисот (перед его дежурной пританией в 50 человек) или перед 1500 судей (вместо обычных 500).

[445] 49. …как говорит Фукидид – см. I, 126 сл. О деле Килона подробнее см. Сол., 12. Перикл был по матери пра‑пра‑правнуком Мегакла, виновника скверны.

[446] 50. Хоры – в комедиях, как в примере из Гермиппа.

[447] 51. Моровая болезнь – болезнь, постигшая Афины, обыкновенно называемая чумой; но это мог быть и сыпной и иной тиф (преобладающее мнение) или корь.

[448] 52. Солнечное затмение – неполное затмение, 3 августа 431 г. (т. е. еще до чумы в Афинах).

[449] 53. Пентатл – пятиборец (занимающийся прыжками, бегом, метанием диска, метанием дротика и борьбой).

[450] 54. …в список членов фратрии… – Так назывались родовые объединения, в которых велись списки граждан. Таким образом, афиняне не отменили Периклов закон о гражданстве, а только в виде исключения разрешили ему узаконить незаконного сына.

[451] 55. …черного плаща… – Черный плащ надевали в знак смерти близких или иного несчастья.

[452] 56. …они называют… – следует пересказ «Одиссеи», VI, ст. 42–45.

[453] 1.стали Фабиями. – Плутарховская этимология фантастична; уже в древности высказывалось более вероятное предположение, что эта фамилия происходит от faba, «боб» (ср. Циц., 1).

[454] 2.похвала сыну … – Тоже Кв. Фабию, консулу 213 г., воевавшему в южной Италии (см. ниже, гл. 24).

[455] 3. двадцать четыре ликтора – свита, положенная диктатору, ср. Поп., прим. II.

[456] 4. Консул – вторым консулом 217 г. был Гн. Сервилий Гемин, но с избранием диктатора полномочия всех прочих должностных лиц (кроме народных трибунов) прекращались.

[457] 5.пророческих книг… Сивиллины – см.: Поп., 25; Сивиллины книги хранились под надзором 10 (потом 15) жрецов, и обращались к ним только в самые трудные минуты.

[458] 6.Могущество троицы … – подобная вульгарно‑пифагоровская мистика чисел была смолоду близка платонику‑Плутарху.

[459] 7. Манлий Торкват – консул 340 г., приказал казнить своего сына, который вопреки распоряжению консула‑отца вышел на бой с латинянами и убил в поединке врага.

[460] 8. Нумидийцы – из них преимущественно состояла конница Ганнибала.

[461] 9. Значки – орлы на древках, боевые знамена легионов. Битва произошла близ Казилина, где занимал позиции Фабий Максим.

[462] 10.по слову Эврипида – Из неизвестной трагедии.

[463] 11.праздник в несть Цереры … – 13 сентября (216 г.): в этом празднике запрещалось принимать участие тем, кто был в трауре (Ливий, XXII, 56).

[464] 12.в его жизнеописании … – Марц., 9.

[465] 13.каждый из них был консулом пять раз … – Фабий был консулом в 233, 228, 215, 214, 209 гг., Марцелл – в 222, 215, 214, 210, 208 гг.

[466] 14.в его жизнеописании … – Марц., 21.

[467] 15. Прадед Фабия – упомянутый выше (гл. 1) Кв. Фабий Максим Руллиан, консул 322, 310, 308, 297, 295 гг., триумфатор 309 и 295 г.; сын его Кв. Фабий Максим Гургит был консулом 292 г.

[468] 16. Нумидийский царь – Сифак, взятый в плен в 203 г.

[469] 17. Он город бурей потрясенный, вновь воздвиг. – Софокл, Антигона, 163.

[470] 1.самый лучший из римских водопроводов – из источников верхнего Анио на Капитолий, проведен в 144–143 гг., остатки его стоят до сих пор.

[471] 2.одним и тем же словом … – Virtus (доблесть) от vir (муж).

[472] 3. В битве – у Регильского озера в 499 г. (традиционная дата). Упоминаемый ниже диктатор – А. Постумий Альб.

[473] 4. Аркадяне – первые поселенцы Рима при Эвандре (Ром., 13): «они были первыми людьми, а дуб первым растением, рожденным на земле» (Плутарх, «Римские вопросы», 286а). По свидетельству Плиния (XVI, 5), за всю историю республики «гражданский венок» присуждался лишь 14 раз.

[474] 5. Посвящен Диоскурам – праздник «Касторовы иды», 15 июля.

[475] 6. Маний Валерий – диктатор, назначенный во время гражданских смут 494 г., а не консул.

[476] 7.на гореСвященной … – В 4–5 км к северо‑востоку от Рима.

[477] 8.прозвище СотераЭвдемона … – Перечисляются прозвища царей: Птолемей I Сотер («Спаситель», 305–283), Селевк II Каллиник («Прекраснопобедный», 247–227), Птолемей VII Фискон («Пузан», 146–117), Антиох VIII Грип («Горбоносый», 125–96), Птолемей III Эвергет («Благодетель», 246–221), Птолемей II Филадельф («Братолюбивый», 283–246), Батт II Эвдемон («Счастливый», VI в.), Антигон II Досон («Обещающий дать», 233–221), Птолемей VIII Лафир («Горошина», 116–80). Птолемеи были царями Египта, Батт – Кирены, Антигон – Македонии, Селевк и Антиох, – Сирии.

[478] 9.называют ПрокуломпрозвищеКлодия … – Имя Прокул значит «дальний», Постум – «последний» (или, по народной этимологии, «посмертный», Сул., 37), Вописк – «оставшийся в живых близнец», Сулла – «покрытый красными пятнами» (? ср. Сул., 2), Нигер – «черный», Руф – «рыжий», Цек – «слепой», Клодий (Клавдий) – «хромой».

[479] 10.в другого рода сочинениях. – В перечне сочинений Плутарха есть и книга «Об именах и их значениях» (не сохранилась).

[480] 11.из – за пилосской неудачи … – В 409 г., когда противный ветер помешал Аниту (будущему обвинителю Сократа) освободить от спартанской осады афинян в Пилосе.

[481] 12.как говорит Платон … – См.: [Платон.] Письмо IV, 321 с (одна из любимых сентенций Плутарха).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 157 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...