Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XXX. УЙГУРИЯ В VII — IX вв. 7 страница



[1139]Barhold W. Die altturkischen inschriften... S. 7-8.

[1140]Р. Жиро пишет, что Учжилэ умер от холода зимой 706 г. (Girald R. L,Empire des Turcs... P. 43). Что он под этим подразумевает? В Средней Азия можно умереть от многих причин, но только не от холода, ибо кочевник разведет костер при любом морозе.

[1141]Бичурин Иакинф. История Тибета... С. 156-1-58.

[1142]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 306.

[1143]Там же С. 344.

[1144]Малов С.Е. Памятники... 1951. С. 41.

[1145]Минша — городок в восточной Ганьсу, на правом берегу Хуанхэ (см.: Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 310). Видимо, тюрки избрали этот участок объектом нападения, чтобы покарать изменивших им уйгуров, так как дорога туда шла через предгорья Алашаня, предоставленные уйгурам для поселения (ср.: Cordier H. Histoire generale... Р. 450; Julien S. Documents...Vol.. 4. Р. 426; Chavannes E. Documents... РР. 181. 189; Мелиоранский П.М. Памятник в честь Кюль-тегина. С. 139).

[1146]Гумилев Л. Н. Хунну. С. 128, 140.

[1147]Julien S. Documents...Vol. 4. Р. 427.

[1148]Тут подтверждается предложенное выше значение термина огуз — община, марка, хозяйственная единица. Овладев значительной территорией, тюрки рассеялись на ней и, естественно, жили порознь друг от друга, что необходимо при кочевом и скотоводческом образе жизни. Тюргешский хан отметил именно это обстоятельство, так как провести быструю мобилизацию при рассеянии невозможно. Вместе с тем, рассеяние было тюркам необходимо для прокорма скота и боевых коней. В этом смысл лаконичного замечания Тоньюкука, который не спал ночей, придумывая способ спасения своего народа

[1149]Местонахождение установить не удалось.

[1150]Малов С. Е. Памятники... 1959. С. 20.

[1151]Киселев С. В. Древняя история... С. 570-572.

[1152]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 67; ср.: С. 41.

[1153]С. Е. Малов предполагает на лыжах. Этого не может быть! Лыжник легко пройдет там, где застрянет лошадь, а тюркам было важно перевести боевых коней, и для них, а не для себя они протаптывали дорогу в снегу.

[1154]Когмэнский перевал — перевал в Шабиньдабе, в западных Саянах. Ставка кыргызского хана располагалась в долине р. Абакан (Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 297).

[1155]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 41.

[1156]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 297.

[1157]Там же.

[1158]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 67.

[1159]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С, 297.

[1160]Там же. С. 272.

[1161]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 68

[1162]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 313.

[1163]Болчу и Болчу-огуз, по-видимому, одно и то же. Река эта упоминается в четырех рунических надписях: (Кюль-тегина, Тоньюкука, Бильге-хана и Моянчура) и в уйгурской Уланкомской надписи (см.; Щербак А. М. Надпись на древнеуйгурском языке из Монголии // Эпиграфика Востока. 1961, Т. XIV. С. 23-25). Согласно Тоньюкуку, тюрки, переправившись через Черный Иртыш, достигли Болчу за одну ночь, т.е. расстояние между этими реками не могло быть больше 100 км. Максимальное расстояние от Черного Иртыша до Урунгу 80 км, а минимальное — 50 км. К югу от р. Урунгу лежит широкая равнина, которую легко сопоставить с Ярышской степью, где группировались основные силы тюргешей.

[1164]Малов С. Е. Памятники... 1951, С. 41; 1959. С. 21.

[1165]Напали и прогнали (Малов С. Е. Памятники.., 1951. С. 68).

[1166]Там же. С. 68-69.

[1167]Там же. С. 69.

[1168]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 41.

[1169]Barthold W. Die altturkischen und die arabischel Quellen. SPb., 1899. 1-2. S.18

[1170]Васоt J. Reconnaissance..., Vol. 254. N 2. 1956. Р. 147.

[1171]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 315; Chavannes E. Documents... Р. 35, 68; Pulleyblank Е. G. Тhе Васкground of the rebellion of An Lu-shan. London, 1955. Р. 11

[1172]Гумилев Л. Н. Три исчезнувших народа // Страны и народы Востока. М., 1961. Т. II. С. 106-109.

[1173]Бичурин К. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 272.

[1174]Chavannes E. Documents... РР. 78. 283.

[1175]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 372.

[1176]Там же. С. 272.

[1177]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 311.

[1178]Гафуров Б. Г. Таърихи мухтасари... С. 99.

[1179]Бичурин Н. Я. Собрание сведении... Т. I. С. 311.

[1180]Gaubil. Abrege... Р. 2.

[1181]Mailla J. A. M. Histoire generale... VI. Р. 201.

[1182]Cordier H. Histoire generale... Р. 453; Mailla J. A. M. Histoire generale...VI. Р. 201.

[1183]Буддизм был популярен среди низов китайского общества, но его ненавидело служилое сословие, придерживавшееся конфуцианства и выдвинувшее своей программой полное запрещение буддизма и даосизма, вплоть до сожжения буддийских книг (см.: Конрад Н. И. Начало китайского гуманизма // СВ. 1957. N 3. С. 78).

[1184]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 274; Julien S. Documents...Vol. 4. Р. 460.

[1185]Лившиц В. А. Два согдийских документа с горы Муг // ВДИ, 1960. N 2. С. 79.

[1186]Там же. С. 81

[1187]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 442-444.

[1188]Ibid. S. 98

[1189]Шан Юэ. Очерки... С. 204-205.

[1190]Корейская классическая поэзия. М., 1956. С. 6-7.

[1191]Антология китайской поэзии. М., 1957. Т. 2. С. 18.

[1192]Корейская классическая поэзия. С. 48-49.

[1193]Антология китайской поэзии. С. 56

[1194]Линянгэ — название знаменитой портретной галереи династии Тан. Горе-мудрецы презрительное название конфуцианцев, обучавшихся в школах и университете.

[1195]Антология китайской поэзии. С. 150.

[1196]Там же. С. 137.

[1197]Cordier H. Histoire generale... Р. 468.

[1198]Pulleyblank E. G. The Background... РР. 90-95.

[1199]Бичурин Н. Я. Собрание сведений.., Т. I. С. 272-273.

[1200]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголии.., С. 318; Julien S. Documents...Vol. 4. РР. 455-456; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 221.

[1201]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 365, 372.

[1202]Julien S. Documents...Vol. 4, Р. 454. Надпись Бильге-хана дает этому событию совершенно иное освещение:...я пошел против Бешбалыка и сразился там шесть раз. Их войско я совершенно разбил. Так как я не тронул имущества жителей города, то ко мне вышли люди из города, чтобы покориться мне. Поэтому Бешбалык спасся (Малов С. Е. Памятники,.., 1951, С— 21). Это сообщение доверия не заслуживает, потому что цель похода — уничтожение вражеского опорного пункта — не была достигнута не по сентиментальным побуждениям воинственного Могиляня, умевшего расправляться с побежденными. Можно поверить лишь тому, что он шесть раз сумел отбиться от противника и спасти свой отряд, тогда как остальные командиры были разбиты наголову.

[1203]Clauson G. The Ongis inscription, текст и перевод. Перевод Малова С. Е. несколько отличен, но смысл тот же;...бывший значительным и божественным утомился [?]. Мы были дурны и негодны, мы малых считали за больших. Он говорил: я воевал. Теперь своим бегам говорил; нас мало, говоря боялся (Малов С. Е. Памятники.... 1959, С. 10).

[1204]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С. 36, 39.

[1205]Бичурин Н Я. Собрание сведений..., Т. 1, С. 276.

[1206]Там же. С. 273.

[1207]Малое С. Е. Памятники..., 1951, С. 42; 1959, С. 21.

[1208]Около р. Толы (см.: Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 21).

[1209]Малов С. Е. Памятники..., 1951— С 42. Местонахождение Кушгалака, Бол.... горы Чуш, Эзгенти Кадаза не установлено.

[1210]См.: Clauson G. The Ongis inscription. РР. 188-189. На строке 9 стоит km, balika (С. 182, текст); в примечании на С. 186 указано, что вторая буква может быть d, а третья — I, s, i или а. Так как ясно, что текст говорит о борьбе против токуз-огузов в 715-716 гг., то легко найти соответствующий текст в надписи Кюль-тегина; это отрока 47. Тогда название города, восстанавливается Кds=Кадаз, где последний раз сражался Кюль-тегин перед опалой. У Малова: Я напал на многие города, делал набеги, захватил... (Памятники..., 1959. С. 10).

[1211]Уч-огузы (Малов С. Е. Памятники..., 1959. С.21). Ср.: Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 258. где карлуки названы Три племени и указано, что их набег был согласован с имперским командованием.

[1212]Таншу недвусмысленно сообщает, что виновником гибели Капаган-хана был генерал армии Да-у Холин-цюань (Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 259). Реальным убийцей был байыркуский воин Сечжилю (Ibid. S. 670), но именно китаец организовал засаду и потому отмечен в анналах.

[1213]Н. Я. Бичурин отмечает, что в этом месте Таншу есть пропуск в тексте (Собрание сведений..., Т. I. С. 306). Добавляем — хронология напутана; мы даем выправленную хронологию.

[1214]Местонахождение не установлено.

[1215]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С. 40; 1959, С. 21. Заключаем это из того, что Маньчжурия осталась за китайцами и в 720 г. кидани и татабы воевали против тюрок.

[1216]См.: Clauson G. The Ongis inscription. Р. 189; Малов С. Е. Памятники..., 1959. С. 10.

[1217]Pelliot P. La fille de Mo-tcho qaghan et ses rapports aves Ktltegin. Leiden, 1912.

[1218]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.1. С.306.

[1219]Малов С. Е. Памятники..., 1959. С. 20.

[1220]Малов С. Е, Памятники..., 1959, С. 20.

[1221]Julien S. Documents.., РР, 458, 460

[1222]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия..., С. 321-322.

[1223]Бичурин Иакинф. История Тибета..., Т. I. С. 159-160.

[1224]Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 22.

[1225]Любопытно, что покоряющихся тюрки именуют токуз-огузы, а сопротивляющихся — уйгуры. Очевидно, эти два названия одного народа имели семантические нюансы.

[1226]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. Julien S. Documents.., РР, 460-461.

[1227]Конрад Н. И. Начало китайского гуманизма....

[1228]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 274.

[1229]Здесь перевод Н, Я. Бичурина не ясен, и неясность не замечена комментатором. Что значит бохуаньский город Даши, осажденный Сулу? (Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 295). Шаванн полагает, что это Аксу (см.: Chavannes E. Documents..., Р. 284, No 2).

[1230]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия..., С, 256,

[1231]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 347.

[1232]Там же, С. 274.

[1233]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 259.

[1234]Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 22.

[1235]Radloff W. Die alttutrkischen Inschriften..., 1895, S. 268.

[1236][38] в седьмой месяц двадцать... к табгачам [39] [имперцам] ходили. В девятом месяце года [того же] кушуйские черные головы я раздавил [прижал] [40] осенью на табгачей... пошел с войском [41]. Так много блага... [тюрки?], воюя, да не будут разбиты!" [42]. Очевидно, эта надпись выбита от лица небольшого тюркского военачальника, погибшего в бою. Патриотически настроенные родственники вложили в уста покойному пожелание успеха тюркскому оружию.

[1237]Radloff W. Die alttutrkischen Inschriften..., 1895, 8. 261-262.

[1238]Joк можно понять как тягость, затруднение (отсюда русское слово вьюк) и как горная вершина; в последнем случае из текста вытекает, что вождь басмалов, бросив войско, убежал в горы. Оба толкования текста возможны.

[1239]Перевод Малова в деталях отличен (ср.: Памятники..., 1959, С. 48). Различия с предлагаемым мною переводом не принципиальны.

[1240]Очевидно из соображений размера во второй строфе, строках 4 и 5 опущен падежный суффикс, подобно тому как в русском языке опускается глагол быть в настоящем времени. Это стихотворение предшествует по времени орхонским надписям, где Ф. Корш в заключительных строках видит ритм или, пожалуй, два ритма, которые, впрочем, чередуются безо всякого порядка (Корш Д. Древнейший народный стих турецких племен. СПб., 1909. С. 1-2). Это последнее замечание совершенно верно, но оно заставляет нас видеть в строках орхонских надписей все-таки не стих, а великолепно обработанную прозу, куда напрашивается ритм. Такова проза Слова о полку Игореве, а проза Н. В. Гоголя еще более ритмична. Но наличие ритмической прозы показывает, что ритмическая речь с патетикой, т.е. поэзия, уже была не чужда тюркам; Хойто-Тамирская надпись подкрепляет догадку Ф. Корша. Появившаяся в 1965 г, монография И. В. Стеблевой «Поэзия тюрков VI-VIII веков» содержит попытку доказать, что надписи в честь Кюль-гегина и Тоньюкука написаны стихами и являются героическими поэмами. Несмотря на все усилия автора, мы не смогли уловить того ритма, без которого стих невозможен, и выражаем полное согласие с А. М, Щербаком, утверждающим, что эти надписи по своему характеру не являются поэтическими произведениями (Щербак А. М. Соотношение аллитерации и рифмы в тюркском стихосложении // Народы Азии и Африки. 1961, No 2. С. 145).

[1241]Сообщено М. Салахеддиновой.

[1242]Крачковский И. Ю. Арабская поэзия // Избранные сочинения. М.-Л., 1956, Т. II, С. 250.

[1243]Малов С, Е. Памятники..,. 1951. С 39

[1244]Там же, С 40.

[1245]Бичурин Н. Я, Собрание сведений..., Т. I, С. 273,

[1246]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С 40.

[1247]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 275.

[1248]Hirth F. Nachworte zur inschifte.... S. 8.

[1249]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 276.

[1250]Там же, С. 298.

[1251]Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 23-24.

[1252]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 355, 359.

[1253]Liu Mau-tsai. Die Сhinesischen Nachrichten..., S. 260.

[1254]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С 276; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 454.

[1255]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 415.

[1256]Ibid, S. 395.

[1257]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С. 43.

[1258]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 277.

[1259]Малов С. Е. Памятники..., 1951. С. 36.

[1260]Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 23.

[1261]С. Г. Кляшгорный полагает, что это согдийцы из Семиречья (Согдийцы в Семиречье // СЭ. 1959, No 1, С. 7-11).

[1262]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I. стр. 306.

[1263]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 367; чтение имен см.: Liu Mau-tsai. Die Сhinesischen Nachrichten..., S. 670.

[1264]См. С. Е. Малов, Памятники..., 1959, стр. 23.

[1265]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I. стр. 367 — 368.

[1266]Liu Mau-tsai. Die Сhinesischen Nachrichten..., S. 420.

[1267]Н. М. Ядринцев, Предварительный отчет.

[1268]В. В. Радлов, Предварительный отчет...: Атлас древностей Монголии.

[1269]L. Jisl. Vyzkum Kulteginova pamatniku..., str. 86-113.

[1270]Ibid., str. 93

[1271]Ibid., str. 95.

[1272]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 1-36.

[1273]С. Е. Малов, Памятники..., 1951, стр. 43.

[1274]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 7.

[1275]С. Е. Малов, Памятники..., 1959. В строке первой С. Е. Малов допускает необоснованную интерполяцию: [после смерти моего отца, по воле тюркского Неба и тюркской священной Родины] я стал ханом (стр. 20). В тексте на стр. 16 на этом месте стоят только слова [ту] рк та [н] ри.... Могилянь стал ханом не после смерти своего отца, в 693 г., а после смерти своего дяди, в 716 г., и поэтому вставка не оправданна.

[1276]С. Е. Малов, Памятники..., 1959, стр. 23-24.

[1277]Надпись Кули-чура носит иной характер и будет рассмотрена особо.

[1278]С. Е. Малов, Памятники..., 1951, стр. 70.

[1279]Н. Я. Бичурин, Собрание Сведений..., т. I, стр. 273, 298.

[1280]W. Radloff, Die alttutrkischen Inschriften..., III, S. 252; С. Е. Малов, Памятники..., 1959, стр. 10.

[1281]См. П. М. Мелиоранский, Памятник в честь Кюль-тегина..., стр. 40.

[1282]Ср. G. Clauson, The Ongis inscription, рр. 191-192.

[1283]В год овцы (см. G. Clauson, The Ongis inscription, рр. 187, 189).

[1284]Соображения А. П. Бернштама и предложенная им интерпретация памятника потеряли значение вследствие опубликования перевода Клосон (см. Бернштам, Социально-экономический строй..., стр. 38-40),

[1285]Полемический момент в орхонских надписях отметил Н. Н. Козьмин (Классовое лицо атысы Йоллыг-тегина..., стр. 269-277). Считая тюркское общество феодальным, он полагает, что Йоллыг-тегин является представителем той феодальной аристократии, которая тесно сливала свои интересы с интересами княжеского дома (стр. 273), а Тоньюкук менее связан с поместным хозяйством и Утукенской чернью (стр. 276). Аргументация этого положения основана на выдернутых из контекста цитатах, незнании порядка тюркского престолонаследия, игнорировании общего хода событий и на ряде недискутабельных фактических ошибок (например, он называет восточных тюрок девятью племенами, стр. 268), исправление которых механически снимает вывод о массе аналогичных черт как в хозяйственном укладе, так и в социальной и политической структуре между орхонцами и франками (стр. 276).

[1286]С. Е. Малов, Памятники 1951, стр. 65.

[1287]Там же, стр. 69.

[1288]Р. Жиро, сравнивая параллельные описания событий а надписях Кюль-тегина и Тоньюкука, отмечает некоторые текстологические несовпадения в деталях описаний и на этом основании полагает, что описывалось не одно и то же, а два разных события. Например он утверждает, что походов на кыргызов через Когчен было два (R. Giraud, L Empire kes Turcs..., р. 35) и битв с тюргешами при Болчу было тоже две (Ibid., рр.; 36-37), потому что в одном описании сказано, что каган был убит, а в другом — пленен. На самом деле каган сначала попал в плен, а потом был казнен. Таким образом, он удваивает число событий и ищет для них подходящее, по его мнению, даты; например, он утверждает, что Учжилэ был взят в плен в 698 г. Тоньюкуком, после чего тот напал в 701 г. на Согдиану (Ibid., р. 43). О том, что эта ситуация была невозможна, см. выше (стр. 291-294). Подход, основанный на буквальном восприятии текста, неправилен принципиально. Сообщения разных авторов, даже очевидцев, никогда не могут совпасть: один замечает одно и суммирует прочее, другой — наоборот. К тому же описания составлялись по памяти, много лет спустя, с разными целями и разными настроениями. Расхождения неизбежны, а истина может быть установлена путем исторической критики и анализа ситуации в целом, а не путем сличения фраз и грамматических форм источника.

[1289]А. Н. Бернштам (Социально-экономический строй..., стр. 40, 45) считает, что полемика Тоньюкука направлена против Мочжо-кагана, забывая, что именно при Мочжо Тоньюкук был в силе и уцелел во время резни 716 г. исключительно благодаря своей дочери, жене Могиляня, однако он был послан новым ханом в ссылку (Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 273). Вместе с этим Бернштам считает Тоньюкука представителем консервативной платформы, оппозиционной к прогрессивным позициям бегов. Отсутствие аргументации этого положения лишает возможности вступить с ним в полемику.

[1290]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 274

[1291]С. Е. Малов, Памятники,.., 1951, стр. 70.

[1292]Там же, стр. 40.

[1293]Там же, стр. 40-41.

[1294]Там же, стр. 42.

[1295]Там же, стр. 66, 68.

[1296]Там же, стр. 43; 1950, стр. 22.

[1297]Там же, 1951, стр. 34.

[1298]Там же, стр. 36-37

[1299]Там же, стр. 64-65.

[1300]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 6.

[1301]С.Е. Малов, Памятники..., 1951. стр. 69-70.

[1302]Там же. стр. 39.

[1303]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 276.

[1304]Там же, стр. 298.

[1305]С. Е. Малов, Памятники..., 1951, стр. 69.

[1306]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 3.

[1307]Там же, стр. 5-6.

[1308]Васильев В. П. Китайские надписи..., С. 6.

[1309]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 221.

[1310]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С. 416.

[1311]Васильев В. П. Китайские надписи..., С. 7

[1312]Малов С. Е. Памятники,.., 1951, С. 13.

[1313]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 231.

[1314]Тэнгри предпочтительнее перевести как божество или гений-покровитель, но не как безличное небо, так как тюркские ханы вели генеалогию от царевича и волчицы, а не от неба. В значении «божество» Тэнгри встречается у современных монголов, например, Дайчин-Тэнгри — божество войны, Марс. Лучше оставить термин без перевода, чем давать приблизительный перевод, допускающий неверные толкования. Точно такое же восприятие Тэнгри у Алп Эльэтмиша: «Наверху Тэнгри сказало: „не губи тюркский народ“»; тут опять выступает промысел как фактор исторического развития. Вместе с этим Тэнгри имеет свое место в мире, оно наверху (см.: Clauson G. The Ongis inscription. РР. 188-189; ср.: Radloff W. Die alttutrkischen Inschriften..., S. 251; Малов С. Е, Памятники..., 1959, С. 10). То, что мировоззрения Йоллыг-тегина и Алп Эльэтмиша совпадают, вытекает из текста Онгинского памятника: «Я воспитан для эля Капагана и Эльтереса» (Clauson G. Ibid.). Тем самым мы можем констатировать, что нашим анализом нащупаны элементы официальной идеологической концепции.

[1315]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С.65

[1316]Там же, стр. 37

[1317]Там же, С. 38-40.

[1318]Там же, С. 43.

[1319]Там же, С. 27.

[1320]Отуз-татары в китайских хрониках называются шивэй, что является искаженной транскрипцией древнего слова сяньби (Викторова Л.Л. К вопросу о расселении монгольских племен на Дальнем Востоке // Ученые записки ЛГУ. 1958, No 256, С. 54-62).

[1321]С. Е. Малов переводит так: Из страны солнечного восхода [пришел] народ степи Боклийской (Памятники..., 1951, С. 36). В подлиннике Бокли col (!) ig il, Col (монг.-тюрк.) -суша, безводная пустыня, но cogli — дальний. Второе чтение предпочтительнее, так как к востоку от средней Монголии не было в 552 г. никакого заметного степного народа, II — держава, т.е. можно перевести из дальней Боклийской державы. Бокли по звучанию совпадает с названием Мукри (мохэ).

[1322]Малов С. Е. Памятники..., 1951, С. 34, 38, 66.

[1323]Название Сибир бытует с V в. н.э. Так назывались угорские племена, населявшие бассейн Оби и ее притоков, в частности маньси (вогулы) (см.: Чернецов В.П. Усть-полуйское время в Приобье // МИА. 1953, No 35, С. 238; Patkanoff S. Uber die Sabiren // Korosi Gosma Archivum. 1900 No 1, 4, S. 258-277; Fecher G. Bulgarisch-ungarische Beziehungen in den V-XI. Jahrhunderten // Korosi Croma Archivum. В. XIX, 2, S. 55-56, 69-70). Название Сибир фигурирует в титулатуре двух тюркютских ханов: Сыби-хан и Шиби-хан (кит.), фонетическое различие чисто диалектное: с и ш — переходные согласные.

[1324]Феофилакт Симокатта. История. С. 160; ср.: Chavannes E. Documents..., Р. 230.

[1325]Chavannes E. Documents..., Р. 230.

[1326]Marquart J. Eransahr..., S. 54.

[1327]Chavannes E. Documents..., Р. 271, 346.

[1328]Рашид-эд-Дин. Сборник летописей. Пер. И. Н. Березина. Введение. СПб., 1858, С. 129.

[1329]Там же, С. 70, 78.

[1330]Березин И. Н. История Абуль-Гази. Казань, 1854, Ч. I. C. 40

[1331]Рубрук Г. Путешествия в восточные страны. М., 1957, С. 37.

[1332]Покотилов Д. История восточных монголов в период династии Мин. СПб., 1893, С. 135.

[1333]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия..., С. 533.

[1334]Грумм-Гржимайло Г. Е. Описание путешествия..., С. 484-485.

[1335]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия..., С. 314.

[1336]Константин Багрянородный. О фемах и О народах. М., 1899, С. 142.

[1337]Hirth F. Nachworte zur Inschrift..., S. 129.

[1338]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 286. Китайское чтение: Шаболо-Хилиши-хан.

[1339]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 289.

[1340]Васильев В. П. Китайские надписи..., С. 6. эЯub — название отдела народа (Малов С, Е, Памятники..., 1951, С. 376; Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. 1893-1911, III, 2184).

[1341]Потапов Л. П. Героический эпос алтайцев // СЭ. 1949, No 1. С. 120 и сл.

[1342]Малчи-Мерген. Алтайский героический эпос. Ойротское обл. нац. изд., 1947, С. 228-229, прим. 24, 31.

[1343]Там же, С. 190, 193.

[1344]Там же. С. 229.

[1345]Рашид Эддин. Сборник летописей. С. 136-137.

[1346]Мелиоранский П. М. Памятник в честь Кюль-тегина. С. 69.

[1347]Потапов Л. П. Героический эпос..., С. 122.

[1348]Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960, С. 9.

[1349]Там же, С. 140.

[1350]Перевод вариантов сказки см.: Улагашев И. Алтай-Бучай. Новосибирск, 1941, С. 79-126; Граф А., Кучияк П. Алтайские сказки. М., 1939, С. 73-83.

[1351]Жирмунский В. М. Сказание..., С. 144.

[1352]Все детали повествования гиперболизированы, ощущение реальности не является эстетическим мерилом.

[1353]Бичурин Иакинф. История Тибета..., I, С. 159.

[1354]Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. New Haven, 1931, РР. 354-355. Здесь описана ранняя, примитивная форма религии бон. Современный бон весьма от нее отличен (см.: Там же. С. 355 и сл.).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...