Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XXX. УЙГУРИЯ В VII — IX вв. 2 страница



[64]Коло Исиги-хан.

[65]Julien S. Documents... Vol. 3. P.350.

[66]См.: С.57.

[67]Иакинф Бичурин. История Китая.

[68]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten... S.35.

[69]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. C.208.

[70]Иакинф Бичурин. История Тибета... С.85.

[71]Cordier H. Histoire generale... P.359.

[72]Иакинф Бичурин. История Китая.

[73]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.222, 311.

[74]См.: Bacot J. Reconnaissance en Haute Asie Seplentrionale par cinq envoyes ouigours au VIII siecle // JA. Vol. 254. N 2. 1956. Р.146. Названный в тибетском тексте Зама-каган, или Зама-могань, по остроумной догадке Пельо, — Мугань-хан (см.: там же, C.I51). Имя Зама не может быть Озмыш, так как Озмыш-хан, последний государь голубых тюрок (см. ниже), за два года своего царствования (742-744) походов на север не совершал (ср.: Clauson G., A propos du manuscrit Pelliol tibetain 1283 // JA. Vol. 255. N 1. 1957. (extrait). Р.13). Надо думать, что слово Зама следует читать Азма — не сбивающийся с пути (негативная форма глагола аз). Подобные эпитеты часто встречаются в титулатуре тюркских ханов.

[75]Викторова Л.Л. К вопросу о расселении монгольских племен на Дальнем Востоке // Ученые записки ЛГУ. 1958. N 256.

[76]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.Н. С.73.

[77]Там же. С.75.

[78]Lia Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichlen... S.36; Cordier H. Histoire generale,. P.380.

[79]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.Н. С.269,

[80]Там же. С.263.

[81]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.Н. С.252-253

[82]Там же. С.257.

[83]Там же. С.256.

[84]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. С.232; Julien S. Documents... Vol. 3. Р.337; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachri— chten... S.20.

[85]Иакинф Бичурин. История Китая.

[86]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. C.233.

[87]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten...S.36-37.

[88]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten...S.31-32.

[89]Бичурин Н.Я. Собрание сведений по исторической географии Срединной и Восточной Азии, Чебоксары, 1960. С.17.

[90]Бичурин Н.Я. Собрание сведений...T.I. C.234; Liu Mau-lsai. Die chinesischen Nachrichten-...S.33.

[91]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten...S.44.

[92]Chavannes E. Documents... P.38.

[93]Gyorffy O. Du clan hongrois au comitat de la tribu au pays. II Sz'szadok Budapest 1958. T.92. Fasc.5-6. P.950 sq.

[94]Багадур — слово монгольское, вошедшее в тюркский еще в VI в. Я б г у — заместитель хагана (см.: Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в V1-V111 веках (к вопросу о ранних формах государственности) // СЭ, 1959. N 3. С.24).

[95]Шаванн ошибочно считает, что Истеми в походе на запад сопровождал своего старшего брата (Documents... P.219), но во времена Шаванна этноним apar не был еще раскрыт и читался совместно со вторым этнонимом apurim как apar-apurim (Thomson V. Inscriptions de l'Orkhon) или парпурумы (Мелиоранский П.М. Памятник в честь Кюль-Тегина. С.65; Radloff. Die alttuerkischen Inschrihen der Mongolei // ATIM. SPb, 1895. S.429), причем Радлов эту этническую группу сопоставлял с телеским племенем фуфуло. Вопрос решила статья турецкого ученого Bahaeddin Oqel— Kokturc yasitlarinen Apurini lari ve Fu-lin problem. Bellten IX. N 33 (журнал Турецкого исторического общества), где он доказал, что апурим — не что иное, как Рум, т.е. Византия. Благодаря этим и другим исследованиям стало возможным уточнить время западного похода, что в свою очередь снимает гипотезу Шаванна о параллельном существовании двух ветвей тюркского народа — западной и восточной. Истеми отправился на покорение запада как джабгу (ябгу) своего племянника Мугань-хана, и упоминание в большой надписи Кюль-тегина обоих братьев как предков восточных тюрок исключает наличие в древности двух ветвей этого народа. Разделение же произошло лишь в VII в. при обстоятельствах, которые будут нами рассмотрены ниже.

[96]Julien S. Documents... Vol. 3. Р.331.

[97]Firdousi. Le livre des rois. Paris, 1868. Ed. J.Mohl. VI. P.310.

[98]Этот факт отмечен только в Ган-му (см.: Иакинф. История Китая).

[99]Обитавшие там племена чуйской группы, дулу и нушиби, имели те же обычаи, что и тюркюты. и мало отличались по языку (Chavaones E. Documents... P.47).

[100]Среди подчиненных тюркютскому хану племен упомянуты холиаты (Менандр // Византийские историки. Пер. С-Дестуниса. СПб., 1860. С.381), которых отождествляют с хвалиссами русских летописей и тем самым с хорезмийцами (Толстов С.П. Новогодний праздник Каландас у хорезмийских христиан // СЭ. 1946. N 2. С.95).

[101]Хиониты — потомки сармато-аланских племен, обитатели открытых Толстовым С.П. болотных городищ в низовьях Сыр-Дарьи (см: Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседя в IV веке // ВДИ. 1959. N I. C.134).

[102]Вар или yap — соседи хионитов, племя угорской группы (см.: Феофилакт Самокатта. История. М., 1957. С.160).

[103]О г о р ы, или у г p ы — предки венгров; они обитали в VI в. на территории Башкирии и в степях между Волгой и Уралом (см.: Мотнар Э— Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа. Будапешт, 1955. С.96-97). Рубрук сообщает, что население Башкирии еще в XIII в. сохраняло свой язык. который был понятен венграм (Путешествия в восточные страны. М., 1957. С.122 и 211).

[104]Дестунис С. Византийские историки. СПб., 1960. С.374; Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л.. 1936. С.24.

[105]Феофилакт Симокатта специально предупреждает читателя, что этих псевдо аваров ни в коем случае нельзя смешивать с истинными аварами, т.е. абарами. живущими в Срединной Азии. Эта проблема вызвала продолжительную полемику (см.: Артамонов М.И. История хазар. Л.. 1962, С. 64-65).

[106]Артамонов М.И, Очерки.., С.22.

[107]Lebeau. Histoire du Bas-Empire. Paris, 1828. T.9. P.328.

[108]Менандр. С.328.

[109]Вернадский Г.В. предполагает, что это не имя, а титул Сар-и-ос, т.е. глава осов (перс.) (Vernadsky G.V. Ancient Russia. New Haven, 1952. Р.194).

[110]Менандр. С.324.

[111]Менандр. С.391.

[112]Firdousi. Le livre des rois. VI. P.310.

[113]Tabari. Chronique... PP.161-162.

[114]Синха Н.К., Бенерджи А.Ч. История Индии. М.. 1954. С.94-95.

[115]Фирдоуси считает, что этот брак был заключен после разгрома эфталитов, т.е. после 569 г., но сын турчанки — Хормизд IV наследовал престол в 579 г., а был низложен 6 февраля 590 г., имея уже отрока сына (Себеос. История императора Иракла. Пер. с армянского К.Паткаиьян. СПб., 1862. С.34; Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI-VIII вв. М.-Л., 1946. С.88). Ухе Шаванн отверг столь позднюю дату (Documents... P.229), но, по версии Табари, брак и союз были заключены за год до войны против эфталитов, которая началась, по китайским сведениям, в 555 г. По-видимому, китайцы получили информацию от персидского посольства. Эта дата совпадает с началом западного похода Истеми, и возраст Хормизда перестает вызывать сомнения: в момент гибели ему было 36 лет, а сыну его — 16-18 (см.: Noeldeke Th. Geschichle der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden. Leiden, 1879. S.187; Tabari. Chronique... PP.161-162). Посольство упоминается также Белазури и Ибн-Хордадбегом, но их изложение крайне искажено и неправдоподобно (см.: Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944. P.380).

[116]Менандр. С.324, 372

[117]Firdousi— Le livre des rois. VI. P.310. -

[118]Ibid., P. 312.

[119]Менандр. С.377; Vivien de Saint Martin (Les Huns blancs... P-77) дает близкую дату — 563 г.

[120]Firdousi. Le livre des rois. VI. P.312.

[121]Птицын Г.В. К вопросу о географии Шах-Намэ // Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа. 1947. T.1V. С.302.

[122]Маймург — княжество в Самаркандской области, к югу от Заревшана (Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПб., 1900, С.95)

[123]Firdousi. Le livre des rois. VI. P.312.

[124]Lebeau. Histoire du Bas-Empire. Paris, 1828. Т. 10. Р.63.

[125]Firdousi. Le livre des rois. VI. P.316 sq.

[126]Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV веке // ВДИ. 1959 No 1. C.129-140

[127]Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) Occideataux // Сборник трудов Орхонской экспедиции. СПб., 1903. Вып.VI. Р.5. Первым европейцем, прошедшим по третьей дороге из Киргизии в Карашар, был Роборовский В.И. в 1893 г. (см.: Роборовский В.И. Путешествие в восточный Тянь-Шань и в Нань-Шань, M.) 1949).

[128]Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. СПб., 1908. С.542.

[129]Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague. 1944. Р.129.

[130]Govern. The early empires of Central Asia. London. 1939, P.5

[131]См. Гелиодор. Эфиопика. Пер. Егунова. М.-Л.. 1932. С.99.

[132]Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944. P.128: Пигулевская Н-В. Византийская дипломатия и торговля шелком // ВВ. 1947 T.KXXVI). С,187

[133]Диль Ш. Юстиниан.. С.543.

[134]Диль Ш. Юстиниан... С.544.

[135]Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия... С.198.

[136]Диль Ш. Юстиниан.. С.546

[137]Там же. С.548; Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. М.-Л., 1951. С.90-94.

[138]Менандр. С.371-372.

[139]См.: Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия... С.209.

[140]Пигулевская Н.В. (Византия на путях в Индию. С.202-204) трактует эти события иначе, но, на мой взгляд, неубедительно. Она считает, что тюрки, не вышедшие еще из полукочевого (? — Л.Г.) состояния, не были склонны к широкому торговому обмену, и только под давлением свои подданных — согдийцев они согласились на то, чтобы последние, возглавляемые Маниахом, отправили посольство в Иран. Однако именно кочевые тюркюты умели извлечь шелк из Китая и снабдить им согдийцев, так как без войны китайцы шелка в нужном количестве не отдавали. Да если бы они и согласились продать шелк, то по тем ценам ни согдийцы, ни персы не смогли бы это оплатить и еще получить барыш. Именно потому, что тюркюты получали шелк в виде дани и добычи, они сбывали его согдийцам за бесценок, и тогда торговля становилась прибыльной. Затем, наличие давления покоренных на своих завоевателей допустить более чем трудно; наконец, Маниах был приближенным хана, и естественно думать, что он получил дипломатические полномочия именно от него, а не поехал объясняться с шаханшахом Ирана на свой риск. Фраза Менандра, что хан Истеми разрешил согдийцам послать посольство самим, говорит лишь о том, что они приняли на себя ведение переговоров, надеясь лучше справиться с делом, чем не искушенные в дипломатии тюркютские беги. Пигулевская Н.В. считает, что согдийцы просили разрешения беспрепятственно торговать шелком в иранском государстве, но Менандр прямо указывает, что их просьба была о пропуске шелка на запад, в Византию, пусть даже при посредстве персидской казны. Ниже Пигулевская Н.В. предполагает, что отказ шаха в пропуске шелка объясняется боязнью конкуренции, но ведь свободной торговли щелком в VI в. не было, — значит, не могло быть и конкуренции. Нельзя согласиться и с выводом: Для Ирана тюрки не представляли желанных союзников.

[141]Менандр. С.375.

[142]Тархан — титул, присваиваемый лицу, освобожденному от уплаты налогов-

[143]Noeldeke Th. Geschichte der Perser und Araber... S.158.

[144]Сирами назывались купцы-посредники в шелковой торговле с Китаем (Гумилев Л. Н. Динлинская проблема // Известия ВГО. 1959. Т.91, N 1. С.23).

[145]Феофан Византийский // Византийские историки, СПб., 1860. С.493. Массон М.Е. полагает, что эти порты были в Джурджане, утраченном персами в 484 г. и захваченном тюркютами около 568 г. (Массон М.Е. фрагменты из истории распространения в древности шелкопряда Bombix mori // Белек. Сб. в честь С.Е.Малова. Фрунзе. 1946, С.50).

[146]Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P.373.

[147]Noeldeke Th. Geschichte der Реrser und Araber... S. 156-169.

[148]Феофан Византийский. С.493-495.

[149]Тюркюты подчинили б-н-дж-р (болгар), беленджер и хазар, дошли до Дербента и, осмотрев укрепления, вернулись в степи (Табари 1,2. С.895— 896; Ибн-аль-Асир — цит. по кн.: Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С.137-138).

[150]Lebeau. Histoire du Bas-Empire. Paris, 1828. Т. 10. Р. 169.

[151]Феофан Византийский. С.493; Новейшая литература — в кн.: Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия... С.204; Массон М.Е. Фрагменты... С.47-51.

[152]Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия... С.205-206.

[153]Массон М.Е. фрагменты... С.50.

[154]Там же. С.49

[155]Феофан Византийский. С.493,

[156]Менандр. С. 400.

[157]Менандр. С. 418-420.

[158]Tha'alibi. Histoire des rois des Perses, traduile par H.Zotenberg. Paris, 1900— P.614; Tabari. Chronique... II. P.161. Вероятно, Хосрой отнял у тюркютов города и порты в Джурджане, так как в дальнейшем эта область принадлежит Ирану.

[159]Brosset M. Histoire de la Georgie depuis l'antiquit'w jusqu an XIX-e siencle. SPb., 1894. I. P.216. Броссе подвергает эту дату сомнению, так как описанная ситуация похожа на ситуацию 589 г. Мне думается, что тут ошибка не в хронологии, а в описании события. Большее позднейшее заслонило меньшее, более раннее. Иными словами, я верю летописцу, что Гуарам стал царем в 575 г.

[160]Менандр. С.423

[161]Феофилакт Симокатта. История. C.160-161; Гумилев Л.Н. Биография тюркского хана в Истории Феофилакта Симокатты и в действительности // ВВ. 1961. Т.XX. С.72.

[162]Шан Юэ. Очерки истории Китая. М., 1959. С. 178.

[163]Cordier H. Histoire generale de la Chine. Vol.1. Paris, 1920. P.25.

[164]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. C.232.

[165]Шан Юэ. Очерки истории Китая. C.180

[166]Н.Я. Бичурин. Собрание сведений.... Т.1, стр. 260.

[167]Там же. С.299: Julien S. Documents... Vol.3. Р.333: Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten... S.9. 498.

[168]Менандр. С.379.

[169]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... С.246; История агван Моисея Каганкатваци, писателя Х века. Пер. с армянского К.Патканова. СПб., 1861. С. 128.

[170]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... С.287-288.

[171]Julien S. Documents... Vol.3. Р.497.

[172]Малов С.В. Памятники древне-тюркской письменности. М.-Л., 1951. С.29.

[173]У Малова С.Е.: рабами и рабынями (Памятники... 1951. С.37).

[174]Там же. С.37-38.

[175]Там же. С.39.

[176]Толстой С.П.. трактует слово qul как раб, делает вывод, что идеология рабовладельца встает здесь во весь рост (Тирания Абруя. С.45). На основании разобранных текстов с этим согласиться нельзя. Другое же тексты, на которые он опирается, Маловым С.В. читаются иначе (Памятники... 1959. С. 16 (текст), С.20 (перевод).

[177]Эта система описана Толстовым С.П. вопреки сделанному им заявлению (Тирания Абруя. С.46-47).

[178]Окладников А.П. Неолит в бронзовый век Прибайкалья. М.-Л., 1955. Т.П1. Гл.V, Общественный строй.

[179]Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1949. С.261. Ср. чувашское слово куланай — дань.

[180]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... С.229.

[181]История агван Моисея Каганкатваци, писателя Х века. Пер. с армянского К.Патканова. СПб., 1861. С.131.

[182]Китайская рисовая водка (ср. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия-. С-216).

[183]Менандр. С.378-379.

[184]Лестовка — род кожаных четок; уподобление их особому порядку престолонаследия встречается в Никоновской летописи (подобно тому как в четках перебирается одно зерно за другим, так и удельные князья по очереди занимают великокняжеский престол).

[185]Для понимания внутренней истории древних тюрок необходимо отметить, что каждой из князей имел кроме собственного (звериного) имени титул, который менялся в зависимости от занимаемой им должности. Некоторые тюркютские ханы выступают в истории под двумя или тремя именами, например: Шету-имя собственное (у Бичурина он назван Нету); Эрфу-хан титул в бытность его удельным князем на востоке державы; став каганом, он принял титул Илигюйлу Ше Мохэ Шаболо-хан. Более он известен под кличкой, данной ему китайцами, — Шаболио (грабитель). У некоторых ханов известны только титулы или только звериные имена (Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten... — S.122). Шету — достигший (власти). Эрфу — тюркское Ер-муж +бег;///Илигюйлу Ше Мохэ Шаболо-Иль Кюлюг-шад Бага Ышбара (тюркское) в переводе: Державы славный шад, божественный могучий хан. Все имена и титулы расшифровать не удалось, и потому некоторые оставлены в первоначальном виде

[186]См.: Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в VI-VIII веках (к вопросу о ранних формах государственности) // СЭ/ 1959. N 3.

[187]Менандр. С.374, 418.

[188]По-тюркски Табак-хан, т.е. хан с чашкой. Это намек на его буддийские увлечения, когда он ходил с патрой (чашкой для сбора подаяния), как буддийский монах.

[189]Бури — волк. Этот князь назван Менандром Бо-ханом. Он был во главе утургуров. когда они взяли в:., г. Боспор, так что надо полагать, что его ставка была на Кубани (Менандр. С.422; см.: Marquart J. Wehrot un Arang. Leiden. 1938. S.150-151).

[190]Торэмен — тюркское титульное имя, восстановленное из кит. Далобянь и греч. Турум (см.: Гумилев Л.Н. Великая распря в Первом тюркском каганате в свете византийских источников // ВВ. 1961— Т.ХХ. С.88). Кроме того, он носил титул Апа (старший), по-китайски — Або, а поперсидски — Абруй (см. там же).

[191]Это видно из того, что Чжан-сунь Шэн называет его удел северным ханством.

[192]Он имел титул Тардуш-хан (кит. Дяньгу Дату-хан, греч. Тарду). Кара-Чурин — прозвище, означающее: гнилой, калечный, неполноценный.

[193]Недалеко от Северного Кавказа, поскольку он осуществил вторжение во владения Византийской империи.

[194]Кит. Аньло у Бичурина ошибочное написание — Яньло.

[195]У Бичурина ошибочное написание — Дилеча.

[196]Гумилев Л.Н. Хунну. М., 1960. С.213-214.

[197]Потапов Л.П. Ранние формы феодальных отношений у кочевников // Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, истории и литературы. Абакан, 1952. Вып. I. С.28

[198]Клюкин И. Н. Новые данные о племени толисов и тардушей // Вестник Дальневосточного отделения Академии наук СССР. 1932. N 1-2.

[199]Pritsak O. Stammesnamen und Titulaturen der altaischen V'olker // Ural-Altaische Jahrbucher. Bd 24. 1952. H.I-2. S.56.

[200]Кононов А.Н. Опыт анализа термина Турк // СЭ. 1947. N 1. С.100.

[201]Там же С.81; Малов С.Е. Памятники... 1951. С.397.

[202]Гумилев Л.Н. Орды и племена у древних тюрок и уйгуров // Материалы по этнографии ВГО — Л.. 1961 N 1 С.19-20

[203]Малов С.Е. Памятники... 1951. С.42.

[204]Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.-Л., 1958, С.84. Приведена полная библиография.

[205]Абуль Гази. Родословная история о татарах; Кононов А.Н, Родословная туркмен.

[206]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. C.214.

[207]Там же. С.301.

[208]Там же.

[209]Гумилев Л.Н. Социально-экономический строй орхово-енисейских тюрок в VI-VIII вв. Л., 1946. С. 145.

[210]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21. С.32.

[211]Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрок в VI-VIII вв. С.17.

[212]Там же. С. 19.

[213]Там же. С. 19.

[214]Бичурин Н.Я. Собрание сведений Т.II. С.300.; Толстов С.П. Древний Хорезм. С.261. Взгляды Толстова С.П. на рабство у древних тюрок представляются вполне убедительными.

[215]Гумилев Л.Н. Орды и племена у древних тюрков и уйгуров. С.16.

[216]И хан (можем мы прибавить. — Л.Г.).

[217]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С.164.

[218]Л.Г.Морган. Древнее общество. С.196.

[219]Ср. аналогичное описание и анализ Толстова С.П, (Тирания Абруя; Древний Хорезм. С.261.).

[220]Бичурин Н.Я. Собрание сведений.. T.I. С.221.

[221]Там же. С.228.

[222]Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С.515.

[223]Там же. С.516-522

[224]Кызласов Л.Р. Тува в период тюркского каганата (V-VIII вв.) // Вестник Московского университета. 1960. N 1. C.1S.

[225]Киселев С.В. Древняя история... С.574-581.

[226]Окладников А.П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к русскому государству. М.-Л.,

[227]Там же. С.296-297

[228]Бичурин И.Я. Собрание сведений.. Т.II. С.172

[229]Менандр. С.376.

[230]Бичурин II.Я. Собрание сведений.. Т. II. С.229.

[231]Гумилев Л.Н, Статуэтки воинов из Туюк-мазара // Сборник Музея Антропологии и этнографии-Л., 1949. Т.12

[232]Stein A. Innermost Asia. Oxford. 1928. Vol. II. Р.614.

[233]См.; Aspelin J.R. Types des peuples de l'ancienne Asie Centrale. Helsiagfors, 1890. P.13 (опубликовано наскальное изображение).

[234]Laufer В. Chinese clay figures. I. Chicago, 1914. XVIII. РР.31Э-314.

[235]Бичурин К.Я. Собрание сведении... 7.1. С.215.

[236]Aspelin J.R. Types des peoples... P.11. Ряс.7.

[237]Aspelin J.R— Types des peoples... P. 12; Appelgren-Kivato H. Alt-altaische Kunstdenkmaler, Briefe und Bildermateriai von J.R-Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889, Hrsg. von H.Appelgren-Kivalo. Helsingfors, 1931. S.17.

[238]Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Чаа-тас у села Копены // Труды Государственного исторического музея. М.. 1940. Т.ХI.

[239]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. С.292; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrlchten... 8.8.

[240]Грумм-Гржимайло Г.Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период // Известия Государственного географического общества. 1933. Т.65. Вып.5. С.449.

[241]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten... S.496.

[242]Бичурин Н.Я. Собрание сведений;.: T.I. C.292.

[243]Захоронения с конем характерны для VI-VIII вв. (Кызласов П.Г. Тува... С.53-57).

[244]Бичурин Н.Я. Собрание сведения... T.I. C.231; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten... S.42.

[245]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. С.230; Liu Mau-tsai Die chinesischen Nachrichten... S.IO.

[246]У вас нет никаких оснований предполагать, что семья у тюркютов чем-либо отличалась от семьи казахов ХIX в., за исключением большего уважения к женщине.

[247]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. C.260

[248]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten... S.471-472

[249]Кок-Кюйме (см.: Маргулан А.Х. Казахская юрта и ее убранство // VII Международный конгресс антропологических и этнографическиx наук. М., 1964. С.9).

[250]Менандр. С.377-379.

[251]Л.Т. Морган. Древнее общество С.134.

[252]Бичурин Н.Я. Собрание сведений T.I С.230; Julien S. Dokuments Vol.334-335; Liu Mau-Tsai. Die chinesischen Nachrichten S.42.

[253]WIeger L. Textes historiques. Hien-Hien. 1905-1907. P.1673.

[254]Малов C.E. Памятники 1951. С.42-43.

[255]Tabari. Chronique II. P.302.

[256]Julien S. Dokuments Vol.3. P.333.

[257]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten S.468.

[258]Высокое положение женщины у тюрок в доисламское время отмечалось неоднократно [см.: Кононов А,Н. Родословная туркмен С.104 (приведена литература вопроса по более поздней эпохе — X-XV вв.)].

[259]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. С.230-231; Julien S. Documents... Vol.3. P.335.

[260]Julien S, Documents... Vol.3. P.353: Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. С.230-231.

[261]Бичурин Н.Я, Собрание сведений... T.I. С.270-271.

[262]Банзаров Д., Черная вера. СПб.. 1891.

[263]Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск. 1900. С.101-102.

[264]Там же. С.103..

[265]Попов А.А. Тавгийцы. М. — Л.. 1936. С.48 и сл.

[266]Попов А.А. Нганасаны. Л., 1948. С.11.

[267]Попов А.А. Тавгийцы. С.48-49.

[268]Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С.533.

[269]См.: Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев // Труды Института этнографии АН СССР. М., 1947, T.I.. C.154. Современные алтайские шаманисты делят духов — на два разряда: тос — духи извечного существования и яадан неме (букв. нечто созданное) — души умерших.Религиозное почитание воздается лишь тосям, покойник считается чертом, а разве можно поклоняться черту? (алтаец Кулязин).

[270]Анохин А.В. Материалы но шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 Tр. по поручению Русского Комитета для изучения Восточной Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской Академии наук. 1924. T.IV (б.м.). N 2. С. 18.

[271]Токарев С.А, Пережитки родового культа... С.158.

[272]Попов А.Л. Тавгийцы. С.51.

[273]Токарев С.А. Пережитки родового культа... С-149, 157.

[274]Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // СЭ. 1946. N 2.

[275]Токарев С.А. Пережитки родового культа... С. 151.

[276]Штернберг Л.Я. Первобытная религия... С.268





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...