Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XXX. УЙГУРИЯ В VII — IX вв. 6 страница



[959]Бичурин И.Я Собрание сведений... T.I. C.393.

[960]Например, восстание Сыге-Думаня в Кашгаре в 660 г, и восстание Кучи в 662 г.

[961]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... T.I. C.393; Chavannes E. Documents... P.73, 280.

[962]Chavannes E. Documents... P.280; Бичурин Иакинф. История Тибета... С.138.

[963]Бичурин Иакинф. История Китая; Chavannes E. Documents... P.280.

[964]Remusat J.P Histoire de la ville Khotan. Paris, 1820. PP.69-70.

[965]Francke А.Н. History оf Western Тibet. London, 1907. РР.19-39; Грумм-Гржимайло Г.Е. Материалы по этнологии Амдо и области Кукунора, СПб., 1903, С.З, 41-43; Успенский В, Страна Кукэ-нор и Цин-хай // Записки ИРГО по отделению этнографии. СПб., 1880. Т.1У С.51; Бичурин Иакинф. История Тибета... С.124, 127; Богословский В.А. Очерк истории... С.24,

[966]Богословский В.А. полагает, что это только мужское население — воины (Очерк истории... С.128), Но тогда общее число населения было бы около 15 млн., что невозможно по природным условиям Тибета (см.: Гумилев Л.Н, Величие и падение древнего Тибета // Страны и народы Востока: Сб., посвященный памяти акад. В. В. Струве.).

[967]Литература вопроса весьма обширна. Привожу лишь некоторые наиболее важные сочинения: Franck А.Н. History оf Western Tibet; Веll С. Тhе religion of Tibet. Oxford, 1931; Laufer В. Ueber ei tebetisches Geschichtswerk der Воnpo // T, oung Раo. Я-.11. Vоl.2. 1901; Ноffmann Н, Quellen zu Geschichte der tibetischen Воn — Religion. Wiesbaden, 1950; Тucci G. Тhе Тоmbs оf the Тibetan кing // Serie Оrientale. Rоmа, 1950; Lalou М. Lеs religions du Тibets. Раris, 1957.

[968]Бичурин Иакинф. История Тибета... С.127-128.

[969]Гумилев Л.Н. Легенда и действительность в древней истории Тибета // Вестник истории мировой культуры. 1960. N 3. С.107.

[970]Богословский В.А. Очерк истории... С.36.

[971]Бичурин Иакинф. История Тибета... С.93-94.

[972]Там же. С.95, 135, 163.

[973]Там же. С.136-138.

[974]Фуян — область племени чумугунь, т.е. бассейн Эбинора.

[975]Были взяты Шанчжоу, Кхочжоу, Хэчжоу и Фаньчжоу,

[976]Chavannes Е. Documents... Р.74.

[977]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.I. С.294.

[978]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.1. С.294 (например, восстание Кибу-чура в 682 г.). См.: Chavannes Е. Documents... РР.281, 74. № 3.

[979]Chavannes Е. Documents... Р.281. М.7.

[980]Бичурин Иакинф. История Тибета... С.142.

[981]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.292.

[982]Бичурин Иакинф. История Тибета... С.143.

[983]Дю-сонг (Богословский В.А. Очерк истории... С.50); Гун-срон-ду-рже (Schlagintweit E. Die Koenige von Tibet. Мuenchen, 1966. 8.50), кит, Цину-Синун (Бичурин Иакинф. История Тибета... С.143).

[984]Дансянов, т.е. тангутов, населявших правый берег Желтой реки, к югу от оз. Кукунор (см.: Бичурин Иакинф. История Тибета... С.237).

[985]Мани — общее название для южных лесных племен (см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.27).

[986]Армия, посланная против тибетцев в 690 г., была возвращена с дороги (Бичурин Иакинф. История Тибета... С.146).

[987]Там же. С.147-149.

[988]Бичурин Иакинф. История Тибета... С. 153.

[989]Schlagintweit E. Die Koenige von Tibet. S.50-51.

[990]Об этом ясно говорит цитата из Дуньхуанской хроники: В маленькой долине Чапу подданный стремится стать правителем; сын Гара стремится стать правителем (см.: Богословский В.А. Очерки, истории... С.52).

[991]Там же. С. 50.

[992]Богословский В.А. Очерки истории... С.51.

[993]Бичурин Иакинф. История Тибета... С.154.155.

[994]В 703 г. китайский посол Кам Кэнг оказал почести цэнпо (Богословский В.А. Очерки истории... С.52-53).

[995]Эту дату следует предпочесть (см.: Кузнецов Б.И. Тибетская летопись Светлое зерцало царских родословных. Л., 1961, С.75; Синха Н.К., Бенерджи А.Ч. История Индии. М., 1954. С.100: ср.: Богословский В.А. Очерк истории... С.53).

[996]Богословский В. А. Очерки истории... С.54.

[997]При вступлении на престол ему было семь лет. Это значит, что власть опять оказалась в руках знатных семей, посадивших на трон ребенка, чтобы править страной от его имени. Его полное имя Тридэцуктэн Мэагцом.

[998]Кузнецов Б. И. Тибетская летопись... С.67.

[999]Предков этого племени В. В. Бартольд относил к енисейским остякам-ассинам (Barhold W/ Histoire des Turcs... Р.28), а Р.Жиро (Giraud R. L,Empire des Turcs celestes. Paris, 1960. РР. 193-196 — к иранцам-аланам и в названии аз усматривал тюрко-персидское слово горностай.

[1000]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.248.

[1001]Аристов Н.А. Заметки... С.67.

[1002]Грумм-Гржимайло Г.Б. Западная Монголия... С.283. Изложена аргументация и история вопроса.

[1003]Аристов Н.А. Заметки... С.67.

[1004]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.284.

[1005]Гумилев Л.Н. Алтайская ветвь.. С. 105-106.

[1006]Там же. С.107-11.

[1007]Л. Р. Кызласов считает оградки не могилами, а местами поминовения умершего, а наличие золы и костей животных и вещей объясняет тем, что их переносили... и засыпали камнями. Но он не пытается объяснить, для чего тюркюты это делали. Кызласов повторяет гипотезу Л.А.Евтюховой и С.В.Киселева, но не приводит новых доказательств и не опровергает мнения, высказанного мною. Отсутствие прокаленной почвы, отмеченное Л.Р.Кызласовым, говорит не за то, что здесь были поминки, а за захоронение пепла, ибо покойника легче сжечь на помосте, чем на земле. В последнем случае трупосожение будет неполным, что противоречит описанию погребального обряда. Помимо этого, в одной из оградок (Мешейлык) обнаружены человеческие кости. Л. Р. Кызласов утверждает, что сжигались лишь трупы знати. При этом он ссылается на то, что в 630 г. из-за эпидемии по южную сторону Долгой стены лежали груды человеческих костей. Но это значит, что трупы не успевали сжигать, и только. В 628 г. Тайцзун, перечисляя знамения гибели тюркютского каганата — иней летом, пять солнц на небе, красный туман, — прибавляет, что тюркюты перестали сжигать покойников, что является нарушением обычаев и повлечет гибель от богов и духов. Совершенно очевидно, что захоронение трупа рассматривалось как страшное нарушение традиций, и, когда порядок восстановился, в 634 г. прах Кат Иль-хана был сожжен, а в 639 г. также был сожжен прах его племянника Хэлоху. Утверждение Л. Р. Кызласова, по нашему мнению, справедливо по отношению к кочевым подданным тюркютских ханов, унаследовавшим наименование тюрк, но не к самим тюркютам, которые являлись господствующим племенем той верхушки тюрок, у которых сам Л. Р. Кызласов признает обычай трупосожжения.

[1008]Количество балбалов у могил, изученных мною, колеблется от 0 до 51, но наиболее часто встречается 3-4 балбала на могилу. Сходные числа приводит и Л. Р. Кызласов (см.: Кызласов Л.Р. Тува... С.62).

[1009]Те же формы головных уборов зафиксированы Для VIII в. (см.: Гумилев Л.Н. Статуэтки...).

[1010]Большая часть соратников Чеби-хана принадлежала к разделу толос. Очевидно, это были подданные Шибоби, хана толосов, осуждавшие измену своего хана. Сначала они существовали как самостоятельное племя, но в XIX в. вошли в состав теленгитов как кость. В меньшем числе пришли на Алтай тардуши, но и они прослеживается как кость в составе теленгитов и алтай-кижи под именем тодош (см.: Баскаков Н.А. Алтайский язык. М., 1958. С.28-29).

[1011]Ни в коем случае не надо путать телесов с теле, потомками коих являются телеуты (см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.283-284; изложена история вопроса).

[1012]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.145; Козин С.А. Сокровенное сказание. М.-Л., 1941. С. 175.

[1013]Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. М.-Л., 1955. Т.Ш.

[1014]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.1. С.354.

[1015]Там же. С.350.

[1016]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.353.

[1017]Бартольд В.В. Кыргызы. Фрунзе, 1943. С.19; Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сборник Музе; антропологии и этнографии при Академии наук. СПб., 1914. Т.11,2. С.4.

[1018]Бартольд В.В. Кыргызы. С.20.

[1019]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.1. С.354.

[1020]Schott W. Uber die aechten Kirgisen. Berlin, 1865. 8.436, 455; Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.250.

[1021]Окладников А.П. История Якутской АССР. С.318.

[1022]Малов С.В. Памятники... 1951. С.6-7.

[1023]Окладников А.П. История Якутской АССР, С.295.

[1024]Там же. С.295-298, 317-318.

[1025]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.319, прим.

[1026]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.275-277.

[1027]Карлуки — тюркюты, отколовшиеся от орды при ее распадении и в 650 г. поддавшиеся империи Тан (Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.1. С.347). Состояли из трех подразделений и управлялись джабгу (кит. шаху), т.е. были типичным племенным союзом.

[1028]Шунини, нешутнихулуши — племена, сведения о кототых до нас не дошли.

[1029]Басмалы состояли из 40 подразделений, но под ними нельзя понимать ни роды, ни племена, так как в таком случае басмалы представляли бы грозную силу. На самом деле их было, судя по занятой ими территории, очень мало. Имя басмал Аристов считает нарицательным (помесь; то же, что аргын у казахов, см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.256), ставшим затем этнонимом. Сложились басмалы в восточном Тарбагатае и затем передвинулись в Восточную Джунгарию, но когда, неизвестно.

[1030]Среднеазиатские хунны, как ухе говорилось, образовали в Семиречье владение Юебань. А. Н. Бернштам сопоставил его с племенным названием чубань, с которыми были родственны чуюе, чуми, чумугунь; следовательно, все они потомки хуннов. Чуюе, смешавшись с тюркютами. образовали племя шато, обитавшее в Южной Джунгарии, на запад от оз. Баркуль.

[1031]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.314; Голубовский П, Печенеги, торки в половцы до нашествия татар. СПб, 1884. С.55,

[1032]Азы жили между Саянским хребтом и Алтаем (Бартольд В.В. Кыргызы. С.25).

[1033]Чики обитали на речках, составляющих истоки Енисея (Там же).

[1034]Апары, или истинные авары, жили на р. Или и влились в состав тюргешей (Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа. С.107).

[1035]С. Б. Малов (Памятники... 1951. С.66) дает вариант — 3 тыс.

[1036]Бичурин Н.Я. Собрание сведений..; Т.1. С.302, 305.

[1037]Там же. С.264-265.

[1038]Там же. С.260.

[1039]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т.1. С.261.

[1040]Там же. С.262.

[1041]Рамстедт Г.И. Перевод надписи Селенгинского камня // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО. СПб., 1914. Т.ХV. Вып. I. С.40.

[1042]Палладий Кафаров, Примечания к Юая-чао-ми-ши // Труды чинов Российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1872. Т.IV. С.247.

[1043]Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.59.

[1044]Там же. С.57-58.

[1045]Козьмин Н. Н. Классовое лицо атысы Йоллыг-Тегина, автора орхонских памятников // С. ф. Ольденбургу. Сб. Л., 1934. С. 272-273.

[1046]Бернштам А. Н. Социально-экономический строй... С. 179.

[1047]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 278-291.

[1048]Бичурин Н. Я. Собрание сведении... Т. I. С. 265. Грамматический разбор текста и перевод Хирта, Жюльена и Бичурина см.: Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 588.

[1049]Малов С. В. Памятника... 1951. С. 37.

[1050]Онгинский памятник переведен трижды: Radloff W. Die altturkischen inschriften...; Clauson G. The Ongin inscription // JRAS. 1957; Малов С. Б. Памятники... 1959, Последний перевод является наиболее авторитетным, но многие догадки Клосона также заслуживают внимания и учтены в данной работе наряду с вариантами, предлагаемыми автором.

[1051]У С.Е. Малова изгнал. Речь идет о Кат Иль-хане, которому изменили многие подданные в 630 г., но его никто не изгонял, а только оставили на произвол судьбы.

[1052]Перевод Клосона несколько отличен и волен: Тюркский народ забыл свою старинную верность. Они сделали хана (другого — Л.Г.) изнеможенным. Тюркский народ ушел в походы вперед до солнечного восхода, назад до заката, направо до Китая, налево до горной тайги, ради чужеземных господ. Враги причинили им тяжелые потери... (С. 188).

[1053]Этот вариант перевода фразы aip arin balbal kisdi я предлагаю вместо гипотетической вставки они убили их воинов и затолкали их балбалы в землю (там же; ср.: Radloff W. Die altturkische inschriften... S.247) и их героев мужей он (кто? — Л. Г.) поставил балбалами (Малов С; В. С. 10). Ср. значение глагола кыс, qys в Словарях, приложенных С. Б. Маловым к изданным им Памятникам.

[1054]О специфическом значении слова Тенгри см. ниже.

[1055]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. 1. С. 265; Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 210.

[1056]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 37.

[1057]Там же; Julien S. Documents... Vоl. 4. Р. 402.

[1058]Китайцы отнесли поражение за счет мороза, изнурившего ратников.

[1059]Julien S. Documents... Vоl. 4. Р. 403.

[1060]См.: Гумилев Л. Н. Хунну. С. 59-63.

[1061]Гумилев Л. Н. Хунну. С. 404 — 405; Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 211.

[1062]Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 589.

[1063]Восстановить тюркское звучание имени не удалось.

[1064]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 266; Julien S. Documents... Р. 408.

[1065]Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 212; Julien S. Documents... Р. 406.

[1066]Малов С. В. Памятники... 1951. С. 65.

[1067]Liu Mau-tsai (Die chinesischen Nachrichten... S. 591-593) полагает, что под названием девять племен надо понимать не уйгурский союз девяти аймаков — огузов, а все телеские племена, которых, однако, было двенадцать. Его точка зрения не может быть принята по следующим мотивам. В числе девяти племен он считает киби и байырку; ни те, ни другие не могли подвергнуться набегу Кутлуга из-за отдаленности. Бильге-хан говорит:...токуз-огузы были мой собственный народ, но киби опять-таки не были в числе подчиненных ему племен; в орхонских надписях в переводе С. Е. Малова токуз-огузы упоминаются рядом с тонгра, эдизами и пр., т.е. являются синонимом этнонима уйгур. Тексты, приведенные Лю Мао-цзаем, говорят лишь о близком родстве уйгуров с прочими телескими племенами, иногда о приоритете их над мелкими племенами, но не больше.

[1068]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 266-267. У Liu Mau-tsai другой перевод: он причислил его к апа-тарханам и приставил к военным делам (Die chinesischen Nachrichten... S. 213). Однако, даже считая, что Н. Я. Бичурин допустил ошибку в переводе фразы, мы не вправе отказываться от общего истолкования хода истории, так как оно находит подтверждение как в других источниках, так и в самом ходе событий. Войска Кутлуга по всем признакам отличались от ополчений предыдущих повстанцев, и интуиция Н. Я. Бичурина отражает действительность точнее, чем волюнтаристическая трактовка Лю Мао-цзая. Помимо этого, Бичурин, по-видимому, пользовался не каноническим текстом, а вариантом, содержавшим некоторые важные детали, опущенные при последующем редактировании.

[1069]Я не могу понять, почему Хирт объединил в одно лицо Ашидэ Юаньчхеня и Тоньюкука (Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 285; ср.: Hirth F. Nachworte zur Inschichte des Tonjukuk // АТYM. 1899.). Ашидэ был убит тюргешами до 693 г. (Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 268), а Тоньюкук жил и действовал еще много лет. Аргументация Хирта сводится к следующему: 1. Ашидэ Юань-чжень был тюрок, воспитанный в Чаньани; Тоньюкук тоже. Значит, это одно лицо (?!). В то же время сам Хирт приводит сведения, что тюрок в Чанъани училось и служило много. 2. Ашидэ Юань-чжень был скомпрометирован как перебежчик и послал в Китай ложные известия о своей гибели, чтобы его при заключении мира не выдали (?!). Но Ашидэ Юань-чженя знали многие сослуживцы, которые потом не могли не знать его под именем Тоньюкука. Затем, как он мог в 693 г. предвидеть мир, заключенный в 709 г.? Затем, Тоньюкук в 693 г. воюет с уйгурами на Толе, а Юань-чжень — с тюргешами у Иссык-Куля, причем тюргеши не могли не знать судьбу побежденного ими полководца, равно этого не могли не знать и китайские офицеры в четырех крепостях. 3. Признавая несомненность свидетельства о гибели Юань-чженя в 693 г., Хирт тем не менее пишет; Wir durfen jedoch annehmen, dass Juan— tschon weiter lebte... 2 (S. 19). Других аргументов не приводится. Ошибочное отождествление повлекло хронологическую ошибку в определении Радловым (Die altturkischen inschriften...S. 61) даты похода Тоньюкука на тюргешей и, следовательно, искажение всего хода событий. Грумм-Гржимайло (С. 282 и ел.) исправил Радлова, но совершил другую ошибку, считая, что в 693 г. войны между тюргешами и тюрками не было, ибо та, которая упомянута в надписи, датируется 710 г. Вывод Хирта оспаривается и отвергается Лю Мао-цзаем (Die chinesischen Nachrichten... II. S. 594-597), но принимается С. Г. Кляшторным (Kljastornyi S. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost — Turken // Ural — Altaische Jahrbucher. Вd XXXIV. Н. 1-2. 1962. S. 115-150. Рецензия), вследствие чего мы считали необходимым привести собственную аргументацию.

[1070]У С. Е. Малова (Памятники... 1951, С. 37-38) переведено так: он [Ильтерес-хан] дал устройство народам телис и тадруш и назначил тогда ябгу и шада... Перевод неверен, так как народов телис и тадруш не было. Это были названия для двух частей тюркютской державы: толис для восточной, тардуш — для западной (см.: Клюкин И. Н. Новые данные о племени толисов и тардушей // Вестник Дальневосточного отделения Академии наук СССР. 1932. № 1-2. С. 97; Гумилев Л. Н. Удельно-лествичная система...). Правильно будет: Дал народу устройство толис-тардуш, что означает возобновление тюркской традиции военной державы. Ябгу — чин тюркской военной иерархии, высшее после хана лицо в державе, заместитель хана. Вообще смысл слова ябгу означает вице-король. Скорее эту фразу надо понимать так, что народу тюрок было дано полное военное и иерархическое устройство с ябгу и шадом.

[1071]Малов С. Е. Памятники...1951. С. 65.

[1072]Cordier H. Histoire generale... Р. 440; Маilla J. A. M. Histoire generale... Р. 157.

[1073]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 267.

[1074]Какие горы именовались в Танское время Цзунцайшань, неизвестно, но ставка тюрок располагалась в Хэйша, Черных песках, к северу от Инышаня (Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 282). То же место указывает Тоньюкук: Мы избрали место жительства Куз-Чугая и Каракумы — черные пески (Малов С. Е. Памятники... С. 65). Значит, загадочный Цзунцайшань соответствует загадочному Куз-Чугая (см.: Hirth F. Nachworte zur inschichte... S. 31) и располагался к северо-северо-западу от Гуйхуачэна, в верховьях Онгина (Giraud R. L,Empire des Turcs celestes. Раris, 1960. РР. 169-171).

[1075]Ныне Ханхуашань в области Датунфу (Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 292; Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 549).

[1076]Julien S. Documents... Vоl. 4. Р. 412.

[1077]Бичурин Иакинф. История Тибета... С. 145.

[1078]Chavannes E. Documents... Р. 122.

[1079]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 272.

[1080]Chavannes E. Documents... Р. 123.

[1081]Ibid. P. 76. Cordier H. Histoire generale... Р. 442.

[1082]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 65.

[1083]Малов С. Б. Памятники... 1959. С. 10.

[1084]Сlauson G. The Ongin inscription...; Малов С. Е. Памятники... 1959. С. 10.

[1085]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 38.

[1086]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 306.

[1087]Малов С. Б. Памятники... 1951. С. 65-66.

[1088]Балбал Баз-кагана был поставлен на могиле Кутлуга; следовательно, каган был убит до 693 г., а за период 688-693 гг. других столкновений тюрок с уйгурами не было.

[1089]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 296.

[1090]Там же. С. 268.

[1091]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 38.

[1092]А. Габайн считает годом смерти Кутлуга 692-й, опираясь на то, что это был год дракона (Liu Mau — tsai. Die chinesischen Nachrichten... S. 597). Однако звериный цикл у тюрок и китайцев имеет расхождение на один год.

[1093]Отождествить это географическое название с современным не удалось.

[1094]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 303.

[1095]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 34-35.

[1096]Ср. надпись (Малов С. Е. Памятники..., 1951. С. 42): Токуз-огузы были мой собственный народ, так как небо и земля пришли в смятение, он стал нам врагом. Собственный народ значит инкорпорированный, принятый в орду, а не данник, насильно включенный в эль — державу.

[1097]Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 286; Julien S. Documents...Vol. 4. Р. 414.

[1098]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 215.

[1099]Тоньюкук говорил; Когда мы сильны — идем грабить; когда слабы — убегаем в горы и долины.

[1100]Малов С.Е. Памятники... 1951. С. 38.

[1101]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 160.

[1102]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 270; Малов С. Е. Памятники...1951. С. 38; Гумилев Л. Н. Удельно-лествичная система. С. 19.

[1103]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 364.

[1104]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 268.

[1105]Julien S. Documents...Vol. 4. РР. 414-415.

[1106]Малов С. Е. Памятники...1951. С. 66; ср.: там же. С. 38.

[1107]В представлении тюрок границы между цветами спектра расположены несколько иначе, чем у европейцев. Так, кок — сине-зеленый цвет; яшиль — зелено-желтый, мутный; сары — желто-оранжевый, яркий. Таким образом, Яшиль-угюз совершенно эквивалентный перевод названия Хуанхэ, Желтая река, т.е. это река мутная, грязно-желтая. В надписи упоминается один поход в область нижнего течения Желтой реки, но на самом деле их было несколько: в 694 г. — на Линчжоу (окружной город на правом берегу Хуанхэ, против г. Нинсяфу); в 697 г. — на Линчжоу и Шэнчжоу (северо-восточная часть Ордоса) и в 698 г. — на Хэбэй. Вероятно, в надписи все три похода упоминаются вместе, причем театр военных действий назван Шантунгская равнина [см.: Малов С.Е. Памятники... 1951. С. 38. N 17; С. 66. N 18-19; для перевода Яшильугюз Маловым предложен вариант — Морская река (ср.: Hirth F. Nachworte zur inschifte...S. 17-18)].

[1108]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 66 (ср. текст на стр.62).

[1109]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 365.

[1110]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 269.

[1111]Когда императрица У объявила наем солдат, то смогла набрать всего тысячу человек. Когда же принц из дома Тан был назначен полководцем Хэбэя, то к нему собралось 50 тыс. наемников (Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 445).

[1112]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 269.

[1113]Julien S. Documents...Vol. 4. РР. 415; Хирт приводит соображения советника Се Тэна, согласно которым не следует привлекать на военную и административную службу кочевников, а ухе принятых держать внутри страны, так как они, попадая к своим соплеменникам, вредят Китаю (Hirth F. Nachworte zur inschifte...S. 15).

[1114]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 66.

[1115]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 365.

[1116]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 452.

[1117]В 700 г. тюрки отбили около 10 тыс. лошадей у тангутов, поддавшихся Китаю в 660 г. (Грумм-Гржимайло Г. Е. пишет: на исходе 700 г. (?!) — Западная Монголия... С. 301-302). Этой операцией руководил племянник хана Могилянь (см.: Малов С. Е. Памятники... 1959. С.20).

[1118]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 295.

[1119]Chavannes E. Documents... Р. 49.

[1120]Малов С.Е. Памятники... 1951. С. 40.

[1121]Кюль — тегин — титул, который он носил перед своей смертью и под которым он вошел в историю. Его юношеское имя неизвестно.

[1122]Шаванн считает что царевичи покорили западных тюрок, или десяти стрел (см.: Chavannes E. Documents... Р. 282. N. 5). Это может быть признано только отчасти, так как ханы западных тюрок по — прежнему оставались союзниками империи. Вероятно, тюркам достались лишь племена, отделившиеся от ханских орд, те. в первую очередь чуюе, шато и т.д. При таком понимании не возникает противоречий ни с фактами, ни с источниками. В надписях Бильге-хата прямо сказано; На восемнадцатом году я ходил с войском на Алты — Чуб и Согдак, их народ и там победил (Малов С. Е. Памятники... 1959. С. 20).

[1123]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 40; 1959. С. 20.

[1124]Мелиоранский П. М. Памятник в честь Кюль-тегина... С. 140.

[1125]Marquart J. Die Chronologie der altturkischen inschriften. Leipzig. 1898.

[1126]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 304-309.

[1127]Малов С. Е. Памятники... 1951. С. 40.

[1128]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 289, 357.

[1129]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 303, 305,307.

[1130]Согласно Шаванну, Суяб (Chavannes E. Documents... Р. 77); но Грумм-Гржимайло полагает, что это Карашар (Западная Монголия... С. 303-304).

[1131]Chavannes E. Documents... РР. 43-43.

[1132]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 295.

[1133]Гумилев Л. Н. Три исчезнувших народа... С. 109.

[1134]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С. 289.

[1135]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 269.

[1136]Бичурин Н. Я. Собрание сведений... Т. I. С— 296-297

[1137]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия... С. 338.

[1138]Вождь тюргешей назван племянником китайского императора. Это титул, а не степень родства (см.: Бичурин Иакинф. История Тибета... С. 162).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...