Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шивэи – отуз-татары – да-да – дадани – татани



С племенами шивэи (отуз-татар) археологи связывают большую группу погребений, могильников и городищ, исследованных в бассейнах рр. Ингоды, Онона, Шилки и Аргуни. Они неоднородны по своему характеру, однако основная масса имеет ярко выраженные, устойчивые черты и в погребальном обряде и в инвентаре, что позволяет объединить их в рамках Бурхотуйской культуры». (Ковычев Е.В. «История Забайкалья»)

Далее отрывок из книги История Сибири (коллектив авторов)

«Забайкалье представляет собой как бы огромный коридор, который ведет из глубин Центральной Азии на север, в субарктическую тайгу Прибайкалья и Якутии. Через эти широко открытые ворота издавна происходил обмен населением и культурными ценностями. Из степей Монголии на север проникали южные степные племена и их культуры. С севера на юг шли в свою очередь лесные охотники и несли с собой свое культурное достояние. Отсюда вышли и достигли, например, в III— II тыс. до н. э. берегов р. Желтой таежные неолитические племена, носители исаковско-серовской культуры.

Эти связи не прекратились и в бронзовом веке, а, напротив, усилились. Бронзовый век повсюду был временем резкого расширения культурных и этнических связей между древними племенами и народностями. Так было и в Забайкалье, и в соседней с ним Монголии, и далее на запад, по направлению к Алтаю, Средней Азии и степям Восточной Европы.

Но теперь преобладающую роль в межплеменных связях, в древних культурно-этнических отношениях между населением Забайкалья, с одной стороны, и Монголии — с другой, играют уже не северяне, как это было прежде, а южные племена и южные, т. е. степные, культуры Центральной Азии, тесно связанные в свою очередь с западом — со Средней Азией и Восточной Европой, с теми странами, где обитали скифские и сакские племена.

За Байкалом бронзовый век начинается в то же время, что и в соседнем Прибайкалье: об этом свидетельствуют серия поселений глазковского типа по берегам Байкала и замечательный могильник у дер. Фофаново в нижнем течении р. Селенги. Как показали раскопки этого могильника, здесь обитали настоящие глазковцы. Они пользовались такими же нефритовыми топорами, овальными в поперечнике, одинаковыми ножами и наконечниками стрел, носили такую же одежду, щедро украшенную блестящими перламутровыми бусинами и кружками из белого нефрита, как и их соседи по ту сторону Байкала, на Лене и Ангаре. У них в ходу были совершенно такие же медные ножи в виде тонких пластинчатых клинков.

Для религии забайкальских племен бронзового века характерен ярко выраженный культ мертвых — культ предков. Вещественными следами его являются прежде всего те же плиточные могилы.

Как свидетельствуют найденные в могилах предметы, покойник заботливо снаряжался на тот свет всем необходимым: оружием, утварью, украшениями, пищей. Судя по следам углей и кострищ в плиточных могилах, огню приписывалась магическая очистительная сила.

Особую группу памятников религии и искусства забайкальских племен бронзового века представляют наскальные изображения — писаницы, выполненные красной краской. Такие писаницы бронзового века встречаются как в Западном (в долинах Селенги, Уды, Джиды), так и в Восточном Забайкалье (на реках Ононе, Шилке и их притоках).

Аналогичные рисунки на скалах обнаружены также в пределах Монгольской Народной Республики, вблизи г. Улан-Батора и у оз. Косогол. Рисунки эти удивительно однообразны по стилю и содержанию. Чаще всего встречаются изображения четырехугольников или окружностей —

«оградок», которые по большей части заполнены внутри удлиненными или круглыми пятнами — точками. Иногда точки изображены и вне "оградок". Нередко неподалеку от «оградки» с точками можно обнаружить примитивные изображения человечков с расставленными руками и нога или нескольких, стоявших в ряд и как бы взявшихся за руки. Встречаются также схематические изображения лошадей и птиц. Птицы обычно изображены с распростертыми крыльями, как бы парящими в воздухе. Они напоминают орла в полете. Аналогичные изображения и лошадей и человечков имеются на некоторых изделиях бронзового века Забайкалья, а также на оленных камнях. Поэтому этот вид писаниц следует датировать именно эпохой бронзы.

Стандартный, «канонический», набор изображений на писаницах свидетельствует о том, что они были связаны с определенным кругом религиозных представлений и обрядов, с родовыми культами. Можно думать, что нарисованные на скалах оградки должны были служить магической защитой родовой общины от сил зла. Пятна внутри оградок изображали людей, членов рода, или, может быть, скот, а человечки — духов предков, охраняющих своих сородичей. Фигуры парящих птиц на писаницах могли изображать орла — первопредка или «культового героя», который, по-видимому, также был объектом религиозного поклонения. О культе орла свидетельствуют мифы древних монголов, записанные в XII в. армянским летописцем Иноком Магакией.

Культ орла в свою очередь был связан с культом солнца. О том, что солнце было божеством у людей бронзового века Забайкалья, можно судить по его изображениям в виде диска на оленных камнях. Примечательно, что на Иволгинском камне солнечный диск изображен в виде сияющего бронзового зеркала, такого же, какие найдены в скифских курганах на юге России и в Пазырыкских курганах на Алтае. Наконец, образ оленя также, как известно по материалам тагарской культуры на Енисее и древней Скифии, имел связь с культом солнца.

Богатая и яркая культура бронзового века Забайкалья развивалась не изолированно, а в тесных контактах с культурами народов того времени. В I тыс. до н. э. степную полосу Евразии, протянувшуюся от Черного моря до Хингана, населяли многочисленные скотоводческие племена. Различные по этническому происхождению и языку, они в то же время имели много общих черт в своей материальной и духовной культуре. Передвижения этих степных племен способствовали обмену культурными достижениями.

У скифов, обитавших на территории Причерноморья, эта культура достигла наибольшей выразительности. Но в Приуралье и Казахстане, Западной и Южной Сибири, в Забайкалье и Монголии и, наконец, в Маньчжурии встречаются вещи, удивительно похожие на те, которые были в употреблении у причерноморских скифов.

В Забайкалье обнаружены фрагменты так называемых «скифских» бронзовых котлов на высоком коническом поддоне. Совершенно такие же котлы бытовали у причерноморских скифов, а также и у многих других степных племен, в том числе у саков Средней Азии.

Такое же сходство наблюдается в предметах вооружения, конской сбруе и украшениях. Например, бронзовые наконечники стрел вначале повсюду имели втульчатый насад и плоское перо в виде овала, позже они везде сменяются втульчатыми трехгранными наконечниками.

Особенно характерным для скифской культуры является «звериный стиль» в прикладном искусстве. В Забайкалье этот «звериный стиль» представлен навершиями кинжалов и изображениями на оленных камнях, фигуры оленей на скаку с заброшенными на спину крутыми ветвистыми рогами и подогнутыми ногами (типа изображенных на Иволгинском оленном камне) живо напоминают стиль скифских мастеров Северного Причерноморья и Средней Азии.

Связующими звеньями между древними племенами Забайкалья и обитателями далеких стран были, с одной стороны, степные племена Монголии, а с другой стороны, жители Южной Сибири — носители тагарской культуры. Но забайкальские племена резко отличались по своему физическому типу от западных племен, имевших близкую культуру скифского типа. В отличие от европеоидов тагарцев и их среднеазиатских соседей они имели ясно выраженные монголоидные черты. К какой из народностей монголоидной группы они относились, сказать трудно. Однако интересно, что у позднейших обитателей Забайкалья, бурят, орел занимает видное место в мифологии, а в их орнаментальных мотивах имеются изображения птиц с распростертыми крыльями, почти точно повторяющие наскальные рисунки бронзового века». (История Сибири, 1959 г.)

Можно сделать вывод, что три тысячи лет назад так же как и сейчас, в Забайкалье жили люди принадлежавшие к разным расам, этносам, народам, племенам, кланам, и сословиям (кастам), родам. Понятно желание историков выполнить политический заказ и представить Забайкалье, то как проходной двор, то как интернациональное, космополитическое объединение. Однако жизнь показывает, что это не так – своя рубашка всегда ближе к телу.

Даже превратив Забайкалье в место каторги, ссылки и пр. – не удалось создать «общечеловеческую массу». Люди остались людьми. Каждый человек чтит память своих предков, поступает так как учит его вера и традиция. И это правильно!

Можно предположить, что политики и историки боятся признать очевидные факты, дабы не оживить «великодержавный шовинизм русского народа», его «имперский русский дух» и т.д. Но получается наоборот: чем больше скрывают и извращают историю русского народа (в т.ч. Забайкалья) – тем больше это привлекает внимание, и тем больше стремление выяснить правду.

Нам не надо осквернять могилы своих предков, делать анализ Д.Н.К. и пр. У нас есть родовая память и этого достаточно, чтобы услышать зов предков, учуять русский дух, и понять себя, свое призвание, свой долг и предназначение.

Чего я всем желаю. Богъ в помощь!





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 291 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...