Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть десятая



Тохары

«Выяснить, каким образом звучал оригинальный этноним по китайской транскрипции, практически безнадежно. Можно догадаться, но в том случае, когда мы знаем, какие события описывает китайский источник. Вот именно это соображение и дает основание переводчикам с китайского называть даданьцев – татарами. Но таким же образом и из тех же соображений нарекают татарами и тохаров-тугар, чье название происходит от tha-gar - белая голова, и которое, как обычно считается, пришло от тибетских предков.

То, что восточные тохары принадлежали к европеоидной расе и язык их принадлежит к индоевропейской языковой семье, в настоящее время, особенно не оспаривается. Спор идет в основном о том, с каким из индоевропейских языков у тохарского (тугарского) больше всего сходства. Но здесь сразу следует отметить существование двух восточно-тохарских наречий.

Можно ли обоснованно отождествлять племена даданьцев из китайских источников и тохаров-тугаров, называя их общим термином «татары»? Как ни странно, но основания для такого отождествления имеются.

Инок Магакия писал: «От самих Татар мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны».

Поскольку восточные тохары действительно селились в Туркестане, а именно в Таримской низменности (Синьцзян), то отсюда их часть вполне могла перейти в монгольские степи.

… Имелись две области расселения тохаров.

Первая – Тохаристан, в китайских источниках Тухоло – историческая область на юге Средней Азии, в верхнем течении Амударьи (Окс), которая включала в себя южные районы современного Узбекистана, Таджикистана и Северного Афганистана. Ранее на этой территории размещалась Бактрия, которую тохары разгромили во II в. до н.э.

Границы Тохаристана шли по Гиндукушу и Гиссарскому хребту до рек Мургаба и Герируда на западе и до Памира на востоке… Тохаристан входил в состав Кушанского царства (I в.до н.э. – IV в. н.э.), государства эфталитов, «белых гуннов» (V – VI вв.), в состав Тюркского каганата (V – VII вв.), в VIII в.

… Здесь следует отметить, что «Пулиблэнк привел некоторые данные в пользу предположения, что настоящие (восточные) тохары переселились в Среднюю Азию вместе с юэчжами (ятиями) в начале этого периода с северной периферии Китая и уже здесь восприняли иранскую речь, а до переселения оба народа вместе с усунями (асианами) говорили на том же языке индоевропейской речи, что и арси и кучан» (Л.С. Клейн. «Миграция тохаров в свете археологии»; http://stratum.ant.md).

… Таким образом, областью расселения восточных тохаров является Таримская равнина… Л.Н. Гумилев в «Истории народа хунну» определяет восточных тохар (арси и кучан) следующим образом: «Тохары – название оседлого населения оазисов Восточного Туркестана и горных долин Припамирья».

… Что же касается Китая, который в настоящее время владеет Синьцзяном … Термин «Китай» происходит от наименования китаев – киданей, которые доминировали в Северном Китае в X–XI веках и основали здесь государство Ляо, разгромленное чжурчжэнями в 1125 году.

… Г.Е. Грумм-Гржимайло со ссылкой на «У-дай-ши» утверждает, что вышерассмотренные «да-да (они же дадани, они же татары. – К.П.) населяли северную часть провинции Шаньси, хребет Инь-шань и степи к северу от границ Тангутского царства» и, ко всему прочему, среди этих да-да были белые да-да, царапавшие себе лицо по смерти родственников.

Возможным будет сделать то предположение, что белые татары-дадани, фань и восточные тохары (тугары у Магакии и тохары Пахимера и Акрополита) есть один и тот же народ, выступающий в различных источниках под различными… именами.

тангуты (у китайцев си-фань, т. е. западные варвары) – племя, родственное тибетцам. Они европеоиды, однако по своему наружному виду мало походят на северные европейские народы, но при этом резко отличаются от китайцев и монголов и напоминают цыган.

… Перейдя на север, тохары-тугары встретились с монгольскими племенами… Вопрос. Какие халха-монголы могли находиться к северо-востоку от чжурчжэней? В данном направлении находятся низовья Амура, где, в частности, проживали европеоиды-айны, которых можно посчитать за одно из подразделений мохэ.

… Что мы знаем о языке восточных тохар?

«По своему положению в распаде индоевропейской общности, определяемому грамматическими и лексическими изоглоссами, тохары близки к балто-славянским и германским языкам (Иванов В. В. 1958 г. «Тохарские параллели к славянским уменьшительным формам»).

… Л.С. Клейн выделяет три культуры, которые могут претендовать на соответствие с данным народом – афанасьевскую, андроновскую и карасукскую — все с европеоидным населением.

… можно с большой долей уверенности предполагать, что тохары-тугары пришли в Таримскую низменность из Южной Сибири… тохары двигались из Европы на восток по лесной полосе далеко от степей (ареала ариев) и долго жили в финно-угорской среде» (Л.С. Клейн)… Итак. Предположительно, исходной областью, из которой вышли восточные тохары, они же тугары и они же, вероятно, белые дадань, впоследствии сменившие имя на «мэн-гу», является восточная и северная части Центральной Европы (возможен и обратный процесс, но скорее всего речь идет об одной Империи, П.А.Г.)

… расхождение тохарского языка на группы А и В состоялось в середине I тыс. н. э., а это время приходится на господство Тюркского каганата. Между тем Феофилакт Симокатта, повествуя об этом времени (582– 602 гг.), сообщает: «Совершил каган и другое предприятие и подчинил себе людей племени огор. Это одно из самых сильных племен в силу своей многочисленности и благодаря военным упражнениям в полном вооружении. Они живут на востоке, там, где течет река Тил, которую тюрки обыкновенно называют Черной (р. Тарим в Северо-Западном Китае). Древнейшими вождями этого племени были Уар и Хунни. Поэтому и некоторые из этих племен получили название уар и хунни

… тогда же, к 3 в. до н.э. получили гегемонию над Северным Китаем хунны». (Пензев К.А. «Князья Рос»)

Ниже рисунки из книги Кузьминой Е.Е. «Арии путь на юг».

Карта памятников Синьцзяна (по Mei, Shell, 1998)

1-Ke'ermuqi, 2-Tacheng, 3-Tuoli, 4-Sazi, 5-Jining, 6-Nileke, 7-Agharsin, 8-Xinyuan, 9-Urumchi, 10-Jimusaer, 11-Quitai, 12-Xintala, 13-Lanzhouwanzi, 14-Kuisu, 15-Kaersang, 16-Wupu, 17-Hami, 18-Gumugou

Кинжалы Китая и Киргизии.

Шлемы, оружие и псалии Китая и северных провинций. 1-8 — находки шлемов (по Erdenbaatar 2004)

9,19-23 — могильники: Тянь-шань бейлу; 14-17 — Бейфу у Пекина; 13 — могила Фу Хао; 18 — Джукайгоу; фаза V, 24,25 — Китай. (24,25 — кость; остальное — бронза).

«За полтысячи лет до того, в последние века до н.э. – первые века н.э., римские авторы помещали тохаров (греч. Tocaroi, Tacoroi) именно в Средней Азии, и там же китайские источники знали Давань, а по Пулиблэнку Давань – это поздняя передача раннекитайского Тах-(у)ар. Столицей этого государства был г. Гуй-шуань или Кюй-шуань; это позднейшая Кушания, откуда происходят основатели Кушанской империи… Похоже, что… ранние тохары – это кушаны»

(Л.С. Клейн. «Миграция тохаров в свете археологии»)

«Уже в III тыс. до н.э. Южная Сибирь была заселена народа­ми арийского происхождения, носителями Афанасьевской земледельческо-скотоводческой культуры. На смену «афанасьевцам» в Южную Сибирь с территории Восточно-Европейской рав­нины пришли другие арии, «андроновцы»; Андроновская культура XVII–XI вв. до н.э. заложила в этом регионе основы последующих культур железного века.

Восточный Туркестан (провинцию Синьцзян) по крайней мере уже в I тыс. до н.э. на­селяли люди европеоидной расы, как и позднее, уже в «истори­ческое время».

Китайская цивилизация формировалась почти одновремен­но несколько южнее… Уже первые исследователи древнейших земледельческих культур Китая обратили внимание, что они имеют... западные, «европейские» черты (империя то была одна!, П.А.Г.).

… Антропологический тип древнего населения берегов Хуан­хэ был в общем тот же, что и у современных китайцев. Однако в бассейне Вэйхэ, в том самом районе, где первоначально и сложилась культура Яншао, люди отличались более высоким и широким лицом, относительно высокими глазницами и т.д., тем, чем и теперь отличается европеоидная раса от монголоид­ной.

«Хотя принадлежность всех их к тихоокеанским монго­лоидам, аборигенным в Восточной Азии, и не вызывает ника­ких сомнений, можно было бы предполагать, что на северо­-западных рубежах расселения протокитайских племен в их состав вошли какие-то европеоидные расовые компонен­ты». (Крюков М.В. и др. «Древние китайцы», 1978 г.)

… И не просто – «на рубежах». Как раз в том самом месте, откуда пошла в Китае вся культура… керамика Яншао обнаруживает поразитель­ное сходство с керамикой очагов древнего земледелия – Анау в Средней Азии и Триполья на Украине… керамика Баньпо, самых ранних китайских неолитических культур, чрезвычайно похожа на скифскую!

… В конце V – нач. IV тыс. до н.э. (скорее всего на тысячу – полторы лет позже, П.А.Г.) в среднее течение Хуанхэ и в бассейн р. Вэйхэ с севера пришла группа сибирско-монгольских ариев, оставившая здесь культуру Баньпо с керамикой «скифского» типа (4200–3500 гг. до н.э.).

Почти одновремен­но на востоке, в нижнем течении реки, появились независимые и отличные от нее культуры местного происхождения (Хоугон и Цинлянган, с 3800 г. до н.э.). В дальнейшем на основе Бань­по сложилась культура Мяодигоу (около 3300 г. до н.э.), по керамике напоминавшая Триполье и Анау… Около 2500 г. до н.э. культура Мацзяяо, сходная с Мяодигоу, появилась и в провинции Ганьсу, в верх­нем течении Хуанхэ. Культуры яншаоского типа заняли до­вольно большой регион, охватив почти всю излучину Хуанхэ. По-видимому, это время можно соотнести с полумифической «эпохой пяти императоров», упоминаемой в китайских источ­никах как время становления цивилизации». (Петухов Ю.Д. и др. «Евразийская империя скифов»)

«2698-2598. Годы правления, первого императора Хуанди (желтый предок) – в архаической традиции культурный герой, мудрый правитель, научивший людей мастерить телеги и лодки, создавший медицину, как науку, проложивший дороги и т.д. Так же Хуанди почитали как одно из божеств направлений, конкретно – как бога центра; именно в этом качестве его образ впоследствии слился с образом верховного божества Шанди (все как у древних греков, П.А.Г.). У даосов Хуанди – «первый безсмертный», который постиг Дао, взобрали на дракона и скрылся в небесах. Наряду с Паньгу и Лаоцзы его причисляют к верховной триаде даосских божеств.

Шанди – в архаической традиции верховное божество, образ которого постепенно слился с образами Тянь и Тяньди. У даосов Шанди великий предок Дао. В поздней мифологии имя этого божества стало титулом Нефритового императора Юйди.

… Вероятно, первоначально Шанди был племенным божеством-первопредком, чудесные способности которого («он все знает, все видит, все слышит») постепенно «модифицирова­лись», вследствие чего и возникло представление о безлич­ном всемогущем божестве.

Предок. Бронза (II тысячелетие до н. э.)

… К числу божеств-первопредков принадлежали и другие древние боги — Хоуцзи, Фуси, Хуанди.

… Об облике Шанди-первопредка можно судить по риту­альным маскам таоте; исследователи отмечают характерную особенность этих масок — огромные, выпуклые глаза, что со­ответствует представлениям о всеведении Шанди.

Если изначально длинный ряд предков возглавлял Шанди, то со временем… его «сменил» Желтый предок Хуанди» (сравни с предком Чингисхана и вспомни Куанду, П.А.Г.)

Далее отрывок из «Китайской мифологии».

«По мифу, свое главенствующее положение Хуанди приобрел, победив в схватке остальных четырех правителей; как говорится в трактате «Сунь-цзы», «че­тыре способа выгодного расположения войск и обеспечили Хуанди победу над четырьмя императорами».

Кроме четверых У-ди, Хуанди пришлось вести войну с Чию, потомком Яньди (вероятно, в древности ему поклоня­лись как богу войны). Как богоборец, Чию в древнекитайской мифологии не одинок: можно вспомнить и Гуня, отца усми­рителя потопа Юя, и Синтяня, о котором «Каталог гор и мо­рей» сообщает: «Синтянь пришел бороться с Предком за власть над богами. Предок отсек ему голову, закопал на горе Чанъян. Тогда Синтянь из сосков сделал себе глаза, а из пуп­ка рот. Взял в руки щит и секиру и исполнил ритуальный та­нец». Однако о Чию сохранилось сведений гораздо больше, чем о других персонажах. Описания облика Чию, как и в слу­чае с Хуанди, позволяют предположить его тотемическое про­шлое: у него тело человека, копыта быка, четыре глаза и шесть рук, на голове рога, а волосы на висках словно мечи и копья. По сохранившимся сведениям, он — как и подобало богу вой­ны — считался изобретателем оружия; средневековый текст гласит: «Чию создал мечи, трезубцы, боевые палицы и боль­шие луки», а современный автор Лю Минжу, изучавший фрески в погребальном святилище У Ляна, нашел «в задней комнате на третьем камне в третьем слое рисунок чудовища, получеловека-полузверя, стоящего вертикально, но имеюще­го голову барса и когти тигра, на голове у него лук, в одной руке копье, в другой меч, левой ногой наступил на самострел, правой сжимает секиру. Вид у него крайне свирепый». Этот рисунок был отождествлен как изображение Чию.

Против Хуанди Чию восстал, по-видимому, чтобы ото­мстить правителю Центра за его победу над Яньди (по дру­гой версии предания, Чию сначала разгромил Яньди, а потом выступил против Хуанди, решив подчинить себе весь мир). Войско Чию составляли великаны (некоторые исследовали полагают, что существовало целое племя медноголовых ве­ликанов Чию), народ Мяо, о котором упоминалось выше (миф о разделении неба и земли), злые духи и бесы. Противники сошлись на равнине Чжолу (локализуется в нынешней про­винции Хэбэй). Сражение было ожесточенным, долгое вре­мя ни одна из сторон не могла добиться перевеса, пока Чию не напустил на поле колдовской туман и войско Хуанди не растерялось. Победу Хуанди принесли его дочь Ба и дракон Инлун; как сказано в «Каталоге гор и морей», «Чию сделал оружие и пошел войной на Желтого предка. Желтый предок приказал тогда Откликающемуся Дракону (Инлуну) напасть на Чию... Откликающийся Дракон — водяное животное. Чию попросил Старшего Дядю Ветра (Фэнбо) и Повелителя Дож­дя (Юйши) поднять сильный ветер и дождь. Тогда Желтый предок спустил на землю небесную деву по имени Ведьма-Засуха (Ба), и дождь прекратился. Затем убили Чию. Ведь­ма-Засуха не смогла вновь подняться на небо; там, где она по­селилась, не стало дождей». Исследователи видят в этом рас­сказе о поражении Чию этиологический — объясняющий — миф о появлении на земле дождя и засухи, причем, судя по сюжету, заслуга в их появлении принадлежит Хуанди, кото­рый вновь выступает как демиург.

В отличие от версии «Каталога», в других источниках окон­чательный разгром мятежника Чию приписывается не Инлу­ну, а самому Хуанди, который приказал изготовить боевой ба­рабан из кожи диковинного одноногого быка Куя (о культе боевых барабанов в Древнем Китае см. выше); палочку для барабана сделали из кости убитого по приказу Хуанди бога грома Лэйгуна. Грохот барабана поверг войско Чию в пани ку, которую не смогло утишить даже прибытие союзников — великанов Куафу (родоначальник которых погиб, пытаясь догнать солнце, см. ниже). Чию захватили в плен и заковали в колодки, а потом казнили. Колодки с него сняли только после смерти и бросили в степи; они превратились в клены с кроваво-красными листьями.

Совершив все эти деяния по упорядочению, «гармониза­ции» земного мироздания (все они вполне могут толковать­ся как действия демиурга и культурного героя, направлен­ные на обуздание хаоса), Хуанди удалился от дел. Он оста­вил после себя 25 сыновей, 14 из которых стали основателями новых родов. В конце его царствования на земле появились единорог-цилинь и феникс-фэнхуан — символы мудрого правления. Согласно трактату «Хуайнаньцзы», в конце жиз­ни Хуанди отлил на вершине горы медный треножник, после чего с неба спустился дракон, и Желтый предок, ухватившись за его ус, скрылся й небесах». (Китайская мифология. Энциклопедия)

«Письменные источники Китая сообщают, что как раз в XXII в. до н.э. в стране утвердилась новая династия Ся, северо­западная по происхождению… С Хуанди пришли сибирско-монгольские арии, которые соста­вили правящий слой царства Ся.

Период правления Ся завершился около 1600 лет до н.э.; на смену ему пришло государство Инь… В эпоху Инь в Китае появилась технология изготовления бронзы, причем в готовом виде. Она была принесена из развито­го центра металлургии в районе Тянь-Шаня и Алтая… Другое нов­шество иньской эпохи — колесница… можно не сомневаться, что это был «подарок» китайцам от сибирских ариев (вроде секрета атомного оружия, переданного Россией Китаю в XX в.)

Уже надписи позднего Инь указывают, что на западе от это­го государства живет племя «чжоу» и находится в зависимости от иньского вана (императора). Те же надписи упоминают и дру­гой западный народ, «цюань», известный как «цюаньжуны» или просто «жуны». Кто же были западные соседи китайцев эпохи Инь?

В верхнем течении Хуанхэ, в провинции Ганьсу, в эпоху брон­зы (II тыс. до н.э.) сформировалась новая культура Цицзя, в которой заметно усиление западных элементов: вновь появи­лись исчезнувшие было погребения с ориентировкой на северо-запад, а также европеоидные черты антропологического типа населения.

О том, что люди белой расы были непосредственными сосе­дями царства Инь, свидетельствуют захоронения в гробницах его столицы, «великого города Шан». Дело в том, что у иньцев имелся скверный обычай приносить в жертву предкам всех военнопленных. Среди погребений такого рода обнаружены ос­танки чисто европеоидного типа, составлявшие, правда, всего несколько процентов от общего числа (Древние китайцы, с. 159, 194—197). И это не значит еще, что «европеоидных» соседей у иньцев было мало: может быть, они просто хорошо дрались и редко попадали в плен.

Соперничество между Инь и Чжоу закончилось, как извест­но из хроник, падением иньского царства. Сначала в борьбе с Инь погиб чжоуский ван Цзи-ли; но затем чжоусцы укрепились при его преемнике Чане (Вэнь-ване, которому традиция припи­сывает авторство знаменитой системы триграмм), а сын после­днего, У-ван, окончательно разгромил Инь в 1027 г. до н.э. В Ки­тае наступила эпоха династии Чжоу.

Чжоусцев называли «варварами», но они не имели привыч­ки приносить в жертву предкам военнопленных, и им удалось отучить от этого покоренных иньцев. В эпоху позднего Инь бытовало рабовладение. Асоциальный строй, сформированный в Китае династией Чжоу, представлял собой классическую го­сударственно-общинную иерархию, связывавшую верховного правителя, Сына Неба, через «лестницу» представителей влас­ти с крепкой рядовой общиной. Чжоусцы еще до завоевания Китая имели собственную письменность (уж не знаменитые орхонские ли руны?), но оставили ее, вписавшись в местные культурные традиции. Зато именно в эпоху раннего Чжоу в Китае начала распространяться технология обработки железа. Можно ли после этого считать чжоуское завоевание «варвар­ским», и что такое в этом случае «цивилизация»?

Есть все основания полагать, что чжоусцы, принесшие с со­бой в Китай XI в. до н.э. очередной культурный импульс, были представителями того древнейшего европеоидного населения Центральной Азии, которое и создало неолитические культуры типа Яншао и основало первую династию Ся (недаром же в эпо­ху Чжоу утверждалась преемственность с династией Ся — в об­ход периода Инь).

Китайские источники возводят происхождение чжоусцев и их родственников жунов к первым императорам, Хуанди и Янь-ди, правившим в середине III тыс. до н.э., в период расцвета культур Яншао. По этим источникам, «Хуанди появился на реке Цзишуй, Яньди — на реке Цзяншуй; они обнаружили раз­личные добродетели, поэтому Хуанди основал род Цзи, а Янь­ди — род Цзян» (Цзи — родовое имя чжоу, а Цзян — жунов) (Древние китайцы, с. 178). Оказывается, что «варвары» чжоу и жуны происходят напрямую от добродетельных императоров, принесших в Китай цивилизацию.

Учитывая описание китайскими хрониками народов чжоу и жун как потомков легендарных императоров, основавших Ки­тайское государство, и отождествляя их с создателями неоли­тических культур Яншао, можно прийти к следующему заклю­чению.

В Центральной Азии V—II тыс. до н.э. существовала циви­лизация, созданная народом белой расы, индоевропейской язы­ковой семьи. Эта цивилизация освоила земледелие и скотовод­ство, колесный транспорт, производство бронзы и позднее— железа; имела собственную письменность. Все эти достижения были принесены ею в район верхнего и среднего течения реки Хуанхэ. Там центрально-азиатские арии вступили в контакт с местным населением, говорившим на языках сино-тибетской се­мьи и обладавших собственной, достаточно высокой культурой.

Китайская цивилизация сложилась в результате пересече­ния двух влияний. Изначально она обладала дуальностью, имея отчетливо выраженный «запад» и выраженный «восток», раз­деленные незримым меридианом, проведенным через точку, в которой Вэйхэ впадает в Хуанхэ. На востоке от этой линии пре­обладали местные, консервативные силы, удерживающие саму «сущность» этнической традиции, недаром же именно этот ре­гион в середине I тыс. до н.э. был местом формирования этноса древних китайцев «хуася». На западе, в излучине великой реки, бывшей зоной контакта с центрально-азиатскими ария­ми, рождались импульсы государственного строительства и новые достижения культуры. Выражаясь языком традицион­ной китайской философии, «запад» и «восток» Древнего Ки­тая обладали Ян и Инь-свойствами соответственно.

Древняя традиция приписывает создание системы триграмм, положенной в основу «Книги перемен», Фу Си, первому из «пяти императоров», а ее совершенствование — Вэнь Вану, ос­нователю династии Чжоу. То есть ее источник — все тот же куль­турный круг Яншао-Ся-Чжоу, имеющий арийские корни...

Насколько глубоко в прошлое уходит эта традиция, можно судить по находкам в сибирских верхнепалеолитических куль­турах Мальты и Бурети (датируемых временем 18—15 тыс. лет назад) культовых предметов с ясно обозначенным лунно-сол­нечным календарем и... знаменитым 60-летним «китайским» циклом. Эти культуры были связаны по происхождению с вер­хним палеолитом Восточно-Европейской равнины, с Костёнковской культурой, созданной первыми людьми белой расы руса­ми- бореалами. — Примеч. Ю.Петухова),

Вполне возможно, культуры Мальты-Бурети и положили основы древней арийской цивилизации Южной Сибири, распро­странившей потом свое влияние на Монголию и Туркестан и дошедшей до излучины великой Желтой реки.

Финал древней цивилизации Центральной Азии был таков. После захвата в XI в. до н.э. чжоусцами царства Инь правящая династия быстро растворилась в местном населении. Западные жуны, родственные чжоу, вновь стали рассматривать Китай как чуждую цивилизацию, и войны между ними возобновились. В 771 г. до н.э. чжоуская столица была захвачена «западными варварами», император Ю-ван попал в плен, сын его Пин-ван перенес столицу в город Ло-и, в область расселения «настоя­щих китайцев» — хуася.

Жуны заняли междуречье реки Ишуй и реки Лошуй, угро­жая отсюда распадавшемуся царству Чжоу. Китайские источ­ники оставили точное описание этого народа, не оставляющего сомнения в его принадлежности к кругу арийских цивилиза­ций. Жуны были коневодами. Они носили длинные распущен­ные волосы и совершали жертвоприношения в открытом поле.

Они строили жилища типа полуземлянок и — как многие дру­гие народы арийского происхождения, — сжигали своих мерт­вых (этим отличались от скифов, которые в то самое время при­держивались другого обряда).

Натиск жунов на восток достиг кульминации в середине VII в. до н.э. В 648 г. до н.э. они напали на столицу Восточного Чжоу, Ло-и. Тоже случилось в 646 и 641 гг. В начале VII- конце VI вв. до н.э. жуны принимали участие в борьбе «сража­ющихся царств» между собой, пока не потерпели в 525 г. до н.э. серьезное поражение и не были вынуждены отступить из долин И и Ло. Однако они все еще сохраняли за собой бассейн Вэйхэ и земли далее к западу.

Здесь, в «западном» ареале Древнего Китая, сложилось цар­ство Цинь, хотя и вошедшее в сферу собственно китайской ци­вилизации, но сохранившее древние жунские традиции. Часть жунов вошла в состав Цинь, и сама династия этого царства вела от них свое происхождение. Другая часть жунов сохранила не­зависимость, образовав царство Ицюй (в верховьях Цзиншуй). Дальнейшая история заполнена борьбой «просто жунов» и «жунов, вошедших в контакт с китайцами». В 470 г. Ицюй — данник Цинь, а через двадцать лет циньцы захватили правите­ля жунов; в 430 г. Ицюй одержало победу над Цинь, но в 327 г. стало его вассалом, в 272 г. правитель Ицюй был хитростью заманен в столицу Цинь и там убит.

Ассимилировав жунов, царство Цинь «накачалось энергией» и завоевало весь Китай почти в современных границах, создав великую империю... Какая-то часть жунов отступила на Тибет; реликты их древней культуры сохранялись там вплоть до конца I тыс. н.э.

Начиная с VII в. до н.э. на северных границах Китая появился новый народ, называемый в древних хрониках «ди» и «динлинами». По древнекитайским источникам, динлины от­личались высоким ростом, голубыми или зелеными глазами, светлыми волосами; строили деревянные срубные дома, зани­мались земледелием и скотоводством, выплавляли железо, лег­ко переходили на новые места.

В «динлинах» нетрудно узнать скифов (русов), тем более что скифское присутствие в Китае отчетливо прослеживается по данным археологии: «Кочевники ди появились на северо­западных окраинах древнего Китая именно в тот период, когда на огромных степных просторах Евразии возник "скифский мир". Следы "скифской триады" [характерный набор оружия, конская сбруя, украшения в зверином стиле] есть и в Северном Китае. Не говоря уже об Ордосе, где было найдено большое чис­ло предметов скифского искусства в "зверином стиле"... анало­гичные находки сделаны в ряде других районов. Все они лока­лизуются в широкой зоне, примыкавшей с севера к территории царства Цзинь эпохи Чуньцю. Один из центров таких находок расположен в северной части Хэбэя. Здесь обнаружены изобра­жения барса, свернувшегося в клубок, лошади с подогнутыми ногами и типичного скифского оленя; кинжалы скифского типа; характерные бронзовые котлы на поддоне» (Древние китайцы, с. 184).

Двигаясь с севера, «ди» заняли бассейн Фэньхэ. В 666 г. до н.э. граница царства Цзинь проходила именно по этой реке, где против «варваров» были построены крепости. Огибая кре­пости, «ди» поднялись вверх по течению Фэньхэ, обогнули хре­бет Тайханшань и вышли на Хэбэйскую равнину. В 661 г. до н.э. они напали на царство Син. В следующем году осадили сто­лицу Вэй, разгромили армию, убили правителя. В 651 г. их по­стигла неудача в борьбе с царством Цзинь, но уже в 649 г. они разгромили Вэнь и Су. Теперь под властью «ди» оказался чуть ли не весь Восточный Китай, населенный собственно китайца­ми-«хуася» (а Западный Китай в это же время принадлежал жунам). События в Китае следует сопоставить с синхронными «скифскими войнами» в Передней Азии. В то время как запад­ная, европейская группа скифов установила контроль над Ми­дией и Малой Азией (654 г. до н.э.), сибирские скифы завоева­ли среднее течение реки Хуанхэ. В середине VII века до н.э. Ве­ликая Скифия достигла вершины своего могущества, установив контроль практически над всей Азией.

«Красные ди», обосновавшиеся в среднем течении Хуанхэ, объединились под властью Фэншу. «На протяжении четверти века все соседние царства трепетали перед этим предводителем ди, отдавая дань уважения его способностям и успехам» (Древ­ние китайцы, с. 180). Вспомним, что и в Передней Азии скифы господствовали тоже около четверти века, и в то же самое вре­мя...

На помощь могущественных ди пытался опереться даже чжоуский император, Сын Неба. «В 634 г. до н.э. между чжоуским ваном и правителем царства Чжэн возник конфликт. Честь Сына Неба была задета, и он, не обладая собственными возможностями для того, чтобы покарать мятежного чжухоу, об­ратился за помощью к ди. Воспользовавшись этим, ди напали на Чжэн и захватили часть его территории. Благодарный ван собирался в знак своей особой милости взять в жены дочь пред­водителя ди, как они, выступив и против вана, нанесли пора­жение его войску. Ван был вынужден бежать из столицы, а не­сколько его ближайших сановников попали в плен к ди. Это произошло через 14 лет после захвата чжоуской столицы жу-нами. Это произошло через 14 лет после захвата чжоуской столицы. "Жуны И и Ло" и "красные ди" были в эти годы фактическими хозяевами на территории чжоуского домена» (Древние китайцы); В это время «белые ди» били царство Цзинь. В 625 г. до н.э. битва закончилась вничью. Но в 621 г. видный цзинь-ский аристократ перешел на сторону ди. Красные ди дошли до самого востока «и на Тихом океане свой закончили поход». В 620—615 гг. они напали на западные пределы царства Лу, на Ци и Сун. В знак уважения к противнику луский полководец назвал трех своих сыновей именами захваченных в плен бога­тырей ди.

В 598 г. часть ди, предав своих, перешла на сторону Цзинь. Один из вождей красных ди Инэр, женился на сестре цзиньского правителя; тогда Фэншу, не разделявший «прокитайс-кой ориентации», выступил против него и убил китайскую прин­цессу — его жену. В то время представитель цзиньской знати Бо Цзун так настраивал своих соотечественников против Ди: «во-первых, они пьют слишком много вина [увы, есть такой грех]; во-вторых, они не совершают жертвоприношений своим предкам [то есть не казнят пленных]; в-третьих, они захвати­ли земли царства Ли; в-четвертых, он убили сестру цзиньского гуна; в-пятых, они ранили своего правителя» (Древние китай­цы, с. 182). В 593 г. цзиньцы нанесли удар по ди—- оба вождя, Фэншу и Инэр — попали в плен и по обычаю были казнены.

Часть белых ди сохранила независимость; к северу от Тай-ханшаня, в провинции Хэбэй, они создали свое государство Чжун-шань; еще в 318 г. до н.э., когда пять сильнейших правителей Китая приняли титул вана (императора), Чжуншань оказался в их числе. Скифское государство окончило свое существование только в III в. до н.э., и тогда же арийские цивилизации Сибири и Центральной Азии (скифская и тохарская) подверглись перво­му серьезному удару со стороны народов хунну..

Известный китайский историк Го Мо-жо, рассматривая из­менение стиля китайской бронзы эпохи Чуньцю, пришел к вы­воду, что здесь не обошлось без влияния скифского искусст­ва. Точно так же и в то же самое время знаменитый «звериный стиль» копировали жители Урарту... На бытовом уровне куль­турное влияние скифской цивилизации также было очень силь­ным. Известно, насколько китайская цивилизация консерва­тивна; особенно поддерживалось постоянство национального типа одежды — подпоясанный халат. При владычестве скифов китайская одежда претерпела серьезное изменение. По приме­ру скифов, китайцы одели... штаны. Чжоусцам и иньцам этот предмет одежды не был известен. Поэтому когда в IV в. до н.э. правитель царства Чжао, Улин-ван, ввел в своей армии ноше­ние штанов, заимствованных от северных соседей, это означа­ло поистине революционные изменения в традиционном кос­тюме. Вскоре штаны вошли во всеобщее употребление». Столь серьезное новшество, начавшееся к тому же с армии, было выз­вано необходимостью военного характера. Заимствовался скиф­ский тип конного войска, и вместе с ним одежда всадника.

Все, что стало известно благодаря археологическим наход­кам об истории взаимодействия цивилизации бассейна Хуанхэ и арийскими культурами Сибири и Центральной Азии, нахо­дит полное подтверждение в китайской историографии, имею­щей, пожалуй, древнейшую в мире непрерывную традицию. Известный историк Ван Тун-лин, опираясь на старинные ис­точники, описал происхождение китайского народа как волно­образный процесс, протекавший в направлении с запада на вос­ток. Ван Тун-лин выделяет четыре волны: первая достигла Среднекитайской равнины во времена «пяти императоров»; вторая волна основала государство Ся; третья — Чжоу и чет­вертая —- составила население царства Цинь, которое и образо­вало империю.

Другой историк, Вэй Цзюй-сянь, применил к прошлому своей страны традиционную дуалистическую модель «Инь-Ян», рас­сматривая развитие китайской цивилизации как взаимодей­ствие двух компонент: юго-восточной, монголоидной и автох­тонной (преобладавшей в эпоху Инь) и северо-западной, при­надлежавшей белой расе (Ся и Чжоу).

Данные археологии полностью совпадают с «традицион­ным» пониманием китайской истории. Тем более странно, что современные историки отвергают свидетельства контакта Ве­ликой Скифии и Китая — с древнейших времен до наших дней. Контакта, в котором Великая Скифия всегда играла активную роль.

Как складывались отношения Скифии и Китая в далеком прошлом, можно наглядно представить себе на модели сравни­тельно недавней ситуации. Вспомним «товарища Вана», инст­руктора китайской народной армии из фильма «Офицеры». А доблестные летчики Ли-Си-Цын и Си-Ни-Цын?.. Так что, если хорошо разобраться,- то не окажется ли какой-нибудь древ­ний китайский император И-Ван на поверку «простым скифом» по имени Иван?...».

(Петухов Ю.Д. и др. «Евразийская империя скифов»)

Ниже рисунок из этой книги.

Воины скифо-сибирского мира. 1 — тагарский воин; 2,3 — воин-земледелец и княжеский дружинник (реконструкция М. Горелика); 4-6 — саки Средней Азии (Сарье, Хорцфелъд); 7 — скифы-переселенцы из Северного Причерноморья. Протокитайцы называли их «северными варварами». Но именно скифы Сибири, Алтая, Тувы, Монголии давали Китаю императорские династии и воинскую знать

Тагарская культура. Большой курган, погребальные камеры.

Рисунок из книги Петухова Ю.Д. «Русы великой Скифии»

Китай в древности (Рисунок из книги Вигасина А.А. и др. «История древнего мира»)

Дополнения (материал из Википедии – свободной энциклопедии)

А.

Тохары

Миграция юэчжи по Центральной Азии с 176 до н. э. по 30 н. э.

Тоха́ры (греч. Τοχάριοι), тогары или юэчжи (кит. 月氏, 月支 Yuèzhī) — индоевропейский народ в Восточной Европе (2—1 тыс. до н. э.) и в Центральной Азии (с 1 тыс. н. э.), говоривший на тохарских языках - предположительно наболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Исходно они занимали пастбища в бассейне Тарима, там где сейчас находится Синьцзян, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае, потом (II в. до н. э.) они перекочевали в Трансоксанию и Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю.

Существует гипотеза что первый иероглиф в слове юэчжи был не луной 月 (юэ) а мясом 肉 (жоу), тогда название «жоучжи» приобретает смысл «племя, которое ест мясо».





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 433 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...