Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №36. Происхождение буддизма. Исторические сведения и легенды о Будде



Буддизм — религия преодоления страдания. Понятие восходит к имени Будда. Это имя не является именем собственным, а означает «просветленный, пробужденный».

Полное имя – Сиддхартха (имя) Гаутама (фамилия) Шакьямуни (племя).

Время жизни точно не известно, примерно 6 в до н.э (между 7 и 5 в до нэ).

Перед рождением у его матери было видение - в ее бок вошел белый слон. Растолковали сон так, что будущий младенец будет в чем-то необычным. Родился он стоя на улице, родившись, сделал пару шагов и произнес несколько истин. Вскоре его мать умерла якобы для того, чтобы не умирать от восхищения сыном.

После Сиддхартха получил предсказание – он станет либо великим царем, либо великим пророком. Отец хотел, чтобы он стал великим царем. Он оградил сына от всех бед и несчастий, не выпускал его из дворца, зато окружил его роскошью и богатством, рядом находились только молодые и красивые. Мальчик не знал смерти, страстей и болезней.

В 16 лет Сиддхартха женился, после чего у него родился сын.

В 29 лет Сиддхартха впервые покидает дворец и видит 4 знаменитых зрелища:

1. Старый человек – старость

2. Больной человек – болезнь

3. Похороны – смерть

4. Аскет (отшельник) – изнурение плоти.

После увиденного, он покидает дворец, оставив свою семью, и становится отшельником. Он хочет достичь истины. Сиддхартха прославляется как аскет. В течение несколько лет он был отшельником, но вскоре осознал, что аскетизм не дает понимания истины, это лишь изнурение плоти и ослабление разума. После этого он начал есть, а затем сел под дерево Бодхи ждать озарение. Он не ел, не пил, не шевелился, не думал, его искушали духи.

В 35 лет он осознает истину. Следующие 45 лет он учил людей, ходил по Индии, имел множество учеников и последователей.

Умер Сиддхартха добровольно. Он выбрал путь бодхисатвы – тот, кто выбирает служение людям (не личное спасение, не достижение нирваны).

Вопрос №37.Четыре благородные истины как основа философии буддизма. Восьмеричный путь.
Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь.
Несмотря на наличие множества самых различных школ в буддизме, в их основе всегда лежат Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь. Конечно, с течением времени истолкование и применение несколько изменились, но эти предпосылки по-прежнему являются основными.
Изначально Будда искал решение проблемы, которую считал наиболее важной и центровой для всех живых существ, - проблемы страдания. Доктрина Четырёх Истин является его предписаниями по излечению человеческих страданий и поиску истинного счастья.
Истина первая: жизнь есть страдание Размышляя, Будда пришёл к выводу, что все люди неуклонно идут к смерти: бывают счастливые моменты, бывают грустные и годы летят очень быстро. Хорошее не длится вечно и, значит, первым шагом по пути буддизма будет осознание того, что жизнь по сути есть не что иное как страдание (духкхи). «Рождение связано с болью, старение болезненно, болезнь приносит боль, и смерть приносит боль. Союз с неприятным болезнен, болезненна и разлука с приятным, и любая неудовлетворенная страсть тоже болезненна» – так объяснял это Будда.
Сначала кажется, что такое описание является примером негативного мышления, но ведь Будда не рассматривает страдание как окончательный вывод, страдание на самом деле выступает в качестве отправной точки. Выбрав такую точку, Будда предлагает конкретный набор по излечению.
Истина вторая: корень страдания Вторая Благородная Истина гласит: у страдания есть причина (танха – «желания»), но Будда вовсе не призывает покончить со всеми желаниями; он говорит лишь о желаниях эгоистических, основанных на неправильном видении человеком самого себя и окружающего мира, что и приводит к страданиям. Чем больше мы стремимся удовлетворить собственное эго, тем более ограничивающим и требовательным это эго становится. Кроме того, наши эгоистические желания никогда не могут быть удовлетворены полностью, так что мы неизбежно окажемся разочарованными.
Истина третья: вы можете положить конец страданиям Страдание дает возможность заглянуть внутрь себя. Понимание того, что мы в силах пресечь страдание, и есть третья Благородная Истина. Но для этого требуется внутреннее преобразование.
Истина четвертая: Восьмеричный Путь Там, где есть проблема, должно быть и решение. Именно его предлагает Четвертая Благородная Истина. Этот способ называется Восьмеричным Путем и ведет людей к разрешению проблем, обретению свободы от страданий и открытию счастья и удовлетворенности в просветлении.
«Правильные взгляды» — это первый шаг на Пути. «Правильные взгляды станут факелом, освещающим его путь» (цитата из Бенаресской проповеди Будды). Для того, чтобы начать внутренние преобразования, люди должны прежде всего сориентироваться. А сориентироваться они смогут, если узнают, что ждет их впереди. Благородные Истины — это первый шаг по направлению к правильным взглядам, они учат людей надеяться на перемену к лучшему, поскольку многие их проблемы на самом деле иллюзорны и созданы ими же самими. Жизнь станет куда лучше, когда вы повернете в правильном направлении, следуя Восьмеричному Пути.

«Правильные намерения» — это второй шаг. «Правильные цели будут его проводником». Чтобы серьезно решиться на этот шаг и пойти буддистским путем исцеления, люди должны всем сердцем ощутить, что это именно то, чего они хотят.
Третьим шагом является «правильная речь». К этому времени мы уже готовы включиться в этот процесс. «На этом пути правильные слова — место его обитания»: мы начинаем практиковать буддийское учение, обращая внимание на самих себя и замечая, что именно мы говорим. Если вам когда-либо приходилось слышать свой голос записанным на магнитофон, вы, возможно, были удивлены его звучанием и сказанными словами. Прислушайтесь к собственным словам — и вы сможете начать познавать самих себя, но просто прислушиваться — этого недостаточно, нужно еще сознавать, когда в этих словах звучит злоба, и научиться понимать, почему это происходит. Правильная речь — существенный шаг на пути к переменам.
Далее следует четвертый шаг на этом пути — «правильное поведение». «Его шаг будет ровным благодаря правильному поведению»: подобно тому как практикующие, наблюдая за собственной речью, начинают сознавать мотивы сказанного ими, точно так же они должны обращать самое пристальное внимание и на свое поведение. Когда люди начинают наблюдать за тем, что они делают, они могут быть весьма удивлены тем, какое количество действий совершается ими бессознательно. Иногда привычки приносят пользу — например, когда вы ведете автомобиль, но в других случаях бессознательные поступки могут привести к неприятностям – понимание этой разницы начинается с наблюдения. Будда верил, что, когда люди совершают добрые поступки и живут в соответствии с правилами хорошего поведения, их страдания уменьшаются. Затем следует поразмыслить над результатами наблюдений и спросить себя, чем были вызваны те или иные поступки. Буддисты стараются не позволять себе действий эгоистических и вместо этого открывают свои сердца заботе о благе других, следуя пути бодхисаттв.
«Правильные средства к существованию» — это пятый шаг. «Правильный способ добывания средств к жизни восстановит его силы»: когда люди размышляют над тем, на что уходит их жизнь, большинство из них понимает, что основную часть времени они работают. Будда верил, что, поскольку труд занимает большую часть времени, людям не стоит надеяться на обретение внутреннего мира в том случае, если их занятие противоречит буддийским ценностям. Будда каждого просил подумать над своей работой и удостовериться, что она совместима с просветленной жизнью.
Шестой шаг – «Правильные усилия». «Правильное усилие станет его ступенями»: Будда считал, что, если люди предпринимают усилия к продвижению в правильном направлении, в них благодаря этому происходят положительные перемены, но если они пытаются сделать что-то дурное, они сворачивают на стезю, неизбежно приводящую к несчастьям и страданию. Будда поощрял своих последователей к благотворным усилиям и говорил о необходимости избегать усилий неблаготворных, то есть таких, которые имеют в своей основе алчность и преступление. Если вы постоянно будете направлять свои усилия в хорошую сторону, вы в конечном счете преуспеете в продвижении по пути.
Правильные усилия означают также правильный расчет шага. Развитие в себе глубокого осознания каждого слова и каждого действия может поначалу показаться трудным и даже беспокоящим занятием, но не следует делать слишком больших усилий, пока вы к ним не готовы. Будьте усердны, но всегда держитесь в пределах собственного уровня готовности.
«Правильные мысли» — это седьмой шаг. «Правильные мысли [будут] его дыханием». Правильное мышление так же важно для жизни, как и дыхание. Основной целью Будды было преодоление неведения, но глубокие перемены невозможны, пока человек не обретет контроль над своим умом, используя с этой целью понимание. «Полезно усмирять ум, который трудно удержать, — изменчивый, рыскающий, куда ему вздумается; усмиренный же ум приносит счастье».
Если люди обращают внимание на каждую свою мысль, на каждое чувство и ощущение, они начинают замечать, насколько все это мимолетно и преходяще. Точно так же и восп

«Правильное сосредоточение» — это последний, восьмой шаг. Посредством правильного сосредоточения «достигается чувство свободы, знания мгновенного и ничем не ограниченного, охватывающего весь мир, распростертый внизу, — вроде чистого водоема, в котором видны каждая рыбка и каждый камешек». В таком состоянии практикующий вкладывает все свои умения, которые он развил на пути, в медитацию — подобно тому как это делал Будда, достигший просветления во время медитации под деревом бодхи. Затем медитирующий углубляет сосредоточение, превращая его в подобие только что заточенного ножа, и вспарывает им иллюзию, чтобы постичь подлинную реальность. Буддисты верят, что прямое восприятие не только возможно, но и истинно. Как сказал Будда: «Кто в своей жизни следует правильному пути вне мимолетного, тот достигает Подлинной Реальности, сладчайшего плода. И когда он достигает ее, он познает нирвану». Достигнув просветления, вы окончательно избавляетесь от страданий.

Вопрос №38.Нетрадиционные религии. Нехристианские религиозные объединения. Саентологические направления. Сатанинские группы.
Нетрадиционные религиозные учения и культы.
Как правило, к ним относят те учения, в которых нет строгой вероучительной системы, но есть ярко выраженная оппозиционность к официальным ценностям и идеалам. В своей деятельности лидеры этих учений и культов активно используют психологические приемы.

На Западе, где их именуют "новыми религиями", они начали возникать в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 "новых религий". Правда, многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения Востока. В нашей стране распространение "новых религий" началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т. е. во главе находится лидер, который наделен харизмой. Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.

Характерно, что лидер создает особую "семью", или "коммуну", в которой его называют "отцом". Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он - особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу коммуны. Многие представители "новых религий" живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т. е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.

Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.

Существенной особенностью вероучения "новых религий" является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

Псевдохристианские религиозные организации
Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции (также псевдохристианство, парахристианство, околохристианство) — термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием. Используется традиционными христианскими церквям для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства] либо религиозными философами и новыми религиозными движениями для характеристики традиционных церквей как отступивших от сути христианства.
Понятие псевдохристианство также используется в официальных изданиях органов государственной власти, материалах научно-общественных мероприятий, диссертациях, экспертами, общественными объединениями.
Религиозные движения, относимые другими к парахристианским конфессиям, как правило, отрицают свою принадлежность к этим группам, так как считают себя направлением, которое восстановило библейское христианство (например, свидетели Иеговы) или же, кроме восстановления, ещё дополнило новыми откровениями от Бога (мормонизм, еговисты-ильинцы).
В научных исследованиях термин зачастую не несёт отрицательной окраски и служит для классификации определённых групп, помогая отделить то или иное религиозное движение от основных направлений (католицизма, православия и протестантизма).
Саентоло́гия (часто также «сайентология», англ. scientology, от лат. scio и др.-греч. λόγος — «знание знания») — международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик, состоящей из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху.
В России как и в США саентологические организации имеют юридический статус религиозных, с соответствующими налоговыми льготами. В Канаде, Франции, Германии, Великобритании организации не имеют сопоставимого религиозного статуса.
В Российской Федерации часть саентологических материалов признанны экстремистским] и занесены в федеральный список экстремистских материалов, производство, распространение и хранение в целях массового распространения этих материалов на территории РФ является незаконным.
В саентологии два течения — Церковь саентологии и Свободная зона. Наиболее известна Церковь cаентологии (ЦС), существующая с 1953 год и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви саентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью саентологии как исповедующая саентологию. (См. Течения саентологии)
По утверждениям самой организации, Церковь саентологии имеет 3200 общин, миссий и групп в 154 странах. Среди сторонников Церкви саентологии есть некоторые известные деятели культуры. Самими саентологами распространяются истории успеха последователей, рассказывающие о благоприятных результатах саентологических практик. Согласно этим историям, саентология позволяет развить любую желаемую способность, повысить интеллект, достичь счастья и полной духовной свободы.
Саентологию считают одним из самых конфликтных новых религиозных движений, многочисленные судебные процессы с участием саентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов как на саму организацию, так и на её критиков.
Критические отзывы исходят со стороны ряда бывших саентологов, общественных и религиозных деятелей, учёных, государственных и медицинских организаций. В них, как правило, отрицается декларируемая саентологами гуманитарная и религиозно-философская деятельность, которая определяется чисто коммерческим предприятием и тоталитарная секта, а саентологические методы оцениваются как разрушительно влияющие на организм человека и его психику. Также рассматривается как крупнейшая УФО-религия.

Сатанизм, дьяволомани, дьяволопоклонничество] — ряд оккультно-религиозных представлений,мировоззрений и верований, оформившихся в XIX веке как протест против господствующего положения христианства, в которых образ Сатаны трактуется как символ могущества и свободы. Сатанинские культы «отвергают христианскую культуру через поклонение сатане»], а также «превозносят зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и т.д.»
Жречество Церкви Сатаны

Члены жречества Церкви Сатаны составляют Совет Девяти, который является управляющим органом Церкви Сатаны. Орден Трапезоиды состоит из тех, кто помогает администрировать организацией.

Церковь Сатаны назначает активных членов в Жречество исходя из их успеха в реальном мире и профессиональной деятельности, а не судя по каким-либо малозначительным оккультным достижениям. Будучи, как можно ожидать, экспертами в области сатанинской философии, члены Жречества не обязаны говорить от имени Церкви Сатаны и могут даже держать своё членство и позицию в Церкви Сатаны в тайне, если это требуется для лучшего служения их личным целям или целям организации. Членство в Жречестве оформляется только по приглашению.

Члены Церкви Сатаны могут в любой момент прекратить членство в данной организации. Для этого им необходимо послать написанное от руки, подписанное и датированное письмо, гласящее «I hereby resign my membership in the Church of Satan» («Я, нижеподписавшийся, отказываюсь от членства в Церкви Сатаны»), вместе со своей карточкой члена в центральный административный офис, после чего их членство будет аннулировано.

Также управляющий орган Церкви Сатаны, состоящий из верховного жреца, верховной жрицы и Совета Девяти, оставляет за собой право отменить членство индивида в Церкви Сатаны, если тот продемонстрировал постоянство в нарушении принципов, описанных в «Сатанинской Библии», мошенничестве и спекуляции вокруг сатанизма.

Сатанизм в России.

В России сатанинские организации активизировались с конца 80-х годов. В 90-х годах сатанисты заявили о себе рядом громких дел, взбудораживших всю страну. В Севастополе ими был подожжён православный собор, причём сам поджигатель открыто заявил, что совершил преступление по приказу дьявола, надеясь, что в загробной жизни сатана поставит его во главе демонов, которые будут мучить в аду всех людей. В ночь на Пасху 18 апреля 1993 года в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни было совершенно ритуальное убийство православных монахов Трофима, Ферапонта и Василия. Сатанист Николай Аверин заколол их специальным мечом, на котором были выбиты число 666 и надпись «сатана». После месячного обследования в Институте судебной экспертизы им. Сербского Аверин был объявлен невменяемым и впоследствии освобождён от уголовной ответственности. В мае 1994 года в Санкт-Петербурге на старом православном Смоленском кладбище сатанисты осквернили 400 могил, а в Москве на Поклонной горе спилили крест.

Большинство российских сатанистов составляет подростки и молодые люди в возрасте до 30 лет. Например, в 1991 году четверо школьников совершили убийство своей сверстницы. По сообщению прессы, в более чем 40 городах России выявлено от 80 до 100 сатанинских организаций, из них 30 действует в Москве и около 10 - в Санкт-Петербурге. Группировки российских сатанистов поддерживают связь с аналогичными сектами в Западной Европе, США, на Украине и в Беларуси.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...