Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №35. Джайнизм и буддизм. Особенности вероучения буддизма. Основные направления буддизма



Буддизм — религия преодоления страдания. Понятие восходит к имени Будда. Это имя не является именем собственным, а означает «просветленный, пробужденный».

В целом буддизм — пессимистическая в своей оценке мира, его смысла и действительности религия. В социологическом плане наиболее существенно то, что буддизм не придавал никакого значения складывающимся в этом мире формам общности, соци­альной организации и объединениям. Будда отвергал кастовый строй. Для Будды и его последователей не существовало границ между людьми, устанавливаемых кастами. Всем кастам был открыт доступ в буддийские общины и тем самым открыт путь к спасению, которое не обязательно достигалось в первом существовании в качестве буддийского монаха, но к которому постепенно можно было приближаться на протяжении многих рождений. В деле соб­ственного спасения буддизмом, как и другими религиями Индии, во внимание принимается не только в настоящее время прожива­емая жизнь, но и гораздо большие временные интервалы. В этой связи в буддизме отсутствует устремленность к миссионерской проповеди, когда считается, что человек должен быть спасен сегодня, пока еще не поздно, пока он не расстался с жизнью так и не раскаявшимся грешником, не обращенным в истинную веру. Согласно буддизму, человек постепенно и медленно созревает для познания и тем самым для просветления и спасения. Поэтому буддизм создает общину как для тех, кто уже теперь достиг многого на пути очищения, это монашеские ордена (мужские и женские), так и для тех, кто хочет продолжать еще жизнь в миру, — это нравственный уклад мирских сообществ, таких, как семья и госу­дарство. Все эти сообщества, которые согласно воле Будды должны жить в духе его учения, могут рассматриваться, конечно, только как предварительные и в конечном счете не имеющие ценности обра­зования. Монашеский орден, учрежденный Буддой, является об­щиной, сплоченной общностью стремления к совершенству в соответствии с проповедью Учителя. В позднем буддизме, когда нирвана потеряла уже свою абсолютную, чисто негативную сущ­ность, когда она стала рассматриваться как состояние, при котором человек обнаруживает в своем ближнем свое собственное “я” и чужие воспринимаются как близкие (ибо все исходят из одной си­стемы дхармы и тем самым составляют части одного тела), индивид может обеспечить себе спасение с помощью спасения другого.

В буддизме в целом большое значение имеет заповедь милосер­дия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно добро­желательно относиться и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание. Это значит также, что нельзя защищать других от насилия, наказывать даже за убийство. Непротивление злу — абсолютное правило, которое не знает исключений. Не противясь злу, нужно уклоняться от соучастия в нем. Вот почему, чтобы воплотить в жизнь предписания буддизма, нужно уйти из мира и вести монашеский образ жизни. Поскольку отрешение не может быть общим правилом, выделяются пять обязательных для всех последователей Будды заповедей, о которых уже было сказано, в их числе — не убивать живого.

Мир, как его видел Будда, это бесконечное число отдельных мимолетных сущностей, находящихся в состоя­нии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и к абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Это и есть нирвана,ьрастворение индивида в универсальном целом. Успокоение – вот единственное реальное блаженство, которое может дать жизнь.

Следовательно, нирвана – главная тайна буддизма и его же сердцевина. В буддизме нет однозначного, принятого всеми определения нирваны. Существуют 2 основные точки зрения:

1. Нирвана – полное небытие (полное уничтожение человека), выход из колеса перерождения.

2. Нирвана – это переход в некое иное, непознаваемое бытие (конец страдания). Т.е нет ни не земли, ни неба, ни воздуха…

В буддизме существуют 3 направления:

1. Махаяна – большая колесница, широкий путь к нирване. Допускает, что любой человек может достичь спасения, Будда почитается как Бог, существует культ поклонения, много образов. В основе учения – признание Бодхисатва (человек, который достиг просветления, но остается среди людей, чтобы помочь им) – Будда.

2. Хинаяма – малая колесница, узкий путь к нирване. (самая ранняя форма буддизма, считает Будду великим мудрецом, Бога здесь нет, спасение человека – его личное дело. Он только сам может прийти к спасению. (послушники уединенных монастырей)).

3. Ваджраяна – алмазная колесница (ламаизм – древнее название. Появилась позже всех, 5 в. н.э. В основе – культ Лам (священнослужитель, пересекается с Бодхисатвой), здесь большее отрешение от действительности, есть обряды и практика, как достичь просветления. Культ тела – тело в хорошей физической форме).

Джайнизм - древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э. Происходит от Джайна (или Джина), что означает «победитель».

Основатель Махавира Вардхамана (жил примерно в 6 в до н.э).

Его жизнь похожа на жизнь Будды (в 28 лет ушел из дома, после 12 лет аскезы сформировал новое учение). Занимался проповедческой деятельностью.

Был последним из 24 учителей, учителя –тифтхакары (творцы путей). В основе – понятие кармы (дело или действие). Провозглашается двойственность человеческой природы. Есть материальное (аджива) и духовное (джива). Карма – связующий элемент между материальным и духовным.

8 видов карм:

· добрые и злые. Добрые благотворно влияют на человеческую душу, злые – мешают вырваться на перерождение, привязанность.

· 5 карм, препятствующих познанию; 9 карм, препятствующих правильному воззрению; 2 кармы эмоциональности; 28 карм, затмевающих воззрение и поведение; 4 кармы продолжительности жизни; 42 кармы, определяющие лона воплощения и его физиологические особенности; 2 кармы семьи, определяющие знатность или незнатность воплощения; 5 карм, задерживающих «достижения».

Бог – душа, которая смогла вырваться из колеса перерождения. Каждый может стать Богом.

В основе этики джайнизма лежит понятие триратма (3 драгоценности) – правильное понимание, познание и жизнь. Цель человека – личное спасение, может освободиться только сам, ему никто не сможет помочь.

Существуют 2 направления:

1. Дигамбара (одетые воздухом) – радикальное, жесткое, ортодоксальное учение, аскетизм, отказ от всего!

2. Шветамбара (одетые в белое) – более умеренный подход, неполный отказ от жизни.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...