Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Бёллевский социальный критицизм переживает на этом этапе
явный кризис, период крушения иллюзий. Еще одно подтверждение
этому — повесть «Самовольная отлучка» (1964), вся построенная на
горькой самоиронии, трагической эксцентриаде, на пародийном
выворачивании наизнанку дидактического, морализаторского пафоса
собственных произведений предшествующих лет.
Этот кризис в значительной степени преодолевается писателем
в 70-е годы, на новом этапе развития литературы ФРГ. В романе
«Групповой портрет с дамой» (1971) Бёлль, снова обращаясь к
истории Германии последних десятилетий и образу «небуржуазного»
героя, снимает в его обрисовке трагико-иронические обертоны,
делает его положительным в самом высоком смысле слова — в
значении нравственного образца. Героиня романа Лени Пфайфер
поразительно естественна во всех движениях своей души, и, поскольку ее внутренним стержнем с самого детства является любовь
к людям, готовность к самопожертвованию, она проходит несломленной
через все испытания, выпавшие на ее долю. Она органически
не способна принять фашизм и различные формы эгоистической
буржуазной морали, и эта высокая нравственная красота бросает
свой отблеск на всех, кто соприкасается с судьбой Лени.
Принципиально важна в романе и русская тема, связанная с
историей любви Лени и советского военнопленного Бориса, узника
фашистского концлагеря. Борис —второй безоговорочно положительный
персонаж романа. К нему, находящемуся во враждебном
окружении, под постоянной угрозой расправы и смерти, тянется
все здоровое и человечное, что подпольно еще сохранилось в
гитлеровской Германии. Этот образ свидетельствует о глубоком и
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!