Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ТАК СОЗДАЮТСЯ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
Среди знаковых событий праздника, посвященного 450-летию присоединения удмуртов к России, - открытие после реконструкции здания Национального театра Удмуртской Республики. Новый сезон коллектив начал на обновлённой сцененовой шестой постановкой классической удмуртской комедии Василия Садовникова «Сюан» («Свадьба»). Она написана более полувека назад и победила в конкурсе на лучшую национальную пьесу. Премьера 1946 года явилась большим художественным событием.
Тот спектакль поставил русский режиссёр Василий Морозов, который так проникся материалом, что смог раскрыть суть национального характера. Русский композитор Николай Греховодов, приехавший в Ижевск после окончания Ленинградской консерватории и оставшийся здесь на всю жизнь, написал к спектаклю яркую жизнерадостную музыку на основе мелодий, которые он собрал в удмуртских деревнях во время фольклорных экспедиций. Играли в нём удмуртские артисты первого довоенного набора. Так комедия «Сюан» стала знаковым явлением для республики: для её создания объединились лучшие творческие силы двух народов. В результате первая постановка обросла легендами, и до сих пор в театральной среде живы рассказы о том, как замечательно играли все занятые в ней исполнители. Вот почему выбор такой драматургии для постановки, приуроченной к 450-летию дружбы удмуртов и русских, чрезвычайно удачен.
Сюжет комедии сам по себе вечен. Он встречается у разных народов в разные времена. Влюблённая пара преодолевает препятствия на пути к свадьбе. Попытка богатого старика купить невесту успеха не имеет. Удмуртский вариант этой истории представляет самобытные характеры, обычаи, культуру.
Шестая премьера – это и новые исполнители. Хитростью и изобретательностью отличается влюблённый Юрмег (Вячеслав Краснопёров). Он – работник богача Алангасара (Геннадий Бекманов), старика, который задумал жениться на его невесте – красавице и скромнице Тюливить (Оксана Гаврилова). Третий мужской персонаж – недотёпа Макар (Александр Баймурзин). Ему комедия уготовила в качестве суженой Культобей (Наталья Тур), активную и напористую, строящую своё счастье собственными руками. Не выбиваются из ансамбля и актёры второго плана - Прокор (Пётр Романов), Оксинья (Екатерина Яковлева), Орина (Валентина Моисеева). С мягким юмором играет сельского знахаря Кадим Галиханов.
Незамысловатая линия сюжета не главная в спектакле. Вцентре его оказались не конкретные судьбы, а образ народного праздника сюан - свадьбы, то есть коллективный портрет народа. Свадьба трактуется постановщиками как центральное событие бытия - рождение семьи, продолжение рода и человеческой жизни. Спектакль получился не бытовой, а эпический. Символично, что режиссировали его два человека - опытный Леонид Романов и молодой Алексей Ложкин, представившие настоящий день удмуртского театра как сочетание традиции и современности.
Сцены массового народного гулянья открывают спектакль и разрешают конфликт обрядом свадьбы. Музыка Николая Греховодова и Ивана Григорьевых, танцы, поставленные Андреем Прокопьевым, органично вписываются в действие. И здесь мы видим тандем опыта и молодости. Фольклор обработан с использованием новых технических возможностей. Живые голоса исполнителей и хора (хормейстер Марина Ходырева), сочные танцевальные постановки Андрея Прокопьева представляют огромные богатства народного искусства.
Очень интересно изобразительное решение сценического пространства. Борис Науменко предложил свое видение места действия. Это цветущий яблоневый сад. Все происходит на центральной площади деревни - события личной жизни и общественной. Здесь установлен деревянный гонг - тангыра, древнейший ударный инструмент удмуртов. Качели-карусели не просто функциональны, но и образны. Белые холсты полотенец - как флаги, как обереги.
Отдельно хочется остановиться на костюмах, представляющих всё разнообразие локальных удмуртских культур. Людмила Молчанова не случайно собрала в новом спектакле, на первый взгляд вопреки здравому смыслу, одежды и центральной, и северной, и южной Удмуртии. Вместе с постановочной группой художник по костюмам говорит этим: посмотрите на весь народ. Вот такой он - весёлый, добрый, красивый. На сцене вы не найдете ни одного повторяющегося комплекта одежды. Для того чтобы зритель восхитился этой радугой цветов и искусством кроя, поработали на славу мастера пошивочного и бутафорского цехов.
Так через весь спектакль прошла мысль о единении народа во имя торжества любви. Спектакль, который кажется таким простым, далеко не прост. В нем утверждаются идеи о неделимости трех времен жизни - прошлого, настоящего и будущего, личного и общего, архаичной знаковой системы предков и нынешнего художественного мышления, обрядового действа и современного театра. Логично, что он идёт в дни празднования значимого для республики события.
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!