Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нам необходимо образование без пауз



6 августа 2008 года российским Правительством была принята Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Как восприняли документ в нашей республике, какие шаги пред­принимаются в рамках реализации Концепции - именно это и стало предметом нашего сегодняшнего разговора с первым заместителем Министра культуры, печати и инфор­мации УР Валентиной Михайловной ДЕРЮШЕВОЙ.


- Мы очень долго ждали этого события. На сегодняшний день Концепция - это наш настольный документ.

В республике четыре подведомствен­ных нам образовательных учреждения: два учреждения среднего специального образования - Республиканский музыкальный колледж (РМК) и Республиканский колледж культуры (РКК); Республиканская детская школа искусств (РДШИ) и Центр повышения квалификации работников культуры УР. РМК готовит кадры для профессионального искусства и педа­гогические кадры для республиканских детских школ искусств по различным видам деятельности: инструментальное и вокально-хоровое искусство, теория музыки. РКК готовит кадры для Домов культуры и детских школ искусств в области народного художественного творчества. Республиканская ДШИ фак­тически является школой-интернатом для одарённых детей, где учатся больше ста человек со всей республики. И, конечно же, мы не можем не считать своим арсе­налом муниципальные детские школы искусств: 59 учреждений в Ижевске и по республике - наша «кузница кадров».

Чтобы говорить об итогах реализации Концепции, которая содержит не только теоретическую часть, но и, самое главное, - план практических мероприятий, надо чтобы планы были воплощены в жизнь.

- О каких мероприятиях идёт речь?

- В основном о тех, которые касаются вопросов законотворчества. Реализация законов во многом зависит от того, на­сколько своевременно и правильно они приняты. Многие решения мы сможем принять только после того, как закон начнёт работать. В плане мероприятий реализация законов приходится на период 2009 - 2010 г., но на сегодняшний день ни один из пунктов плана ещё не принят. На Координационном совете по культуре при Министерстве культуры РФ, проходившем в Москве в апреле 2009 года, ставились вопросы о необходимости внесения изменений в Закон РФ «Основы законода­тельства Российской Федерации о культуре» в части сохра­нения и раз­вития образо­вания в сфе­ре культуры и искусства. В том числе поднимались вопросы определения понятий «образование в сфере культуры и искусства», «эстетическое воспитание», «художественное образование», «система художественного образования». Декабрь 2009 года поставлен отправной точкой в выполнении этого пункта - одного из основных в данном плане мероприятий.

Естественно, вопросы и проблемы, обозначенные в данной Концепции, явля­ются болевыми точками. От их решения зависит и выживание нашего образова­ния в сфере культуры и искусства.

- На Ваш взгляд, каковы основные проблемы сегодня? Если говорить о детских школах искусств, то их преподаватели лишены пра­ва на досрочную пенсию. Кроме того, мы, наверное, уже лет тридцать говорим, что необходимо установить справедливость в почасовой нагрузке преподавателей: в начальных классах у педагога нагрузка 24 часа, в старших - 18. По-прежнему очень сложно решать проблему армейской службы. Ребята, которые поступают в наши ССУЗы, проучившись всего год, а некоторые той же осенью, сразу после поступления, могут быть призваны в армию.

Ещё одна проблема - послевузовское образование, аспирантура. Как сегодня наш артист театра или режиссёр может защититься и получить учёную степень? Конечно, он может защититься в УдГУ, например, по специальности «Культурология», но нам бы хотелось, чтобы он защищался именно по своей специальности. И недавно к нам на со­гласование из Государственной думы РФ пришёл документ о послевузовском профессиональном образовании в сфере культуры и искусства по творческим исполнительским специальностям, где рас­сматривается совершенно другой подход к получению учёной степени. Согласно этому документу, если наш режиссёр или артист захочет повысить своё образование, стать кандидатом или доктором наук, то он может это сделать.

Но покамы, к сожалению, живём в режиме ожидания реализации этих за­конов и возникающие вопросы стараемся решить сами: например, пишем письма в военкомат о необходимости отсрочки, просим, чтобы нам пошли навстречу; го­ворим, что республике нужны кадры...

Понимаете, в художественном образовании самое главное - сохранить три ступеньки: школа, училище, вуз. Чтобы стать профессиональным оперным певцом или музыкантом, нужно обязательно получить эстетическое воспитание, пройти школу искусств, затем поступить в музыкальное училище - и затем уже в консерваторию. Образования этого нель­зя прерывать, иначе просто не будет арти­ста, специалиста. Особенно это относится к музыкантам - инструменталистам и к артистам балета. Поэтому нам хотелось бы, чтобы отношение к образованию в сфере культуры и искусства было другим. Нельзя к нему подходить с общей меркой; нужно понимать его специфику. Нужно, чтобы государственная политика в этой области была чётко выстроена, чтобы были приняты нормативно-правовые акты.

На уровне республики мы эти про­блемы стараемся решать. Потому что, если мы хотим готовить качественные кадры для искусства и культуры, мы должны вспомнить известную пого­ворку о спасении утопающих. Работает нормативная база или нет - мы ищем возможность опираться на то, что у нас есть: на наши учебные заведения и на их базу. Положение осложняется тем, что у нас нет ни театрального, ни музыкального вуза. Сегодня, даже если мы подготовим очень хорошего специалиста на уровне ССУЗа, высшее образование он всё равно должен будет получать за пределами республики. Москва, Казань, Пермь - это миллионные города, где высокая конкуренция, но зато и больше возможностей для самореализации. Выпускники уезжают туда, и чаще всего мы их уже не видим. Успешные к нам не возвращаются, а те, кто потерпел в этой конкуренции неудачу, порой вообще уходят из профессии.

-Какой выход вы видите из этой си­туации?

- Во-первых, мы занялись подготовкой кадров для наших театров. Начали с того, что набрали целевую студию для Национального театра при высшем театральном училище им. Щепкина в Москве. В этом вопросе нас под­держали Президент УР А.А.Волков и Правительство УР. Был большой конкурс -10 человек на место, в результате кото­рого мы набрали двадцать ребят. Так получилось, что среди них оказался всего один человек из города. Остальные - это те «звёздочки», которых мы собрали даже не из райцентров, а из деревень. Первый тур принимала наша комиссия, второй - комиссия из Москвы. И сейчас двадцать самых интересных, талантливых ребят из Удмуртии учатся в Москве. Мы им оплачиваем питание в Москве, проезд к месту учёбы и обратно, работу преподавателя удмуртского языка, обе­спечиваем периодической печатью на удмуртском языке. Вот одно из решений проблемы подготовки кадров высшего звена.

-А вы уверены, что после обучения они вернутся работать в Национальном театре?

- Через четыре года они все вернутся стопроцентно, потому что правительство УР не просто так организовало этот целевой набор. Его финансирование на все четыре года прописано в бюджете Удмуртской Республики - это гаранти­рованная поддержка наших кадров.

Мы также дали поручение Республи­канскому колледжу культуры - получить лицензию на подготовку кадров среднего звена по специальности «артист театра». В прошлом году мы набрали актёров для Театра кукол, в этом - группу для Русского драматического театра. Ребята учатся, используя базу этих театров, и уже со второго курса будут вводиться в спектакли. Преподают на этом курсе ведущие режиссёры театров. Конечно, это не массовый набор, всего несколько человек. Может быть, не все из них останутся в театре - это вопрос разви­тия творческих способностей, он очень сложный. Но, по крайней мере, мы готовим молодое поколение для наших театров.

Дальше - хоровая капелла у нас испытывает дефицит в мужских голосах. Мы предложили директору музыкального колледжа: «Давайте сделаем целевой набор на вокальное хоровое отделение - только мужские голоса!» ИАнатолию Щербакову, руководителю хоровой капеллы «Avis cantu», предложили совместную работу с музыкальным колледжем. Они оба охотно согласились. Конечно, это не так просто, опять вопрос армии нависает, но сегодня Республиканский музыкальный колледж уже готовит целевые кадры для хоровой капеллы. Ведь когда мы участвуем в конкурсах, получаем различные премии и гранты - это всегда большой плюс для республики.

Ещё, что касается целевой конкретной подготовки: мы се­годня анализируем работу наших музеев. Думаю, что мы найдём способ готовить в ведущих ву­зах нашей страны отдельных специалистов, в которых музеи нуждаются - хранителей, рестав­раторов.

-А как обстоят дела с имеющимися преподавательскими кадрами?

-Особого дефицита кадров у нас нет. Может быть, есть вопрос возрастной, но, как говорится, чем старше вино, тем оно крепче. Музыкальный колледж на сто процентов укомплектован кадрами - это наши работающие мэтры с огромными знаниями и опытом. Если вы зайдёте в здание колледжа, то увидите: там уже стены не хватает для портретов заслужен­ных работников культуры, заслуженных деятелей искусств. Там высокопро­фессиональный коллектив работающих преподавателей. Но хотелось бы, чтобы и педагогическая молодёжь тоже при­ходила, перенимала их опыт.

- Как можно решить вопрос с молоды­ми преподавателями?

- Могу привести в пример Республиканский колледж культуры, где я сама 25 лет проработала, в том числе директором. Там используется такая система: если есть хороший выпускник, допустим, на режиссёрском отделении - его отправляют учиться в Москву или в Пермь, а по окончании учёбы принима­ют на преподавательскую работу. В колледже куль­туры сегодня на отделении режиссуры и режиссуры массовых мероприятий в основном работает моло­дой костяк педагогов - все выпускники колледжа с высшим образованием, одной творческой школы. Это очень ценно: это традиции, преемственность. Студенты наших образовательных учреждений, ко­торые становятся преподавателями - это наш резерв. Так что вопрос о пополнении педагогических кадров, я считаю, решается, хотя и не очень быстро.


КАРНАВАЛ №1 АПРЕЛЬ 2009 Г.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...