Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Священнодействие длиною в жизнь




Любители Вы театр за молодость свою,

За его улыбку мудреца?

Любите ли Вы театр, как я его люблю,

Вечно, неизменно, до конца?

Утихнет вздох, умолкнет смех,

и вспыхнут споры,

Но как ни спорь, а голову склони.

Театр—бог, чьи ангелы — актёры,

Хоть далеко не ангелы они.

Ирина Васильевна Христофорова... Весь её пройденный и настоящий путь, её мечты, стрем­ления и поиск, её страсть и достижения, её опыт и мудрость — это священнодейство, которому по­святила себя эта талантливая, обаятельная женщина.

Ирина Васильевнародилась и выросла вгороде Челябинске. Её мама очень хотела, чтобы дочка научилась красиво танцевать. И уже в четыре года Ирочка посещает хореографический кружок.

Шло время. Однажды подружка попросила её посидеть на репетиции драматического кружка, где ставилась пьеса «Бирюзовые часики». Увиденное так потрясло и заворожило Ирину, что врезультате она стала посещать как вольный слушатель все репетиции подряд. Вскоре новенькую заметили и стали привлекать в спектакли. Сначала, без репетиции, она подменила заболевшего «волка», затем сыграла «медведя», а также всякую нечисть от бабы Яги до акушерки Змеюкиной в пьесе А. Чехова «Свадьба». Она с успехом осваивала отрицательные острохарактерные роли.

Затем Ирина переходит заниматься в студию при театре под руководством Евгения Андреевича Черняева, где играет свою первуюсерьёзную роль в пьесе А. Брунштейна «Голубое и розовое».

В студии был разработан устав для актёров, где главным тезисом были слова известного русского актера М. Щепкина — «Театр — храм, священнодействуй или убирайся». Именно эти слова повлияли на выбор профессии юной Ирины, стали своеобразным девизом всей её дальнейшей преподавательской работы.

В 1974 году Ирина Васильевна заканчивает Челябинский государственный институт культуры — режиссёрское отделение. Её дипломной работой стала пьеса А. Макаёнка «Трибунал», которую она поставила в народном театре при Завьяловском Доме культуры.

По окончании вуза Ирина выходит замуж, и счаст­ливое семейство переезжает в Ижевск, где молодые супруги становятся преподавателями специализа­ции «Режиссура и мастерство актёра» Удмуртского культурно-просветительного училища. Начался не лёгкий путь священнодействия педагога — Ирины Васильевны Христофоровой. За свой 36-летний творческий путь Ириной Васильевной поставлено немало исторических, ска­зочных, карнавальных и современных спектаклей, серьёзных драматических постановок и весёлых искромётных комедий, где в каждой её работе обсуждаются остропсихологические, характерные поступки человека.

Так, в пьесе Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы» глав­ной темой был фанатичный домострой, где жильцы дома-каземата представлены как арестанты и над­смотрщики.

Впроцессе постановки пьесы Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» рассматривались меркантильные, статусообразующие интересы жителей уездного городка, их купеческие замашки, гонор, спесь, где острая характерность высмеивалась острой сатирой, обнажая психофизическую суть каждого персонажа.

Постановка пьес французского драматурга Р. Тома «Восемь любящих женщин» и «Ловушка», представленная драматургической витиеватостью детективного сюжета, держала весь зрительный зална нерве раскручивающейся интриги человеческой подлости, слабоволия, меркантильных интересов и ханжества.

Искромётные комедии «Медведь» А. Чехова; «Тог­да в Севилье» А. Аленьина; «Смех и слёзы» С. Михал­кова в постановках И.В. Христофоровой высмеивали только любовные коллизии разных по возрасту людей, но заставляли анализировать комедию по­ложений, вышучивая всё самое заскорузлое, несовременное, мешающее развитию романтических отношений влюблённых.

Являясь организатором и ведущим режиссё­ром-постановщиком выпускных спектаклей школы искусств при колледже культуры, Ирина Васильевна поставила пьесы Е. Шварца «Золушка» и С. Маршака «Двенадцать месяцев», в которых ярко отражена все­побеждающая сила добра, трудолюбия и милосердия.

Ирине Васильевне Христофоровой подвластны любые жанры: Н. Тэффи, «Женский вопрос» — пьеса-водевиль; пьеса-шарж — инсценировка рассказа В. Шишкова «Спектакль в селе Агрызове»; компози­ция по повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»; литературно-драматургическая композиция по творчеству Б. Брехта — его пьесам «Шпион» и «Жена-еврейка».

Большим полотном, одним из самых последних спектаклей, поставленных ею, стала пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина» как апофеоз чистой и высо­кой любви молодых современных людей, явленной на фоне родительского деспотизма, лжи, подкупа, измен.

Ирина Васильевна — режиссёр, очень точно чув­ствующий пульс времени, виртуозно владеющий искусством театральной режиссуры, всеми его жанрами и основами драматургии. Она умеет подготовить пьесу под актёрский ресурс курса, хорошо и планомерно организовать постановочную работу, найти в каждом актёре его творческую жилку, его зерно образа, свойственное только этому студенту-актёру.

И сегодня к Ирине Васильевне приходят её бывшие студенты 30-летней давности со словами любви и благодарности, чтобы вновь и вновь сказать ей спасибо за то, что она научила их священнодейство­вать, владея этой интересной профессией режиссёра — возбудителя душ человеческих.

Образовательная деятельность Ирины Васильевны Христофоровой как методиста огромна. В самые первые годы работы ею были разработаны и написаны методические сборники и лекции по основным предметам специализации «Театральное творчество», поскольку специальной литературы в учебном заведе­нии катастрофически не хватало. Многими её трудами до сих пор пользуются педагоги и студенты колледжа. Это и разработки лекций по таким дисциплинам, как «Сценическая речь», «Мастерство актёра», «Режиссура и мастерство актёра», а также методические разработ­ки по предметам специализации, своеобразные мини-учебники по определённым темам, выдержавшие уже не одно переиздание в издательстве Удмуртского государственного университета: «Режиссёрская экспликация спектакля»; «Стихосложение»; «Тренинг и муштра по системе К.С. Станиславского», «Интонация как результат словесного действия» и др.

Ирина Васильевна Христофорова в 1992 году явилась инициатором и создателем при колледже культуры «Театрального отделения» Школы искусств. Её программы, созданные для этого отделения, заняли первое место на Всероссийском конкурсе программ по дополнительному образованию школьников. И сегодня Ирина Васильевна является ведущим педагогом-методистом. Она всегда умеетнаходить верный тон содержания исущества новых предметов, ранее отсутствующих в программах обучения специальности. Ею разработаны иведутся такие программы дисциплин: «Методика работы с творческим коллективом», «Методика преподавания дисциплин специализации», «Основы теории драмы», «История театра», «История удмуртского национального театра».

Священнодействуя и отдавая всю себя работе с детьми, Ирина Васильевна много лет проработала заведующей заочного отделения училища, за­местителем директора по воспитательной работе, заместителем директора колледжа по учебно-производственному обучению.

Какой бы пост ни занимала Ирина Васильевна, она всегда остаётся добрейшей женщиной и мудрым наставником. С ней хочется советоваться, обсуждать насущные проблемы, а то и просто поделиться наболевшим.

Многие из её выпускников, создавшие свой театральный коллектив, поставив новый спектакль, стремятся показать его в колледже культуры в рамках «Театральной гостиной», чтобы ещё и ещё раз убедиться в умении священнодействовать, так же, как их любимый педагог Ирина Васильевна Христофорова. Чтобы ещё и ещё раз услышать от неё мудрый совет, рекомендацию или просто слова поддержки.

Её удивительного дара — священнодействовать, любить и творить любовь хватает и на её домашних. Ирина Васильевна — замечательная хозяйка, мать троих детей и бабушка — её первой, любимой внученьки.

Как тесно переплелась её судьба с судьбой кол­леджа! Ирина Васильевна — наша вечно молодая «мама», а секрет её молодости в любви к людям, к профессии, к студентам и, конечно же, к театру.

Счастья Вам и здоровья, наша дорогая Ирина Васильевна! Творческого вдохновения и новых побед в Вашем благородном и ярком священнодействии.

Любите ли Вы театр за страсть,

за волшебство,

За пленительный гипноз?

Любите ли Вы театр, как я люблю его –

Пылко, исступленно и до слёз?

Здесь общий вздох и общий смех!

Аэти взоры,

Едва взойдут под рампою огни!

Есть правда — бог, чьи ангелы — актёры,

Хоть, может быть, не ангелы они.


О.Е. Желтышева, В.Ю. Белянкин,

преподаватели ГОУ СПО «Удмуртский республиканский

колледж культуры», заслуженные работники культуры УР

       
   
№ 3





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...