Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основная проблема, которая кажется до сих пор неразрешимой, касается вопроса происхождения варн в Древней Индии. Выше мы уже касались вскользь этой темы. В основном существует две противоположные точки зрения. Обе основываются на объективных фактах, но идеологически ангажированными учеными всегда противопоставляются.
Доказано, например, что санскритское уагпа означает «цвет», «свет» и в ранневедической литературе применялось с целью обозначить с1уарага]а, дваждырожденных — голубоглазых и белокожих арийцев в противовес йаза — дравидам, расовой особенностью которых является черная кожа1. Эти факты совершенно неосновательно оценивали как расистские и, следовательно, ненаучные. Однако еще в древности (например, Страбон) отмечалось, что кожа северных жителей Декана гораздо светлее, чем южных. Кра-
Расовый облик дравидов соответствовал современному облику аборигенов Австралии.
ниологические исследования, исследования крови и другие антропометрические измерения, проведенные индийскими учеными уже в середине прошлого столетия, показали, что варны (касты) современной Индии практически ничем друг от друга не отличаются, но такие различия — и очень существенные — есть между всеми ними и потомками автохтонов-дравидов.
Вполне доказано также, что причина появления варн коренится во многом в первобытном разделении труда. Это разделение труда на жречество (условно можно его даже назвать «интеллигенцией»), воинов, ремесленников, и земледельцев (скотоводов) известно было всему Древнему миру. Однако существенным отличием индоевропейских племен Индии было то, что эти группы, образованные вследствие разделения труда, в определенный (как правило, очень древний) период ее истории, испытали на себе влияние принципа эндогамии. Раз так, они неизбежно должны были превратиться в замкнутые группы. Этот факт (влияние эндогамии) можно объяснять двояко: с одной стороны, варны, скорее всего, строились на чрезвычайно древнем племенном делении индо-ариев, с другой — в том, что зарождение государственного интереса потребовало, в свою очередь, идеологического (религиозного) обоснования варнового разделения населения Древней Индии.
Интересно отметить, что традиция признает как бы два этих варианта происхождения варн одновременно. Ведическая традиция говорит о создании варн Брахмой из различных частей своего тела, а традиция шастр — о происхождении варн от разных сыновей первочеловека Ману (см., например: Ригведа.Х. 90 и Законы Ману. III. 194-198 соответственно). Важно отметить, что Манусмрити тем не менее содержат подтверждение ведической версии происхождения варн из частей тела Брахмы (Ману. I. 31-35). В литературе ранних Упанишад варновое деление осмыслено с гностических позиций. Знание (логос) Брахмы порождает логосы (дхармы) других варн.
Последнее предположение кажется нам предпочтительнее остальных. Древнеиндийская философия знает такое понятие, как аСшап. В общих чертах это сознание человека, которое содержит в себе несколько элементов-составляющих: разум — ^папа, деятельность — кпуа, желание — 1ссЬа. Исходя из этой классификации индоарии выработали уче-
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!