Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 20 страница



Их могилы это возведенные из камня склепы на поверхности земли. В них с восточной стороны имеется отверстие, через которое вносят покойника, после чего отверстие закла­дывается камнем. Женщины вешают на них свои косы. В честь убитого молнией они ставят шест, на который насаживают голову и растягивают шкуру козла. О времени своего поселения здесь они не знают. Только разрушенная церковь на северной горе, где они совершают свои жертвоприношения, свидетельствует о древности. У них много скота и хорошие лошади. Богатые сдают в аренду свой скот и находят в этом много безопасности и выгоды, 10 овец и 10 баранов дают в три года 8 голов прибытка, а владелец получает 28 голов. Если арендатор в результате несчастного случая теряет овец и не может возместить их сразу, то в течение трех лет он должен отдавать по одной корове, пока не возместит 28 голов. За одну корову с теленком он ежегодно отдает 1 овцу. 1 кобыла стоит 1 коровы и половины числа павших жеребят. Этот обычай является у них неписаным законом. Они собирают также определен­ный налог для помощи беднякам и беспомощным людям. Они разрешают себя крестить, полностью соблюдают великий пост, и это все, что они знают о христианстве. При этом они также совершают паломничество к священным местам и почитают пещеру, где находится железный крест.

У них много удивительных преданий об этих священных местах, а также о склепе в местно­сти Шалха, где я пытался разобрать камни. Среди 9 башен находится один склеп, в котором имеются большие книги, золотой подсвечник, нетленные мужское и женское тела и полный драгоценностей сундук. В этом у них столь мало сомнений, что они заложили вход камнем; как я уже говорил, я был лишен возможности исследовать этот склеп.

Из-за угона лошадей духовные лица из Осетинской комиссии несколько лет уже не посещали эти местности, однако я заметил, что ингуши сделали это больше для наказания духовных лиц, чем из корысти. Насколько я смог узнать, причина этих неприятностей заключается в мошенничестве армян. Грузинский царь Ираклий приказал своим армянам скупать лошадей в Кабарде и на нашей линии. Поскольку ингуши были на них злы, они ушли в горы и стали истреблять армян. Грузинские армяне обратились к моздокским, которые каждую лошадь стали продавать как свою собственную, получая при этом помощь со стороны русских. По просьбе коменданта ингуши вернули большую часть лошадей, которые должны были быть проданы по 15 рублей за голову. Уполномоченный от армян принял товар и расписался.
Старейшины ингушей последовали за ним в Моздок. Здесь товар был оплачен только наполовину, и ингуши настаивали на двойной оплате, держа наготове плети. Свободная продажа товара обернулась бы для них убытком, и все устроилось согласно стремлению жадного армянина.

Ингуши разделяются на 7 родов: 1) Тергимха, 2) Аги, 3) Хамхой-и, 4) Хартой, 5) Цимкал-бох, 6) Ге-ула-ви, 7) Вапи.

Добром и уступчивостью их очень легко склонить на свою сторону и приобрести их доверие. Я часто бывал у них третейским судьей, и они всегда признавали мое решение. Более близ­кое знакомство с ними обеспечило бы мне их симпатии и повиновение. Причиной многих затруднений в делах с ними были не только упрямство русского корыстолюбивого перевод­чика, но и мошенничество армян. Если бы этих торгашей ограничить в их мошенничестве и запретить им бродяжничество, то ингуши могли бы стать оплотом пограничной линии, особенно Моздока, и стали бы честно продавать и покупать.


РЕКА ТЕРЕК

Наконец я оставил ингушей, пошел по Кумбелею на запад под горами трех рек, текущих в узких берегах, и через 7 верст пришел в деревню Зауров. Она лежит на более высоком правом берегу Терека, в 2 верстах под предгорьями. Старшина Гетта, родственник моего хозяина Сайку, считается здесь самым знатным; он принял меня наилучшим образом. У него только одна башня и дом из камня, другие постройки деревянные, а двор обнесен забором. Это первое осетинское местечко...


ФИЛИПП ЛЮДОВИК ДЕ СЕГЮР

ВОСПОМИНАНИЯ

Граф Филипп Людовик де Сегюр (1753–1830) - французский аристократ, сын военного министра. Участвовал в войне Франции против Англии. С марта 1785 по октябрь 1789 года занимал должность представителя Франции при дворе Екатерины II. Летом 1785 года в составе свиты императрицы совершил поездку в Крым. Сведения о народах Северного Кавказа получены им от фаворита императрицы П. Потемкина.

Перевел с французского В. Аталиков
--------------------------------------------

...В это время (весна-лето 1785 года) императрица была несколько встревожена известием об уроне, понесенном ее кавказской армией после нескольких битв с чеченцами и кабардин­цами. Полковник Перри сжег несколько их аулов, был окружен горцами и погиб вместе со своим отрядом.

Этот год закончился без особых происшествий. Военные действия на Кавказе продолжаются. Черкесы в одном жарком сражении потеряли до 1000 человек. Персидский царь оказывал покровительство кавказским и дагестанским племенам во вред России. Английское правительство, стремясь разорвать торговый союз Франции с Россией, подстрекало турок помогать татарам и лезгам в их действиях против России.

Облака сгущались на востоке и юге империи. Они понемногу разрастались и проливались в Европе и Азии страхом надвигающейся войны. Паша Ахалциха напал на грузин. Пророк Манcyp призывал племена Кавказа к оружию. Кубанские татары вместе с лезгами и турками готовились к нападению на Имеретию. Наконец, мусульманский гарнизон Очакова вторгся на территорию империи.

Война русских на кавказе, предпринятая для предотвращения разбоев черкесов, до моего приезда в Петербург не имела важности. Несколько кавказских князей даже поселились в России и служили в русской армии.

Фанатик Мансур, лжепророк, во имя Магомета вооружил кабардинцев и другие черкесские племена, и они толпами врывались в русские пределы. Они ждали себе верной победы. Их предводитель поклялся им Аллахом, что артиллерия христиан окажется безуспешной против них. Впрочем, при первой же стычке пушки, не слишком уважающие пророков, истребили множество мусульман. Тогда Мансур придумал выставлять перед каждым отрядом подвижные брустверы, утвержденные на телегах с четырьмя колесами и сколоченные из досок, между которыми был фашинник. Горцы, в восторге от этого изобретения и уверенные, что за этой слабой защитой они пройдут невредимыми, двигаются вперед. Но скоро русская артиллерия разгромила эти преграды, и черкесские колонны окружены, разбиты и уничтожены. Знамя пророка с надписями из Алкорана было захвачено, сам пророк бежал или погиб.

В таких обстоятельствах я нашел уместным подробно описать различные племена Кавказа, их силы, нравы, законы этих разнообразных и многолюдных народов, говорящих на разных языках и до сих пор сохраняющих у себя обычаи древних времен. Эта записки появились на свет благодаря сведениям, которые собрал для меня генерал Павел Потемкин, с добавлениями и замечаниями генерала Апраксина.

Кавказ, место страданий Прометея, образуется цепью гор, разделяющих Европу и Азию. Его границы: на востоке Каспийское море, на западе Черное море, на севере реки Терек и Кубань, на юге река Кура. Ущелья, пересекающие эти горы, некогда были укреплены. До сих пор в них видны развалины стен и ворот, которые некогда назывались Каспийскими во­ротами. Одна современная крепость, построенная русскими, носит название Григориополис по имени князя Потемкина.

Населяющие Кавказ народы почти все вообще подчинены влиянию мусульман и русских, но это подчинение существует больше на словах, чем на деле; большинство их обычно пребывает в состоянии восстания и часто возвращает себе свободу с помощью оружия.

Кубанские татары и лезги почти непрерывно отстаивают свою независимость. Абхазы больше привязаны к туркам из ненависти к русским. Чеченцы также часто воюют против московитов. Все эти племена вообще известны под названием «черкесы», и племя двух Кабард является самым интересным из них обилием населения, нравами, образом правления, отвагой, и, на­конец, плодородием их пастбищ и полей. Их войска очень многочисленны. Они снабжают зерном оссов и аваров. Их страна производит замечательную породу лошадей, которых они продают в Петербурге по цене от 300 до 1000 рублей, несмотря на их небольшой рост, ко­торый компенсируется их чрезвычайной резвостью и невероятной выносливостью. Я видел их в Петербурге. Кабардинские князья заставляют их кружить подле себя в круге, диаметр которого не больше длины их корпуса.

Главная сила кабардинцев состоит в кавалерии. Эти воины носят искусно изготовленные кольчуги, которые покрывают некоторых с головы до ног. Иногда они носят огнестрельное оружие, но чаще пользуются луком, который они натягивают с удивительной ловкостью. Генерал Апраксин сообщил мне, что в одном тяжелейшем сражении кабардинцы нанесли больше бедствия его войску стрелами, чем ружьями: эти стрелы, пущенные издалека, вонзи­лись в тела людей и лошадей до оперения. От первого выстрела в 400 русских кавалеристов последние потеряли убитыми и сбитыми с лошадей 70 человек.

Вообще черкесы признают свою подданность императрице тем, что принимают от нее по­дарки. Их благодарность длится очень недолго, поскольку они пребывают в состоянии не­прерывной войны с ее государством. Однако Екатерина II, решив подчинить все эти племена и покорить их своей власти, чтобы защитить Грузию от их нападений, а также от нападений лезгов, пришла к мысли, как раз когда я прибыл в Россию, учредить правительство на Кавказе, столица которого получила название Екатериноград. Это правительство получало власть на пространстве от Дона до границ Армении и от Кубани до Урала. Два царства и огромное число народов стали подчиняться ее власти.

Кабардинцы образуют три черкесских племени этой расы, происходящие, как говорят, от князя Кесса, который пришел некогда сюда из Аравии и покорил все народы Кавказа. По­томство этого князя было многочисленным. Все его ветви долгое время оставались под вла­стью руководителя этой фамилии, но примерно в конце прошлого столетия царствующий руководитель вызвал ненависть к себе со стороны остальных князей; они восстали против него и убили его и его детей. Эти князья размножились с невероятной плодовитостью, и скоро нашли, что их бедные не имеют других средств к жизни, кроме разбоя; этот разбой становится скоро всеобщим обычаем и, можно сказать, общепризнанным правом.

Прежде воля руководителя народа поддерживала узы закона; его правление было военным и абсолютным. С течением времени это правление составило разновидность республики, разделенной с самого начала на два класса князей и дворян. Наконец, чтобы успокоить не­довольство народа, было разрешено, во время больших народных собраний, появление там избранных народом старейшин. Решения этого собрания становятся законом, но эти законы очень непрочны. Наиболее священной клятвой для кабардинца является присяга на Коране, и он редко соблюдает эту присягу дольше одного года.

Эти черкесы, некогда язычники, затем христиане, недавно ставшие магометанами, мало уважают любую религию, и еще меньше ее моральные нормы.

В последнее время князья, дворяне и депутаты от народа были единодушны в решении за­претить армянам появление в Кабарде; не прошло и месяца, как они стали приглашать их.

Их всеобщее собрание являет собой зрелище величественное и внушительное: каждое со­словие располагается отдельно, и каждая личность соответственно ее рангу.

Все предложения должны исходить от князей. Если они согласны между собой, их пред­ложения изучают дворяне, и почти всегда они принимают мнение князей, поскольку они непосредственно зависят от них. Затем это предложение сообщается старейшинам от на­рода; однако, хотя последние и были бы названы подданными первых, они имеют свободу принимать или отвергать предложенное, и их согласие совершенно необходимо для того, чтобы придать силу закона решениям первых двух сословий.

Князья воплощают в жизнь принятые законы через посредство дворян. В давние времена эти дворяне, спутники первого завоевателя, относились презрительно к обработке земли и предоставили эту работу покоренным народам и рабам. Таким образом побежденные скоро
стали единственными собственниками земли. В результате получилось так, что князья и дворяне живут только грабежами и отбирают у земледельцев то, что им нужно для жизни, так что у них не откладывается ничего про запас, ибо они могут захватить все, что захотят.

Каждый князь считает и называет себя господином и покровителем определенного числа жителей страны, которые зависят от него и которых он называет своими подданными. По­следние признают своего князя священной персоной и не осмеливаются отказать ему ни в своем имуществе, ни в службе ему. Князь имеет право обратить своего подданного в рабство или продать его; он может также отобрать у него дочь или жену, но не имеет права убить его.

Однако старейшины древних фамилий этого народа имеют такое высокое уважение, что на упомянутых ассамблеях народа их мнение часто бывает более весомым, чем мнение кня­зей.

С некоторого времени этот народ, слишком угнетаемый, начал возмущаться и взывать к по­мощи со стороны императрицы, покровительство которой вернуло им храбрость и надежду на отмщение. Причины этого возбуждения и враждебности достаточно свежие, и, возможно, были порождены слишком частыми сношениями их с турками и русскими.

До этого их нравы были простые, и некоторые находят у них следы древних обычаев спар­танцев, заменявшие у этого народа нормальное законодательство. Они не совершали бы разбоев вне своей земли, если бы не были так сильно стеснены, как сегодня, в их тесных пределах их могучими соседями.

Князья и дворяне могут требовать у своих подданных все, что им понравится; со своей стороны, каждый подданный, не боясь отказа, может сесть, если пожелает, к столу князя, своего госпо­дина, и потребовать от него в подарок все, что он сочтет полезным для себя или приемлемым: это обычно оружие и лошади, главные предметы их устремлений, поскольку этот народ совсем не имеет страсти к золоту и серебру. Князья и дворяне выглядят за своим столом не наряднее, чем простые люди; у них совсем нет общих совместных обедов, как было у спартанцев. Менее всего члены одной семьи живут совместно и ед

ят из одного котла; подобный обычай заставил бы вести учет этого народа котлами, а не домами и фамилиями.

Когда рождается ребенок, его без всяких предосторожностей выносят на воздух. В три года перед ним кладут различное оружие вместе с другими некоторыми безделушками, которые обычно нравятся детям. Если он предпочтет оружие, вся его семья радуется. В семь лет он начинает учиться езде на лошади, стрелять из лука, пользоваться огнестрельным оружием. Вскоре после этого он удаляется из родительского дома во избежание изнеживающего влияния матери и не возвращается до тех пор, пока не станет взрослым мужчиной и не про­славится несколькими подвигами.

Если у князя рождается сын, он отдает его узденю или черкесскому дворянину, который воспитывает этого ребенка на свои средства, обучает военному делу и дерзкому воровству, чем и закладывается с течением времени основа его судьбы и славы. В свою очередь обу­ченный военному делу молодой человек, став взрослым мужчиной, отдаст своему бывшему воспитателю в качестве награды за заботу большую часть своей добычи, оставляя себе не больше десятой ее части.

Юные создания обоих полов могут свободно общаться во время их праздников и танцевать вместе.

Когда молодой человек женится, он выплачивает некий подарок, называемый «калым»,
и дарит своему тестю или панцирь, или кольчугу, или ружье.

Новобрачный не может видеть свою супругу, лицо которой скрыто под таинственной вуалью, и он навлек бы на себя позор во мнении народа, если бы его увидели наедине с нею.

У этого народа, как и в Спарте, разрешено любое воровство, если только вор не оставляет никаких следов. Один юный черкес предпочел умереть, лишь бы не позволить, чтобы его уличили в преступлении.

Этот воинственный народ мало восторгается величием городов, которые они рассматривают как тюрьмы. «Я не поменяю свою бедную хижину на самый богатый дворец, сказал один кабардинский князь. В этом дворце стены разукрашены, но сердца спрятаны. Его великие ограды содержат, как в тюрьме, мысли и чувства. Что касается меня. то я предпочитаю дух свободы, и я ни за что не поменял бы мою хижину на все величие и могущество ваших государств».

Будучи магометанами, эти люди все еще сохраняют обычай почитания некоей местности, называемой Татартуп, где видны развалины древней христианской церкви; эти развалины являются священным убежищем, и несмотря на их обычное легкомыслие, они не осмелива­ются почти никогда нарушать клятвы, данные именем Татартупа.

Пища этих горцев состоит обычно из нескольких кусков вареной баранины и вареной на воде крупы. Генерал Павел Потемкин утверждает, что он иногда вставал между двумя ка­бардинскими князьями, ссорившимися из-за куска вареной баранины так же серьезно, как Агамемнон и Ахилл, которых так поэтично облагородил гений Гомера.

Обычный напиток кабардинцев это разновидность пива, изготовленного из проса; богатые пьют некрепленый медовый напиток.

На праздниках их молодежь танцует под звуки тамбурина и флейт с тремя отверстиями. Мужчины появляются на праздниках одетые по-военному, а женщины одетые в самые красивые платья. Перед началом торжества молодые кабардинцы показывают свое военное искусство. Самый ловкий может себе в награду пригласить на танец любую девушку; неудач­ники лишены такой возможности.
Юные девушки учатся шить и вышивать, чтобы впоследствии украшать одежду или оружие своих мужей. Выйдя замуж, кабардинка сохраняет свою девичью прическу и не получает от родителей разрешения носить женскую прическу до тех пор, пока не родит мальчика.

Женщины воинственны не менее, чем их мужья, и воспламеняют, возжигают и поддерживают их отвагу. Генерал Апраксин видел их после одного поражения ругающими побежденных
воинов, упрекающих их за утрату сразу всей их храбрости и права на любовь со стороны их семей.

Когда умирает муж, жена расцарапывает себе до крови лицо и грудь. По этим ранам можно судить о глубине ее обиды. Овдовевший мужчина должен бить себя по голове плетью; этот обычай сейчас уходит из их жизни.

Такие же обычаи существуют у чеченцев, аварцев, каракалпа­ков, андов, алагинов, гребенчуковцев, ингушей, оссов, зигоров и у большинства других народов Кавказа.

При дворе Екатерины я видел кабардинских князей, посланных их народом умолять о смягчении суровости императрицы. Они показывали мне свое оружие и свое военное искусство. Я видел, как они, разогнав лошадь, на максимальной скорости попадали стрелами на большом расстоянии в шляпу, помещен­ную на шесте. У меня до сих пор сохранился рисунок, где они изображены в их кольчугах и военном снаряжении.

В то время, когда они в столице ведут разговоры о покорно­сти, их народ воюет против русских, и эта война день за днем становится все более трудной для покорения всех народов Кавказа, которые увеличивают свои силы за счет помощи со стороны лезгов и турков, которые по приказу паши Ахалциха напали на Грузию и Имеретию.


ИОГАНН АНТОН ГЮЛЬДЕНШТЕДТ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ И КАВКАЗСКИМ ГOPAM

Иоганн Антон Гюльденштедт (1745–1781) родился в Риге, образование получил в Германии. В 1768 году был приглашен в Россию и вскоре отправился в экспедицию на Кавказ, которая продлилась пять лет с 1769 по 1774 год. Исследования Гюльденштедта при его жизни не были опубликованы. Их подготовил и издал на немецком языке академик П.-С. Паллас в двух томах в 1787–1791 годах под названием «Путешествие по России и Кавказским горам». В 1809 году был издан сокращенный перевод этой книги на русском языке называвшийся «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа» перевод предназначался для чиновников, отправлявшихся служить на Кавказ, поэтому в нем многие страницы были опущены.

Перевел В. Аталиков
------------------------------

Том 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРЫ

...2 марта 1770 года началось мое путешествие из Моздока к горскому народу, который на­зывается ингуши или кисты. Они обитают у подножия снежных Кавказских гор примерно в 80 верстах от Моздока около Малой Кабарды. В 20 верстах от Моздока мы встретили первое селение Малой Кабарды, принадлежащее князю Кургокову, который несколько лет назад принял крещение и русское подданство. Его вдова живет в Моздоке на русскую пенсию. В 2 верстах отсюда на речке Псидахе находятся три другие деревни, принадлежащие князю Кайтуко.

... В середине июня я сопровождал генерала фон Медема в его походе против чеченцев...

27 июля я прибыл в лагерь генерал-майора фон Медема в 10 верстах от Моздока, надеясь пройти под его охраной вверх по Малке и Баксану в горы и через них в Грузию. Но генерал отговорил меня от моего намерения, так как Большая Кабарда грозила неприятельскими дей­ствиями. Вместо этого он поручил меня заботам знатного князя из Малой Кабарды Арсланбека-Таусултана. С ним и его отцом Девлетуко Келеметом я вышел из Моздока и перешел через Терек в Малую Кабарду, где мы и путешествовали до 15 августа. За это время я побывал в доселе невиданных мною округах этой горной страны и в северной части кавказских Альп, особенно у реки Урух или Иреф. У ее истоков живут дугоры.

Притоки Терека, сверху вниз: 1) Около истоков в альпийских горах находятся три ручья с несколькими грузинскими и осетинскими селами; 2) Речка Кизил с осетинской областью Та­гаур; 3) Пфок, Фог, или Пог по-черкесски. У этой реки находится осетинский район Куртат; 4) Ара-дон, называемый еще Ордан, или Иордан, впадает в Терек слева. У ручья Хиттегипс находится черкесское село Етмурза; 5) Речка Пшух, с притоками Чиран и Куррупи; 6) Речка Дурдур с одноименной деревней; 7) Истоки Кумбелея, как его называют черкесы; кисты называют его Галун. На его берегах находятся уезды Гелаксан, Аккинюрт, Ангуш, Шалха, Вапи, Хакал; 8) Истоки Уруха, или Ирефа. На его притоке Дугор находится уезд Дугор; 9) Истоки реки Аргудан; в нее впадает река Лескен; 10) Истоки реки Малка, Малкар, или Балк, слева от Терека, в альпийских горах. В округе Басиания в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. В Малку впадает Баксан, в который в свою очередь впадают Чегем и Черек; 11) Ниже Малки в Терек впадают справа Карука и Сунджа. Сунджа заслужи­вает отдельного описания. Так ее называют черкесы и русские; кисты называют ее Солч. Она берет свое начало в кавказских известняковых горах около притока Терека Кумбелея. Длина ее около 150 верст. Ее верховья занимают преимущественно кистинские племена. Около ее истоков расположен уезд Аккинюрт.

Все значительные притоки Сунжи впадают в нее с правой стороны: 1) Ендерсу, или Ендирсу, получил свое название по имени кабардинского князя; 2) Назран. В начале этого столетия на Ендерсу и Назране жили гелаксанские кабардинцы, сейчас там их нет, и никто там не живет; 3) Ассай, или Асси, по-черкесски Шадур. На нем и его притоках Сосланхи и Базерен стоит много деревень, которые граничат с грузинской областью Кевсурети. Ниже Кевсурети у Ассая находится кистинский уезд Меести, также уезд Гулга или Халха, который простирается от Кумбелея, Терека и Сунджи до Ассая. Затем уезд Мередши, где есть рудные прииски, уезд Галашка и уезд Дабах. У Базерена есть ручьи с поваренной солью; 4) Ручей Шемилгор, на котором стоит карабулакское село Боко; 5) Мартан, на местном языке Фартан, на котором находится уезд карабулаков; 6) Ручьи Асиган, Валарек, Чалаш необитаемы; 7) Река Топли, в ней черная вода, она никогда не замерзает. На ее берегах раньше жили гребенские казаки; 8) Ручей Гехе, в устье которой стоит село Гехе или Кихи; 9) Речка Рошни и ее приток Арджин-корт («Черноголовый» поскольку берет начало в черных сланцевых горах). На ней стоят несколько селений. На Рошни находится кистинский уезд Анашки, а у Арджин-корта кистинский уезд Чишник; 10) Второй Мартан и Гойе, или Кой необитаемы, но в низовьях Коя стоит село Алда у Сунжи; 11) Аргун (по-татарски Улу-Аргун, по-чеченски Докон-Аргун, т. е. Большой Аргун) самая большая река, впадающая в Сунжу. В верховьях в нее впадает Малый Аргун (по-татарски Кичи-Аргун, по-чеченски Шареин-Аргун). Далее вниз Каенхи (Белая река). В верховьях Аргуна находится уезд Шарел, Шабут или Шабол; у Каенхи уезд Джанти, ниже уезд Чабрил. Ниже Каенхи, на самом Аргуне, расположены Шахкейри, Шарейо и Докон Атага чеченцев. У Аргуна, ниже слияния обеих рек Аргун на равнине между горами и предгорьями стоят большие селения Чечен и Хаджи-аул; 12) Ниже Аргуна в Сунжу справа впадает Джалк. На нем находится селение Шали, а в долине между горами и предгорьями Герменчик, или Керменчик. Из него князь Девалкирер переселил несколько своих подданных к Екатерининскому источнику, отчего и основалось нынешнее селение Девалкарегент. Между устьями Аргуна и Джалки есть равнина с густым лесом, в котором растут дуб, граб, ильма и различного рода кустарники. Из этого ильма казаки из­готовляют свои лодки для плавания по Тереку; 13) Речка Kaрacy; 14) Речка Хулхулау самый нижний приток Сунжи.
В нее впадает мощный ручей Гунтимер, или Гумис, на котором стоит кистинское селение Майретип, или Мертип; 15) Аксай, или Яхсай, который обычно называют Сухой, потому что летом он пересыхает.

Терек и оба его больших притока Малка и Сунжа похожи друг на друга тем, что начинаются высоко в горах, имеют одинаковые берега, глинистое и песчаное дно, быстрое течение и мутная, но хорошая вода; наконец, в них водятся одинаковые породы рыб.

...Все поселения на берегах Терека от Моздока до Червленой называются Моздокской лини­ей, а оттуда вниз Кизлярской. Моздок пограничная крепость и сборное место Моздокской линии. Она расположена на лесистой низменности левого берега Терека, и доступна только с одной стороны. Самая местность открытая высокая степь, поэтому погода у Моздока яснее и здоровее, чем у Кизляра. В его учредительном акте значится, что к Моздоку могут быть приписаны только азиатские и христианские жители армяне или грузины и новообращенные из татар, осетин и других горских народов.

Политическая география и описание народов Кавказских гор

В Кавказских горах проживает большое число остатков разных народов, которые с древних времен обитали в них, или при переселении народов в походах на Европу могли остаться там, или позднее могли прийти из Европы по разным причинам. Так, в XII в. генуэзцы овладели берегами Черного моря, и их остатки, как говорят, ушли в Кубешу (Кубачи. - В. А.).

Все эти толпы и остатки разных народов проживают в бесчисленном количестве округов и уездов, которые частью общаются друг с другом, частью живут полностью сами по себе, и говорят на совершенно различных языках; некоторые имеют господ, другие таковых не имеют и подчиняются только власти избранных ими старейшин, не имея ни законов, ни подчинения. О своей истории они не знают ничего достоверного, и многие не знают даже свое название, которое к тому же часто искажается.

Так как Россия имеет отношения с этими народами в течение трех столетий, то я счел своим долгом как можно лучше исполнить этот пункт данной мне академической инструкции и пролить столько света в эту темноту, сколько будет возможно для меня, и я сделал все, что смог.

Посредством сбора и сравнения образцов языка, наблюдений и сравнений государственных устройств, исторических данных, физического сходства и так далее, я выяснил, что различные диалекты сводятся к немногим коренным или родственным языкам, и так же многочислен­ные остатки народов можно свести к немногим нациям, а множество уездов и округов к немногим провинциям. Я применил такой метод, чтобы избежать путаницы и смешения. Так я определил следующие провинции, округа и уезды, в которых был единообразный язык или в которых можно было определить по диалектам один коренной язык.


ПРОВИНЦИЯ БАСИАНИЯ

Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией, Имеретией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Чер­кесией. Жители ее определенно татарского происхождения, и их язык является ногайским диалектом татарского языка. Этот язык не мог быть воспринят от соседей, так как они говорят на других языках. Вероятно, они переселились в эти безопасные горы для того, чтобы из­бежать преследования со стороны их врагов. Разные округи говорят на мало отличающихся друг от друга диалектах упомянутого ногайско-татарского языка.

Их округа:

Малкар по-басиански, Балкар по-черкесски, Басиани по-грузински. Небольшое количество их живет на Аргудане, больше на Череке, притоке Терека. К востоку от них находится осе­тинская Дугорен, на юге имеретинская Радша, на севере часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау. В этом округе проживает около 1000 семей, и они живут в маленьких деревнях Улумалкар, Мухол, Ишканта, Шаарда, Хурдаира, Гобсарта, Аджалга и других. Фамилия Басиат считается в округе княжеской и признается за таковую черкесами. Вероятно, от нее грузины и назвали всю область Басианией.

Бизинге, или Бизниге, у Черека. В нем около 100 семей.

Хулам, также у Черека; такой же маленький. Жители живут в очень маленьких селениях.

Чегем, по-грузински Джики. Жители чехи. Округ занимает всю верхнюю горную область реки Баксан и ее притоков. Здесь 360 семей, и они проживают в 10 селениях: 1) Улу-Ельт главное село и самое нижнее на Чегеме и вверх по этой реке, 2) Мимала, 3) Тобениндшил-Бердеби, 4) Аче, 5) Чеге, 6) Кам, 7) Орсундак, 8) Булунгу, 9) Джерлиге, 10) Устоширт.

Карачаи. Черкесы называют его Каршага, грузины Кара-чагети и Кара-джики. Округ рас­положен около истоков Кубани, на западе граничат с абазинским округом Башилбай, на юге со Сванетией; горный хребет Чалпак отделяет округ от кабардинцев, живущих на Баксане. В этих горах берут начало реки Малка и Кума.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...