Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 22 страница



15 июня. Мне нужно было найти князя Кургока Татарханова, потому что он должен был сопровождать меня. Двух узденей князя Джанхота Татарханова, которые сегодня прибыли ко мне от него из Бештау, где он сейчас находится, я оставил в лагере и с Чебасгиреем и 10 казаками отправился в путь.

На Чегеме и Шаудане высоко в горах живет народ татарского округа Чегем, а у подошвы гор живет кабардинская узденская фамилия Куденет со своими подданными. Верхняя часть этой реки используется как пастбище для крупного рогатого скота, небольшая часть под пашню; в нижней части косят сено и зимой содержат овец и лошадей.

В Баксан с западной стороны впадает речка Гунделен (Поперечная река); с восточной стороны ниже в Баксан впадает речка Кишпег. От устья Гунделена на 30 верст река Баксан занята казаками Большой Кабарды. Верхнюю часть этих гор занимает княжеская фамилия Атажукина с подданными, среднюю часть у подошвы гор княжеская фамилия Мисоста, глав­ная резиденция которого находится у мыса Кис-Бурун. Нижнюю часть в долине у Баксанижа занимает княжеская фамилия Джамбулат с подданными. У Кишпега находится семья узденя Тамби с подданными. Эти фамилии, вместе с фамилией Куденет, являются серединой между княжескими и обычными дворянскими фамилиями, из которых многие еще платят подать князьям; таковых имеют Куденет и Тамби в своих округах. Родоначальником двух последних фамилий считается Гнардук. Три фамилии от этого предка Баруква, Эльмурза и Сусаруква называются общим именем Анзор. У реки Кулкушин живет ветвь княжеской линии Мисост со 100 фамилиями своих подданных; сейчас ее называют Шангот, по сыну Мамбетa, названному так по имени своего приемного отца Саидакова.

Этой весной кабардинцы установили повышенные цены на свои товары, а именно: за 1 войлок 60 коп., за годовалую овцу 2 хемде, за ягненка 1 хемд, за бурку от 2 до 4 хемде, 12 пучков шерсти с 12 овец 1 хемд.

15 июня я переночевал у Чебасгирея Куденета. Я подарил ему различные вещи общей стоимостью в 25 рублей. После обеда мы уехали отсюда до кабака узденской фамилии Кунуш, воспитавшей Чебасгирея. По дороге я осмотрел и зарисовал два старых памятника, представляющих собой каменные кресты с различными надписями. Один камень стоит на восточной стороне реки Чегем. Напротив камня у берега Чегем находится погребение князя Бек-мурзы, сына Шамбулата, который остался здесь примерно 80 лет назад после сражения с крымскими татарами; рядом с ним могила его сына Эльмурзы, который 4 года назад умер в Кизляре в чине генерала. Здесь лежат и другие их потомки. На их могилах возведены обычные четырехугольные каменные мавзолеи.

Второй камень находится между Чегемом и Баксаном. У подошвы гор, возле Кисбуруна стоят еще два старых камня с крестами. В наши дни рядом с ними хоронят своих мертвых армяне, живущие среди кабардинцев, и недалеко от них находится погребение княжеской фамилия Мисост, где сейчас возводится мавзолей умершему в этом году князю Кассаю.

17 июня мы переправились через Баксан и прибыли в кабак князя Шанхота Татарханова. Здесь я остановился и посетил его супругу, подарил ей шелковые ткани, серебряные нити и другие безделки на 8 рублей. Двум узденям князя я оставил подарки на 6 рублей. После этого мы продолжили путь к нашему лагерю. Мы ехали мимо многих мавзолеев кабардинских князей с татарскими надписями. Три дочери и два сына Шанхота Татарханова умерли в этом году от оспы и лежат теперь рядом. Вокруг их могил возведена четырехугольная ограда.

18 июня. Вдоль северной стороны Малки мы доехали до местности Шегуша Иикего, то есть Соленый Брод, затем до местности Куш Бжапа, где стоит мавзолей Белый Меджет. Этот мавзолей является местом погребения князя Мисоста, сына Карамурзы и отца Арслан-бека. Он был князем ногайцев с Кубани, а именно орды Кассай аул, которая лет 50 назад кочевала в этой местности и ниже у Малки и даже по ту сторону Терека в местности Джулат.

19 июня. Мы прибыли к ручью Иетока. На ее берегу стоит каменная статуя с надписями греческими буквами, эта статуя называется у черкесов «Дука Бек», ее происхождение неиз­вестно.

20 июня. Мы остановились у подножья Машука и посетили князей Джамбулатовой линии, у которых по отношению к России более надежные намерения: Джанхота и Кургока Та­тархановых, двоюродного брата Джамбулата Маметгирея Казиева, Ислама Джамбулатова, Атажука Амурзина, сына нынешнего старейшины Амурзы Арсланбекова.

В горах около Эльбруса, как говорят, водятся гуси и каменные козлы. Черкесы называют гусей цохо, каменных козлов кушха адже.

На северной стороне Малки у кабардинцев находятся поля пшеницы. Ко времени сбора уро­жая в сентябре они перебираются сюда и живут здесь около двух месяцев, чтобы собрать и обмолотить пшеницу. Лагерь их по-татарски называется Сабан-Кош; так продолжительная кабардинская экономика.

СОЛЕНOЕ ОЗЕРО ТАМБИ

Английская бутылка воды из этого озера дает после испарения около 3 лотов соли, но это не чистая поваренная соль, а смесь с большим количеством английской соли. Раньше это озеро высыхало летом, и из него собирали насыщенную солью глину, которую вывозили до Кубани, где ее употребляли для лечения овец, рогатого скота и лошадей. Но несколько лет назад вода из ручьев с соседних холмов повернула туда; эта вода препятствует высыханию и ослабляет воду в озере, поэтому сейчас скоту дают соль, которую берут из озера у устья Кумы. Дорога из Большой Кабарды до этого озера на быках составляет 8 дней пути туда и столько же обратно. Этой русской солью кабардинцы снабжают не только своих горных соседей, но и кубанские, черкесские, абазинские и татарские народы. Ногайские татары с Кубани ездят сами на это озеро и снабжают ею округи Беслен, Темиргой, Абазех. Люди сами потребляют мало этой соли, но потребление ее очень большое, поскольку много соли идет скоту. Кабардинцы от этого товара имеют не только большую прибыль, но они еще употребляют эту соль как средство, с помощью которого они удерживают эти народы в повиновении. Что может быть естественнее, чем то, что Россия, которой принадлежит эта область, где кабардинцы берут соль, должна была обойтись с кабардинцами так же, как кабардинцы со своими соседями. Таким же образом Россия поступает с Малой Кабардой и с округами Чечен и Аксай. Сейчас к озеру Тамби на водопой пригнали большое стадо в 3000 кобыл с жеребятами и жеребцами, принадлежащих 12 князьям Большой Кабарды. Здесь же и на Темир Кубшеке пасутся еще несколько тысяч лошадей. Все кабардинские кобылы имеют на левой ляжке клеймо, по­рода их называется «беслен». Лошади по большей части белой масти или гнедые. С началом следующего месяца лошадей перегонят в высокие горы у подошвы Эльбруса, где они будут пастись в июле и августе. В сентябреоктябре их снова перегонят вниз, а с ноября по апрель их будут держать в теплых равнинах у Кумы, у Куры, до нижней Малки и Баксана, все время в поле и никогда не держат в конюшне. Сена им не дают почти никогда, потому что снег зимой в долинах почти никогда не покрывает землю целиком.

...Моему желанию подняться на Эльбрус воспротивились кабардинцы; он служит им при­бежищем в случае, если им изменит военное счастье, поэтому они не хотят, чтобы это при­бежище было открыто.

...8 июля я посетил развалины Маджар. Это место примерно в 400 квадратных саженей содержит 50 различных строений из кирпича. Это не жилища, а мавзолеи, снабженные подземными склепами с гробами. Здесь же находятся развалины магометанской мечети. Я узнал, что в
VIII в. хиджры или 500 лет назад это место было обитаемо, жители были мусульманами, и местность принадлежала ногайцам.

Около реки Гегерлик живут кубанские ногайцы, которым принадлежит Хаджиаул. Они уже 2 года как подчинены России, но раньше на них влиял Сокур Хаджи. Эти орды ногайцев на­считывают 8000 семей, они всегда были отделены от едисанских ногайцев. Местность, по которой они кочуют это Кубань между устьями Сулуки и Ирпа и предгорья вокруг истоков Гегерлика из той цепи покрытых лесом гор, которую татары называют Карагач, черкесы Шет Карагач, русские Черный лес. Верховья Кубани и предгорья вокруг Калауса и Карамикле ис­пользуют алтикесеки, которые пасут и стригут здесь своих овец. Вокруг истоков Гегерлика ногайцы имеют поля проса и пшеницы. Эта верхняя часть Калауса называется черкесами и абазинами Банока, татарами Ионкули из-за множества красных ив. Сайгу черкесы называют «бешен хуж» или белая коза.

РЕКИ БАССЕЙНА КУБАНИ

Кубань по-абазински называется Кубен, по-кабардински Псидже (Старая вода). Она берет начало у Эльбруса и в нее впадают следующие притоки:

1. Горная речка Коиден. 2. Джеханес. 3. Джегата, на правом берегу которой стоит каменная женская фигура гигантской величины, называемая Елтеркач. 4. Учкул, по-татарски «три кре­стьянина». 5. Калмурза или Джилгассе. 6. Собственно Кубань, в верховьях которой расположен базианский округ и принадлежащий Базиании округ Карачай. 7. Теберда с абазинским селом Трамкт. 8. Шауно. 9. Каракент. 10. Чашедсере. 11. Карданиш с абазинским селением. 12. Ессаул с двумя абазинскими селениями. 13. Марух с одним абазинским селом. 14. Кичи-Инджик. 15. Улу-Инджик. 16. Большая река Уарп с абазинскими округами Псилбариш и Кахтан. 17. Кичи-Гиген. 18. Улу-Гиген. 19. Кичи-Лаба. 20. Улу-Лаба. 21. Большая река Шхагвашо, около нее черкесский округ Темиргой и Маншах и два абазинских округа Бах и Сабай. В нее впадает Кулшупс. 22. Большая река Пшага, на ней абазинские села. 23. Большая река Хуадж, в нее впадает Саджи; здесь черкесские округи Бжедух и Шапушкокум, в горах округи Туби и Убух. 24. Маленькая речка Хатупс с абазинским округом Бешух-хабла. 25. Большая река Пшехупс с тремя абазинскими округами. 26. Маленькая река Сахи, с абазинским округом Найуха-хабла. 27. Хурза, на ней много черкесских и абазинских округов.

От округа Нижний Шапсух 24 версты до находящейся на Черном море маленькой крепости Сочук-кала. При устье Хурзы Кубань разделяется на два рукава, из которых один течет в Чер­ное море, а другой в Азовское. В углу, где река разделяется, стоит турецкая крепость Копил, жители которой черкесы и татары. Здесь находилась резиденция сераскира крымского хана, который должен был держать в покорности Оттоманской Порте черкесов и абазин и брал с некоторых округов подать скотом и людьми.

Под властью сераскира в Копиле состоят и некрасовские казаки. Они были замешаны в восстании донских казаков Кондратия Булавина и в 1708 году сбежали на Кубань под пред­водительством Некрасова, где они умножились беглыми казаками с Терека и насчитывают сегодня около 1000 семей. Когда в последней войне они причинили много трудностей русским войскам и не захотели присягать на верность хану, то русские разрушили три их станицы Себелой, Кангат и Хантибе, и казаки спаслись в горах у абхазов.

Жители острова Тамань и города Темрюк по большей части черкесы, говорящие на темир­гойском диалекте. Среди них живут татары.


ПЕТЕР-СИМОН ПАЛЛАС

ЗАМЕТКИ О ПУТЕШЕСТВИИ В ЮЖНЫЕ НАМЕСТНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА в 1793-1794 годах

Петер-Симон Паллас (1741–1811) крупнейший ученый XVIII века. Родился в Берлине, получил энциклопедическое образование в университетах Лейдена, Галле и Геттингена; докторскую диссертацию защитил в возрасте 19 лет. К 1767 году, когда Паллас по приглашению Академии наук приехал в Россию, его имя было широко известно в ученых кругах Европы. На Северном Кавказе он побывал летом и осенью 1793 года, совершив путешествие от Астрахани до реки Баксан. С 1795-го по 1810 год Паллас жил в Крыму, занимаясь подготовкой к публикации своих сочинений и сочинений других ученых. Паллас автор множества сочинений почти по всем отраслям знаний XVIII столетия; своим главным трудом он считал «Описание животных России».

Перевел с английского В. Аталиков
-----------------------------------------

Предисловие автора

Эти наблюдения были собраны во время путешествия, которое автор предпринял в 1793 и 1794 годах по специальному позволению Ее Императорского Величества для поправления здоровья. Он счел эти наблюдения достойными внимания публики, поскольку они смогут в какой-то мере заполнить пробелы в его прежних путешествиях, предпринятых в 17681769 годах, осветить изменения, имевшие место с тех пор в некоторых областях, и дать дополни­тельную информацию относительно некоторых провинций обширной Российской Империи, которые до сих пор не описаны или не посещались путешественниками. Автор надеется, что снисходительная публика примет этот труд с таким же участием, с каким были приняты его прежние «Путешествия», особенно потому, что он тщательно избегал всяческих тривиаль­ностей и включил в «Дневник» только те детали, которые были обойдены вниманием других
путешественников...

***

Полный желания избавиться от бесконечной суеты притворного общества, господствую­щего в столице Российской Империи, я в конце 1792 года обратился к нашей милостивой государыне императрице Екатерине II с прошением позволить мне путешествие по южным провинциям ее необъятной империи, частично для восстановления моего здоровья, частично для наблюдений за явлениями природы, чтобы завершить составление моей ботанической коллекции. Моя просьба была уважена, и Ее Величество снабдили меня рекомендательными письмами к губернаторам всех провинций, которые я предполагал посетить. Воодушевленный таким образом, я выехал из С.-Петербурга в 2 часа утра 1 февраля 1793 года, сопровождаемый моей возлюбленной женой и дочерью, чтобы насладиться вместе с ними первыми прелестями весны на южных берегах Волги...

В окрестностях Енотаевки мы снова встретили калмыков, которые надеются провести здесь зиму своими многочисленными ордами, но в этом году были заражены оспой, распространившейся по Волге и вынудившей их рассеяться; эта болезнь ужасна и погибельна для них как чума.

По новейшему списку, который я достал, остатки этого замечательного народа, который с учреждением провинциального управления и разделом земель оказался в очень стесненном положении, насчитывает сейчас 8229 кибиток или семейных палаток. Несмотря на разделение большой орды Дербетов, они, испытывая неудобства вследствие своей многочисленности, после того, как прекратился род их наследственных князей, отделились от соседей и посели­лись между Доном и Яиком, где они объединились с казаками; они насчитывают в настоящее время 4900 кибиток или очагов в приволжских степях... К этому числу можно прибавить 200 человек обращенных, свободных и цивилизованных калмыков, которые проживают в Астрахани и ее окрестностях. В моей «Коллекции для разъяснения истории монгольских племен» я дал детальное описание их конституции, образа жизни, религиозных верований и идолопоклонства, которое насчитывает наибольшее число последователей. Предпри­нимались неоднократные попытки к тому, чтобы приучить их вести оседлый образ жизни, но они настолько привыкли к бесконтрольному и бродячему образу жизни, что только из нужды их непрочного братства, которое позже стало переселяться в провинцию Сонгари в китайских владениях, их правители получили в настоящее время возможность заставить этот непостоянный народ обратиться к земледелию и жить оседло.

Этот народ наложил свой отпечаток и на те народы, с которыми он смешивался: на китайцев и русских, живущих за Байкалом.

Много лет назад калмыки открыли каменную соль в небольшом горном кряже в середине
степи и раскопали все холмы; привыкнув добывать этот необходимый продукт в этом месте, они назвали его Чапчапчи, что означает действие рубки топором. Кряж называется Арсаргал-Сбоогут, или соляные горы. Большое количество соли добывается около Маджар, по сосед­ству с рекой Кумой... Я осмотрел древний алтарь калмыков, называемый Дандар.

В степи, в направлении Заплавны, как мне сообщили, находится большая груда кирпича, на­зываемая русскими Мечетный Бугор, или Священный дом, по-калмыкски Темане Бальгазум, или Верблюжья башня.

По рассказам калмыков, в этой местности Джанибек-хан держал много кобыл, молоко ко­торых перевозилось в бурдюках из этой башни в его резиденцию.

В этой степи, за Манычем, мы остановились у родника, называемого Черкесские Копани, на расстоянии 370 верст от Царицына. 24 верстами далее находится речка Калаус. Расстояние от Царицына до старых Маджар около 531 версты.

...Во время моего пребывания в Астрахани я с удовольствием посещал купцов из Индии, проживавших в Индийском дворе. Эти мултаны, чья страна сейчас покорена Тимур Шахом
Афганским и чей язык обнаруживает величайшие аналогии с языком цыган, каждый вечер молятся на Волге перед изображениями их идолов.

В бытность мою в Астрахани я познакомился с Григорием Сафаров Шафразом, армянином, который продал мне прекрасный алмаз, находящийся сейчас на скипетре российского им­ператора...

Путешествие от Астрахани до Кавказской линии...

...Большое соляное озеро, которое русские называют Маджарским или Венгерским озером, находилось в 12 верстах от нашей дороги (из Астрахани в Кизляр. В. А.), в низкой и широкой долине, в которой берет свое начало Маныч. Название этого озера происходит из традиции горских племен, в основном от черкесов и татар, которые берут соль для приготовления пищи из этого места. Оно находится в конце низкой долины, окружено безводной степью, в которой нет ничего, кроме соляных озер, и имеет около 4 верст в длину, недалеко от Кумы, примерно в 22,5 верстах от нее. Отсюда каждое лето берется много соли, а также из двух маленьких озер, расположенных севернее; одно из них называется калмыками Барго-Дабассун, оно расположено недалеко от холма Барго. Эти озера обеспечивают калмыков и жителей Кавказской линии и их скот; вывоз соли не производится из-за протяженности водного пути к пунктам торговли.

... Река Кума достигает здесь в ширину 4 аршинов, но не затопляет долину, в которой легко можно обнаружить следы древних небольших каналов. Здесь уровень степи, насколько хватает глаз, выше соседних мест на 3 сажени. Эта значительная возвышенность начинается от деревни Терны и имеет крутой кряж, пересеченный небольшими лощинами. На этой возвышенности степи находится множество древних сводчатых могильников. Ниже деревни некогда стоял древний татарский храм, прямоугольной формы, построенный из кирпича, который, однако, в настоящее время полностью разрушен. Я заметил также, что известко­вый раствор был смешан с крупной угольной крошкой и белой негашеной известью, но это была пористая известь, а не такая компактная, как та, что я видел в Царевой Пади на берегу Ахтубы. Эти развалины называются Нижние Маджары, так же, как и деревня, находящаяся в этом месте.

Малые Маджары, или, как их сейчас называют, Кавказский Усвят это вторая деревня после Владимировки, находящейся на берегах Кумы в этой плодородной долине, которая еще 20 лет назад была пустыней. Малороссы и другие кочевые орды первыми основали здесь свои поселения... Деревня принадлежит княгине Вяземской... Основным занятием русских в этой местности является земледелие...

Представляется небезынтересным дать общий обзор колоний, размещенных на Кавказской линии, с 1781 года. Эти новые колонии были образованы в разрозненных деревнях, и колони-
сты были обязаны возводить небольшие укрепления, а в некоторых местах даже окружать свои дома рогатинами для обеспечения своей безопасности при нападениях горских орд. Однако эти деревни по ряду причин потеряли множество своих жителей...

На Куме расположены следующие деревни, начиная снизу и двигаясь к ее истокам:
Терны, или Терновка –1791 г., на левом берегу реки.
Владимировка –1786 г., 36 человек, на правом берегу, принадлежит генералу Савельеву.
Кавказский Усвят –1786 г., 852 чел., принадлежит княгине Вяземской.
Покойное –1786 г., 1013 чел., 361 жилище.
Большие Маджары –1786 г., 183 чел., бывшая немецкая колония, отделилась и в настоящее время находится на левом берегу реки.
Прасковья –1785 г., 938 чел., 584 дома, на правом берегу.
Привольное, или Маслов Кут –1785 г., 411 чел., 411 дом.
Нино, или Фроловский Кут –1786 г., 1233 чел., 579 домов; среди них находится около 150 цыган. (Название деревне дано П. Потемкиным в честь Нино, прекрасной дочери грузинского царя Ираклия.)
Новогригорьевка, или Федоровка –1781 г., 957чел, 810 домов.
Отказное –1786 г., 860чел., 302 дома, на правом берегу.
Слобода Александровская –1781 г., 448 чел., 448 домов, на правом берегу, состоит из уво­ленных в отставку солдат.
Деревня Александровка –1788 г., 180 чел., принадлежит графу Воронцову; находится на левом бе

регу реки, как и все последующие.
Новозаведенное –1785 г., 1176 чел., 622 дома.
Обильная - 1785 г., 1341 человек, 846 домов.
Малая Подгорная, Большая Подгорная - 1786 г., 835 человек, 654 дома.
Слобода Александрия - 1784 г., 835 человек, 654 дома.
Слобода Ивановка, или Крюкин Брод - 1791 г., 100 чел., принадлежит графу Чернышеву.

На берегах речки Бибала:
Благодарная - 1787 Г., 131 человек, 105 домов.
Белый ручей - 1787 Г., человек, 36 домов.
Медведица - 1785 г., 1123 человек, 767 домов.
Высоцкое - 1785 г., 905 человек, 605 домов.

На речке Тонгузлы:
Черный лес - 1789 г., 356 человек, 264 домов.
Новосельцы - 1785 г., 1205 человек, 789 домов.
Калиновка - 1785 г., 1517 человек, 999 домов.
Сабля - 1788 г., 194 человек, 166 домов.

Незлобный - 1786 г., 183 человек, 118 домов.
Екатериновка - 1776 г., 89 человек, принадлежит полковнику Ребиндеру.

На берегах Калауса:
Петровское - 1786 г., 136 человек, 96 домов.
Марьино - 1785 г., 999 человек, 630 домов.
Надежда - 1785 г., 1698 человек, 1168 домов.
Сергеевское - 1788 г., 263 человек, 244 домов.

На берегах реки Куры:

Курское - 1786 г., 261 человек, 164 дома.
Спасское - 1786 г., 257 человек, 87 домов.
Расставановка, принадлежит дворянину Расставанову.
Государственная - 1786 г., 607 человек, 312 домов.

На берегах рек Малка и Терек:
Александровка - 1784 г., 52человека, принадлежит графу Безбородко.
Павлодольское 1784 г., 206 человек, 138 домов (на Ераште).
Первородное - 1786 г., 38 человек, 38 домов (на Тереке).
Близкое - 1787 г., 61 человек, 93 домов (на Малке).
Прохладное - 1784 г., 545 человек, 308 домов.
Солдатская Малка - 1787 г., 274 человек, 248 домов.

На речке Гашла, впадающей в Егорлык:
Пелагиада - 1785 г., 1450 человек, 865 домов.
Михайловское - 1785 г., 1469 человек, 964 домов.
Донская Балка - 1786 г., 534 человек, 300 домов.

Господин де Радинг, директор Экономии в Астрахани, представил мне список, содержащий
количество посевных площадей и их продуктов в этих колониях в 1792 году. По этому списку, там было посеяно 15 000 русских четвертей ржи, 13 000 пшеницы, 8400 ячменя, 2300 проса, 14 950 овса и 284 гречихи. Урожай: 94 400 четвертей ржи, 86 400 пшеницы, 45 544 ячменя, 28 300 проса, 75 700 овса и 1200 гречихи. Сюда следует прибавить 306 четвертей гороха, которые дали 1533 четверти, 790 четвертей конопли, которые дали 3140 четвертей, и 757 четвертей льна, которые дали 2160 четвертей.

...[После выезда из Привольной] мы проехали 3,5 версты по долине, богатой лесом и вино­градником, затем пересекли несколько водных каналов, могильных курганов и вступили в степь между Бибалой и Кумой. Здесь имеются остатки древних татарских строений, заметных с первого взгляда и известных под названием Большие или Верхние Маджары. В 1780 году эти строения, частью целые, частью разрушенные, насчитывали 32 постройки. Мы обнаружили, что шесть сооружений подобны башням, которые мы видели здесь раньше. С тех пор в окрест­ностях были построены деревни и форты, для возведения которых отсюда был перевезен прекрасный кирпич. Весьма вероятно, что, судя по остаткам, прежде они были построены в ряд; предположительно, это были улицы большого города. Но при более тщательном изучении оказалось, что это место было известным кладбищем, принадлежащим выдаю­щимся личностям. Подобные следы можно обнаружить по всей Куме во всех направлениях по обоим берегам реки, особенно на правой или южной стороне, где много надмогильных холмов. Это доказывает пристрастие древних кочевых племен к этой местности, и даже в настоящее время калмыки ежегодно пригоняют сюда скот для зимней пастьбы.

Строения, сохранившиеся в целости, являются только надгробными мечетями мусульман­ской нации, возможно, татарского происхождения. И если бы мы были вынуждены судить только по традиционному названию Маджар, данному этому месту, то мы сочли бы, что это резиденция венгров или куман. Это предположение можно отнести ко всем руинам кирпич­ных зданий, расположенных на высоких горах около Большого Джинджика, называемого черкесами Маджар Уна или дом Маджар. У нас нет оснований верить, что это связано с этим предполагаемым городом, будто его жители были изгнаны отсюда великим множеством огромных тарантулов, от которых, по традиции, происходит название речки Бивалла. По-татарски «Би» означает «тарантул», а «валла» «плохой» или «дурной». Я никогда не считал эту страну родиной названных насекомых; более того, несмотря на все старания, я не смог обнаружить здесь даже обыкновенного тарантула.

Четыре часовни или мавзолея расположены по линии восток-запад на возвышенной степи. Там есть три основных ряда, поза­ди могильников, могильных камней и других остатков, которые лежат рассеянные повсюду без какого-либо порядка.

Здание, расположенное в 200 саженях от берега Кумы и 250 от Биваллы, покрыто вьющимся виноградником и отличается от остальных трех архитектурой, размерами и формой купола. Это строение находится в стадии разрушения, так же, как и его восточный фронтон и восточная сторона его купола; стены его цементированы глиной вместо извести, которая использована только в фундаменте, и скоро, вероятно, станет грудой развалин. Здание имеет в длину 36 английских футов и в ширину 25. На его восточной стороне находится куча мусора и основание, вероятно, башни или Мисгера, на одной линии с портиком, который на всех этих строениях обращен к югу. Taкoe же основание в 16 квадратных футов находится посередине между этим и другим строением, которое имеет35 футовв длину и 25 в ширину. Оно отстоит от первого на 57 шагов и имеет круглый купол форма, принятая обычно у татар в архитектуре надгробных часовен. Это строение имеет вместо окон отверстия в восточной и западной стенах, но нет ни одного на северной стороне. Последняя описанная часовня расположена близко к предыдущей и ориентирована парал­лельно ей. На расстоянии 18 шагов от этого строения, которое сохранилось полностью, хотя стены его скреплены только глиной, мы обнаружили фундамент в 15 квадратных футов; в 10 шагах далее в этом же направлении был другой фундамент длиной в 36 и шириной в26 футов. За ними, примерно в 92 шагах к
северу и несколько отклоняясь от прямой линии, мы обнаружили развалины конического строения, имевшего 61 шаг в окружности.

В пятом ряду этих построек на расстоянии около 100 шагов находятся два совершенно целых здания, построенных подобно зданиям второго ряда. Стены самой восточной по­стройки скреплены известью и более совершенны по форме, чем другие; оно имеет26 футовв длину и 24 в ширину, с выступающим перистилем высотой в8 футов, и орнаментировано на каждой стороне окта­гональными колоннами. Второе строение в этом ряду отстоит от первого на 75 шагов; оно имеет28 футовво всех измерениях, с вестибюлем в8 футоввысотой, украшенным двумя октагональными колоннами позади перистиля и имеет в задней части26 футовширины. В просторном входе с южной стороны все они имеют придел с каждой стороны со сводчатой нишей и низкий вход в нее. С трех сторон и в четырех углах они имеют сводчатые плоские ниши, поддерживающие купол и имеющие форму восьмиугольника. В восточной и северной нишах я заметил небольшие отверстия, заменяющие окна; земля была вынута во всех нишах искателями кладов. Своды этих сооружений, возведенных из кирпича и глины, начали уже разрушаться, так что через несколько лет от них останутся только развалины...

На равнине, между зданиями и руинами, мы также видели несколько выкопанных надмо­гильных камней высотой от 6 до8 футов, угловатой формы. Они были высечены из смеси известняка и песчаника, подобно основаниям могил греков и евреев, и располагались гори­зонтально, без надписей. К югу находится множество рассеянных надмогильных курганов очень больших размеров; они находятся на расстоянии нескольких верст от вышеописанных, напротив деревни Прасковья за Кумой. Эти памятники находятся недалеко от прежнего места немецких колонистов, но сейчас там не видно ни одного строения, за исключением позднее выстроенных редутов, которые сейчас заброшены.

Почва в окрестностях Маджар богата селитрой.

Из Маджар мы впервые могли рассмотреть снежные вершины Кавказа. В течение всего дня нашего путешествия они виднелись на большом расстоянии от нас, производя величественное впечатление. Кроме высочайшего и колоссального Эльбруса, возвышающегося над другими вершинами и окруженного цепью гор со стороны его западной оконечности, видны были четыре главных группы снежных гор, обращающих на себя внимание своими неодинаковыми вершинами. Я не знаю, какой народ дал название горе Эльбрус. Черкесы называют ее Ошха-махуа, или Гора счастья, а абхазы Орси Ипгуб. Они считают ее резиденцией царя дьяволов, которого они называют Джин-Падишах. Вследствие превратностей несчастной для них войны эта гора стала убежищем этого народа.

Около Маслова Кута прежде стояла татарская церковь с кладбищем, от которой остались только следы. У меня есть ее план, составленный 10 лет назад проживающим ныне в Астра­
хани архитектором г-ном Дигби. Замечателен склеп на этом кладбище; его конструкция и твердость вызвали восхищение этого господина. Я взял у него гравюру этого плана, потому что склеп совершенно схож с теми, которые находятся на Ахтубе; их я описал выше.

Вечером того же дня мы переправились через Куму, которую черкесы называют Гум-Иш, и пройдя пять верст, прибыли в Георгиевск, который является сейчас резиденцией кавказской администрации. Я имел удовольствие познакомиться с генералом от инфантерии Иваном
Васильевичем Гудовичем, человеком с большим военным талантом, большими знаниями, вежливым, который выразил мне сожаление по поводу того, что я прибыл в этот замеча­тельный край в конце года. Здесь, хотя я имел возможность только бросить беглый взгляд на границы Кавказа, я получил много ценной информации по топографии, минералогии и ботанике, помимо того, что получил исследование столь проницательного наблюдателя, каким является профессор Гюльденштедт.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...