Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 15 страница




КУМЫЦКАЯ, ИЛИ ЧЕЧЕНСКАЯ ЗЕМЛЯ

Занимает юго-западное пространство, граничит к западу с Сунжей, с Малой Кабардой, к северу с Тереком, и тянется до Кизляра, с востока с Дагестаном, с юга с Кавказскими горами.

Она проименована по татарскому слову кум, то есть песок, ибо многие местности песчаные; есть много плодородной земли.
Главные реки здесь: Ендери, Асаи, Мартан, Гик или Еох, Рахнар, Алда, Аргунка, Дишалка, или Даплик, Карасу, Хунчамес, Мушак, Харкалан. Между ними находятся деревни и жилища князей и дворян трех народов: чеченцы, карабулаки, атахизы. К ним можно прибавить и четвертый народ тавлинцев.

Чеченцы имеют над собой особого хана из поколения Али-Солтана.

Карабулаки состоят под княжеской фамилией Алдамир и под кабардинским князем Девлет-Гиреем, который живет в Гребенчуке. Местом впадения Сунжи в Терек владеет князь Такмазов и его братья.

Атихизы и мичкизы принадлежат княжеской фамилии Каплан. По ту сторону Аксая лежат земли княжеских фамилий Алима и Темиргамзии, которые, как и тавлинцы, больше в союзе с дагестанцами, чем с кабадинцами, и признают над собой персидское начальство. Впрочем, это народ грубый и склонный к грабежу. Это кочевые народы, которые больше 23 лет не живут на одном месте...

В обеих Кабардах каждый князь имеет при своем жилище мечеть и содержит муллу с 12 причетниками. Если у князя много разбросанных деревень, то у него и мечетей больше. Муллу обычно призывают из ближайшей турецкой провинции. Он не только отправляет всякую службу и церемонии, как чтение и толкование Алкорана, обрезание, погребение и т. д., но и содержит школу для детей знатных фамилий, где учит их читать и писать по-арабски и по-турецки. Он обычно избирает себе одного из способных учеников в помощники при школе и Божьей службе, который у него живет, им воспитывается и назначается к будуще­му отправлению его должности, и который всегда освобождает свое отечество от труда и иждивения употребляемого на вызов муллы из Турции. Bпрочем, он состоит в отменной знатности у народа и во всех судебных делах бывает судьей вместе со старшинами. Князь, получая десятину, отдает мулле сотую часть своих доходов. Сверх того мулла получает от народа доход за обрезание, венчание, погребение и т. д., следовательно, живет богато.

По правилам ислама, многоженство допускается, но кабардинцы не пользуются этим; если кто хочет иметь наложницу, тот должен содержать ее тайно, особенно от жены.

Жена не только смотрит за домашними делами, но и управляет всеми служанками, а в от­сутствие мужа и всем хозяйством, рабами и надзирателями, и потому могла бы и удалить свою соперницу.

От крепких напитков, вина и водки, свинины и других нечистых яств воздерживаться, в определенные часы молиться и т. д. соблюдают у них все.

Каждый уезд подсуден князю или своему владельцу, который с приглашением старшин и муллы 12 раза в неделю производит суд, и все поступающие дела и жалобы по-турецки, то
есть без строгого разбора тотчас решит, заставляя виновного удовольствовать обиженного; смотря по преступлению, приговаривает к телесному наказанию, и за смертоубийство по­велевает тут же удавить или голову отрубить.

За малые преступления наказывают осуждением в тяжкую работу, за воровство двойным платежом, а если похититель не в состоянии заплатить, то его передают в неволю тому, у кого он украл, на то время, пока ущерб не будет возмещен вдвое. За блуд виновный берет опозоренную к себе без всяких отговорок, и кормит ее до самой смерти. Незаконно при­житые дети считаются законными. Прелюбодейница лишается права и почета хозяйки и ее содержат как невольницу.

Всеобщие земские дела обеих Кабард решаются в публичном собрании и на совете у одного или другого князя. Если созыв на войну, то каждый должен поставить определенное число своих вооруженных подданных, и притом конных. Большая и Малая Кабарда могут выставить 30 40 тыс. человек, которые, имея только саблю, дробовик и ружье, но быстрых и надежных лошадей, составляют отважный татарский корпус, и по их суровому обычаю берут с собой немного провианта, сверх того войлок, одеяло в ночи и плащ днем.

Богатство князей состоит не только в деньгах, но и в хлебе, обозах, меде, воске, скоте. Многие русские и персидские скупщики покупают у них много скота и других вещей на наличные деньги или выменивает на всякие другие товары. Поэтому у них есть русская, турецкая и персидская золотая и серебряная монета. Медные деньги у них неизвестны.

Некоторые князья имеют по 34 тыс. домов и подданных, не считая женского пола; от каждого они получают десятину, 2 барана, быка, 2 теленка, лошадь, отсюда можно судить о его дохо­дах. Получает он еще рыбу и диких зверей, с оружейных, холщовых, войлочных, кожевенных и других фабрик, заведенных в его земле; также с конских заводов. Поэтов их князья живут роскошно и великолепно. При княжеском доме находится много слуг, рабов и рабынь.

Мед не хуже литовского, пиво не хуже английского. Делают водку из разных плодов, под­цвечивают ее соками. Обычно в пищу употребляют турецкий пилов или вареное сарачинское пшено, отборную говядину, телятину, баранину и ягнят, птиц (кур, индеек, гусей, трапов, фазанов, лебедей), кабанов. Во время пира ставят на стол восковые свечи, очень толстые, толщиной в руку.

Простые кабардинцы, среди которых есть и купцы, продают свои товары русским купцам в Астрахани и Кизляре, иногда в Персии, живут земледелием и скотоводством. Имеют многих ремесленников и некоторые фабрики войлочные, сукновальные и другие. Белый войлок идет на кибитки, толстое белое сукно для простого народа; шерсть ткут во всех деревнях. Холст ткут женщины, и каждая мать делает чулки, башмаки и прочую одежду для своих детей. Их одежда почти такая же, как у поляков, и больше сходна с украинским платьем, а именно: они носят широкие сверху, а от колен до лодыжки узкие штаны, сверх которых простираются сафьяновые сапоги до икр.

Они надевают полукафтанье с узкими рукавами, подпоясываются кушаком, а еще сверху кафтан с широкими разрезными рукавами. Знатные носят такое платье по большей части из персидского шелка, так же нередко штофное и парчовое.

Голова, на которой волосы до половины лба вокруг подстрижены, покрыта стеганой шап­кой, а шея голая.

У них много искусных мастеров по изготовлению вороненого огнестрельного оружия, сабель,
кинжалов, ножей и других вещей с серебряной и золотой насечкой, притом по турецкому и персидскому вкусу. Исправляют также слесарную и кузнечную работу. Сталь покупают у русских купцов, железо тоже, так как у себя добывают мало. Делают много пороха с помощью ручных мельниц. Селитру покупают из Астраханской губернии, серу у себя.

Мельницы и другая техника мало известна, так же, как рисование, скульптура, архитектура. Доски тешут топором. Мельницы для молония зерна построили им русские. В остальном пользуются ручными мельницами.

Из огромного числа шкур употребляют очень немногие, выделывают превосходные овчи­ны, лисьи, волчьи, рысьи меха, сафьян на обувь и на седла. Много кож продают русским. Из всех мехов наиболее почитаемые белые, серые и черные курчавые мерлушки, которые употребляются на шапки и опушки, подкладывают под платье и делают обшлаги. Снимают эти мерлушки с новорожденных ягнят.

Экспортная торговля кабардинцев невыделанные шкуры, меха, мерлушки, овчина, мех куницы, воск, мед, говяжье и баранье сало, масло, пенька, лен, зерно (особенно пшеница), белый и черный войлок, толстое белое сукно, шафран и сафлор для крашения.

Импорт олово, свинец, железо, сталь, красная и желтая медь, металлическая посуда, нитки, полотно, сибирский соболь, другие меха, английское и голландское сукно, серебряная и золотая канитель для вышивания, такая же проволока для насечки, зеркала, хрусталь, иглы, московская столярная работа, табак, сарачинское пшено, сахар, специи (для знатных, простой же народ пользуется шафраном и другими дикорастущими травами), российские сапоги, ту­рецкие и персидские камлоты, парча, штоф, шелк и прочее. Необходимо отметить в конце, что торг пригожими кабардинскими девками это басня, ибо у мусульман можно торговать только невольниками, а мусульманин не может быть невольником. Возможно, некоторые красотки были похищены, названы христианками и проданы в сераль.

ИОГАНН ПЕТЕР ФАЛЬК

ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВИЯ АКАДЕМИКА ФАЛЬКА

Иоганн Петер Фальк (1725—1774) родился в Швеции. В 1768 году Академия наук предложила ему совершить путешествие по России. Путешествие продолжалось около 6 лет. На Северном Кавказе Фальк побывал в 1773 году. Его слабое здоровье во время путешествий было подорвано окончательно, и, не выдержав страданий, он в 1774 году, находясь в Казани, застрелился.
---------------------------

СТРАНА ПРИ ТЕРЕКЕ

Что я буду говорить о стране при Тереке, то сообщаю я частью из моих собственных наблюдений и некоторых примечаний, учиненных во время пребывания моего у теплиц, частью же из собранных достоверных известий. Ученый и неутомимый профессор Гюльденштедт, объехавший страны Кавказа, сообщит подробнейшие и основательнейшие известия о Тереке, мною же собранные примечания могут служить дополнением к познанию сей страны.
Калмыки называют Терек Тер-гол, то есть Гол-река. Оная река выходит из Кавказских гор и течет до соединения с рекой Малкой. Слева принимает она в себя только малые ручьи, а справа, у Щедриной, большую и быструю реку Сунжу, которую татары называют Сумышем, в горах славную по чистой воде реку Аргун, при которой живут чеченцы.
На горном хребте при устье Сунжи у Барагуна имеются Петровские теплицы, а на другом берегу у Черноланой станицы - теплицы Екатерининские, каковых есть еще много в некотором расстоянии от Терека. Левый берег населен только на Тереке, но и то немного. На правом берегу в большем или меньшем расстоянии находятся деревни горских татар. На левой, или российской, стороне вся Куманская степь необитаема. Селения на левом берегу, кроме двух небольших деревень, суть все укрепленные станицы, в которых в 1773 году считалось: гребенских служащих казаков - 500 человек, семейных - 450, волжских - 507. Каждого казака семейство можно считать состоящим из 4 душ; некоторые холосты.
У Черноланой станицы на правом берегу реки, но в 10 верстах от оного на горном хребте находятся Екатерининские теплицы, на горе небольшие окопы, а при подошве оной при теплицах татарская деревня Девлет-Гирей-аул. Владетель ее Девлет-Гирей, находившийся под покровительством России, убит татарами и вместо его малолетнего сына управлял деревней староста их Хаджи Элбузда. Деревня велика, имеет много скота, но земледелием занимается очень мало.
Щедрина, или Щедринская, станица, как и все прочие на Тереке, походит на Черноланую и имеет одну только церковь. В ней живут 150 гребенских казаков. Кроме казаков живут здесь разные российские, татарские и армянские купцы, которые сию станицу из прочих сделали первой.
В стороне от Щедриной впадает в Терек справа река Сунжа. В двух верстах выше ее устья стоит татарская деревня Барагун, или, как говорят россияне, Брагун, на левом ее берегу. Деревня большая и открытая, дома частью каменные, из необожженных кирпичей, частью мазанки. Сия деревня принадлежит трем мурзам, или князьям, - Аруламбею, Кудениту и Кучлуку, находящимся под покровительством России. Их жилища гораздо лучше прочих, а особенно небольшая пристройка (конак уи), в которой они летом принимают гостей, дав о сем знать наперед посредством вывешенных на шест оленьих рогов. Поселяне суть хорошие сельские хозяева, имеют большое скотоводство, особенно хороших лошадей, сеют на полях столько, сколько для них потребно; есть также у них хорошие сады, в которых растут дыни, арбузы и другие овощи. Они разводят также и хлопчатую бумагу. В самой деревне живут, по причине торга, 10-12 армян, кои содержат виноградные сады.
Барагунские татары богаты. Кладбища их наполнены надгробными камнями с именами усопших, арабскими нравоучениями из Алкорана и высеченными изображениями луков и стрел.
В пяти верстах от деревни находятся славные Петровские теплицы...
В 1773 году (в Кизляре) пуд ржаной муки стоил 40 копеек, муки пшеничной - 60 и 70 копеек, 1 фунт говядины - 2 копейки, баранина - 2,5 копейки,... 1 фунт чеченского табаку - 10-15 копеек...
Чеченцы сеют много чечевицы, называемой у них нохут...
Теперь я сообщу известия, полученные мною о развалинах и останках прежних жителей Терекской страны и подошвы Северного Кавказа.
При Щедрине, а особенно у устья Сунжи, у Барагуна и Новогладской станицы и в других местах близ берегов видно много небольших курганов. За Щедриной, в сторону от Терека, у озера Карчега виден еще высокий вал большой четырехугольной площади с четырьмя прорезями, или воротами. Россияне называют сие место городищем, то есть бывший город, а татары - Шихум-кала...
Большая деревня Эндери, или, как ее называют россияне, Андреева, при речке Акташе, состоит из двух отделений, из коих одно называется Туменом. Мне кажется, что оный есть тот самый Тюмень, который в Миллеровом собрании Российской истории назван Терки. Может быть, в том месте, где находится нынешний Тумен, бьи прежде старый Тумен; в противном случае мог бы оный, по образу татар, быть перемещаем один или несколько раз и удержать свое название. Барагун стоит уже на пятом месте, но все еще называется Барагун...

ИОГАНН ГОТЛИБ ГЕОРГИ

ОПИСАНИЕ ВСЕХ ОБИТАЮЩИХ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ НАРОДОВ, ИХ ЖИТЕЙСКИХ ОБРЯДОВ, ОБЫКНОВЕНИЙ, ОДЕЖД, ЖИЛИЩ, УПРАЖНЕНИЙ, ЗАБАВ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И ДРУГИХ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ

Профессор Иоганн Готлиб Георги (1729–1802) - член Российской, Королевской прусской, Римско-императорской и ряда других академий наук. Путешествовал по Сибири и Кавказу с академиками Палласом и Фальком. При написании своей книги пользовался сочинениями Миллера, Гмелина, Крашенинникова, Палласа, Фишера, других ученых. Его книга была издана в Санкт-Петербурге в 1766 году на немецком языке, а в 1799 году - на русском языке.
----------------------------------

НОГАЙСКИЕ ОРДЫ

Ногайцы издревле уже славны под этим именем потому, что их орда была всегда наизнатнейшая, и не только меньше всех других орд потерпела разорение, но и утвердились в местах своего пребывания, каковыми с ХIII столетия были степи в северной стороне Каспийского моря, Кавказских гор и Черного моря, также с северо-западного и западного его берега, равно около нижней Волги, Терека, Кумы, Меотического моря, около Дона, на полуострове Крым, около Днепра и Днестра, даже до Дуная и за оным. Они состоят из многих больших и малых орд, из которых некоторые в обширных своих степях переменили пребывание, а совокупно с оным и свое имя, взятое ими прежде от наименований рек, вод, начальников и прочего.

Подверженные России ногайские орды весьма многочисленны. Твердо следуя древним отеческим преданиям и не весьма тесно смешиваясь и соединяясь с прочими татарами сохранили они между собою и по сие время великую очевидную сходственность, несмотря на различие обитаемых ими мест и образа жизни. Мужчины между ними по большей части среднего роста, лицом калмыковаты, имеют небольшие глаза, малый рот, большие уши, черные волосы, малый и плоский нос. Нравами своими многие орды между собой различны, но по большей части ласковы, чистосердечны, важны, странноприимны, однакож между тем несколько дики, неопрятны, склонны к грабежу и невежды. Все говорят татарским или туркоманским языком, но различны между собой наречиями, в которые примешивают многие слова арабские, мунгальские и прочие. Многие сего народа орды друг друга почти не пони­мают. В рассуждении же прочих познаний отличаются они друг от друга еще больше.

Последуют магометанскому закону суннитского толкования. Астраханские же несколько просвещеннее, имеют у себя 15 мечетей, изрядные школы и между духовенства одного своего первосвященника, которого они называют не Агуном, но Касыем, который по новому учреждению подвержен муфтию.

Прочие же ногайцы почти все вообще невежды и между обрядами своей веры мешают очень много языческих суеверий.

В разсуждении образа жизни они отчасти обитают кочевьями в кибитках, а отчасти живут домами, из коих некоторое число составляет деревню, а несколько деревень составляют род волости, что по-татарски называется «табун». Большею же частию не имеют они у себя непременного жилища. И бродящие называют также малые разделения своих орд аулом и табуном.

У всех есть очень много дворян или мурз, из коих знатнейшие именуются князьками и имеют несколько мурз под собою. Народ подвержен дворянству и князькам, должен ходить на войну, давать десятину и быть во всем им послушным.

Жилища обитающих в одном месте ногайцев состоят из плетня, кольев и сплетенных из ка­мыша рогож, которые они обкладывают глиной. Деревни их без всякого укрепления, юрты или кибитки подобны во всем башкирским, и состоят из частокола или плетня с оставленным наверху отверстием для прохода дыма и для света, и покрыты войлоками или рогожами.

Домашний скарб ногайцев очень скуден и состоит в деревянных котлах и кожаных сосудах, в выделанных для наливания жидкостей тыквах, двухколесных телегах, войлочных покрывалах, топорах и в небольшом числе подобных надобностей.

Одеяние у мужчин и женщин почти такое же, как и у казанских, только с некоторою между собой разностью вида и украшений.

Как у живущих на одном месте, так и у кочующих ногайцев скотоводство почитается главней­шим богатством, и по числу скота делается вывод об их имуществе, однакож с калмыками и киргизцами не могут они в том равняться. У которого мурзы есть около 1000 лошадей, 500 рогатого скота, 200 овец, 200 коз и с небольшим 20 верблюдов, тот называется у них пре­богатым. В сем народе вообще весьма редки такие люди, у которых было бы до 1000 скота упомянутых родов; у многих бывает только до 200, а у иных и того меньше. Скот их невелик, но в рассуждении хорошей паствы и умеренного климата красив и бодр. Для ногайцев и то весьма выгодно, что могут они его удобно продавать. Живущие на одном месте имеют у себя небольшое хлебопашество, сеют просо, ячмень, пшеницу, изредка лен и коноплю, некоторые огородные растения и табак, а некоторые и сорочинское пшено. Между тем ходят все на звериную охоту вместо забавы, но в рыбной ловле не упражняются. Пищу свою получают от скотоводства и некоторых полевых и огородных произрастаний. Едят мясо, молоко, сыр, масло, плов, соломату, разные дикие и огородные растения, хлеба же и рыбы употребляют очень мало, и почти никогда. Живущие неподвижно по состоянию своему и богатству не­сколько опрятны, но прочие всегда запачканы и скверны. Лучшее их питье состоит в воде, молоке и в мясном наваре. У кого нет скота и хлебопашества, те имеют между своею братией пропитание от сапожного, кожевенного и других подобных простых рукоделий, а большая часть старается пособить недостаткам своим похищением скота у соседей. В oбычае есть у них также и то, что зажиточные люди покупают своим четырехлетним сыновьям невест, на которых их через несколько лет и женят. В брачном торжестве принимают участие ново­брачные только в первый день свадьбы, но на другой день оставляются они в своей юрте, куда им приносят пищу.

Поскольку все истечения из мертвого тела почитаются у них нечистыми и могущими осквер­нить живого человека, то затыкают они у мертвецов все отверстия хлопчатой бумагой.

Терекские ногайские татары составляют небольшую орду в 6000 дымов. Кочуют по правой сторо­не Терека в урочищах покоренных Россией кумыкских князьков, которым платят дань и подать. Многие состоят под собственными своими князьками. Поелику нередко переходят они через Терек для похищения скота и людей, то для сей самой причины берутся с них аманаты.


КАВКАЗСКИЕ НАРОДЫ

Кавказские, или те самые горы, которые занимают пространство между Черным и Каспийским морями, с запада склоняются на восток, в южной стороне к Персии, а на севере к России, получили при странствовании народов, к коим подали повод татары, по причине крепкого и привольного своего состояния такое множество разбежавшихся от страха своих жителей, и столько селений победителей, что едва ли сыщется в другой какой столь малой части земли толикое различие народов и языков. Тут есть потомки греков, генуэзцев, владевших при Черном море около XIII века, персиян и иных народов. Победоносные татары как будто бы поглотили сии остатки народов и мало-помалу подчинили их своему житию, нравам и вере. А как они с ними так, как и сами между собою через женитьбы перемешались, а потому и языки свои перепутали и перепортили, то тем труднее ныне догадаться, какого кто из них племени, а особенно потому, что они сами пребывают в превеликом невежестве в разсуждении бывших с ними происшествий и редко кто на своем языке писать умеет. Сии народные общества не только соблюли отчуждение свое от прочих племен, но и еще больше, как кажется, через отделения размножились. Всех их, кроме грузинцев, называют с давнего уже времени, по сходству житейских обрядов и по приметному смешению с татарами татарским именем, а для отличия от прочих татар проименованы они горскими татарами, или тавлинцами, то есть горскими людьми, которым названием именуют черкесов, оссетов и прочих горных народов, имеющих в Кизляре, Тереке и по Линии свою торговлю. Поелику многие кавказцы также татары, то в рассуждении горских татар намерен я описать их здесь несколько пространнее, потому что многие из них по происхождению своему относятся и к другим народам.

Грузия с принадлежащими к ней областями занимает по географическому разделению большую половину южной, а северную часть к западу и востоку составляют кубанцы, черкесы, кабардинцы и прочие татары; восточную же нагорную часть у Каспийского моря занимают Лезгистан и Дагестан; восточная часть у Черного моря принадлежит к Кубани, а южная к Грузии.


БАЗИАНЕ

Земля, называемая грузинцами Базианией, лежит в высоких горах около Малки, Терека и Аргунов, и граничит с востока с Осетией, к югу с Имеретией, к западу с Абхазией, а к северу с черкесами. Уезды их: Базианский, Бизинцской, Хуленской, Чеченской, Коралчизетской и Боксанский. Обитатели сих уездов называются грузинцами базианами, а черкесами чехами. Происходят от татарских поколений и говорят татарским языком по ногайскому наречию. Прежде были они подвержены грузинским царям и держались веры греческого исповедания, хаживали к развалинам старинных церквей, по воскресеньям ничего не работали, а некоторые праздники отправляют и поныне. Теперь народ не имеет никакой веры; некоторые из знат­нейших последуют мухаметанскому закону, но не имеют ни мечети, ни священнослужителей. Обитатели Чехемского уезда, называемые обычно чехами, почитаются выходцами из Богемии, но по исследованию Сарептского братского общества и академика Гюльденштедта выходит тому противное, ибо в том случае не переменили бы они свой древний словенский язык на татарский. Базиане весьма многолюдны и находятся теперь в союзе с Грузией и Россией; некоторые уезды состоят под управлением кабардинских князьков, которые берут от них в подать с каждого семейства по одной овце. Живут они наподобие прочих кавказцев от скотоводства и небольшого земледелия, но весьма небогаты. Собственные свои продукты: толстый холст, войлоки и прочее меняют они на хлопчатую бумагу, холст, соль и прочие мелочные товары, которые получают от кабардинцев.

ЧЕРКЕСЫ

Сами себя и землю свою они называют Адиги, россияне же и грузины, так же, как и татары, называют их черкесами, или черкессианами, а землю их Черкасией. Германцы именуют их
черкасами. Сами по себе составляют они многочисленный на­род, могущий поставить на войну около 20 000 конников.

Черкесия лежит к северной стороне Кавказа и занимает лощины около вершин тех гор от Черного моря и по Кубани до устьев Терека. Прежде и острова на устьях Кубани принад­лежали черкесам, отчего и называли себя адыгами, то есть островитянами. Черкесская земля заключает в себе Кубань, Куму и Терек; граничит к востоку с татарскими уездами, к югу с Абхазией и Осетией, к западу прилегла к морю, а к северу имеет у себя российские границы. Разделяется на следующие уезды: 1) Большая (западная), 2) Малая (восточная) Кабарда, которые разделяются друг от друга течением Терека; жители обоих сих уездов называются кабардинцами, 3) уезд Бесленской, 4) Темургайской, 5) Менчехской, 6) Адимоской, лежащие
все по истокам Кубани. Климат у них умеренный, земля плодоносная, скотоводство изобильное, а притом в воде и дровах нет ни малейшего недостатка.

Черкесские татары росту полного, стройны, предприимчивы, честолюбивы, cтpaннoпpиимны (от: принимать странника, давать ему кров. В. А.) но при том весьма непостоянны и веро­ломны. В военном искусстве довольно смелы и сведущи, но употребляют его большей частью на отмщение своим соседям. Женщины их в разсуждении своей красоты, веселости и опрят­ности славятся почти перед всеми в мире. Лучшая их красота поставляется в рыжих волосах, почему многие из них красят нарочно свои волосы красной краской.

Язык их подобен татарскому. Грузинцы и царь Иван Васильевич ввели в Черкесии веру греческого исповедания, но теперь остались от нее одни только признаки старых обвалившихся церквей и сгнивших на кладбищах крестов. Народ не имеет у себя почти никакой веры, и самые магометане в законе своем нимало не сведущи, не имеют у себя ни мулл, ни мечетей, ни школ, и очень редкие читать и писать умеют.

Разделяются они на 3 рода людей: князей (беи), дворянство (мурзы) и подданных, или простой народ. Подданные у неко­торых владельцев отличаются от рабов некоторой разностью в податях и поборах. Прежде народ был подвержен грузинским царям и крымским ханам, из коих последним платили вместо подати шубы, мед, молодых юношей и девиц, которые принимались от них нарочно присланными к ним комиссарами. Наконец, свергли они с себя сие иго и составляют ныне некоторый род республиканского правительства, состоящего под начальством России, которой чинят они присягу и дают аманатов, но в прочем живут полной свободой по своим собственным законам и не платят никакой подати.

Князья их находятся большей частью между собой в войне, побежденные зависят от победи­телей. Впрочем народ сей смел, непостоянен, что для утверждения границы должна быть на ней непременно воинская сила и замечать их движения. Кабарда подвластна некоторым образом и Порте и состоит под управлением особого сераскира.

Черкесы не живут в городах, но большими деревнями; дома их построены из плетня и об­мазаны глиной, невелики и по большей части опрятны. И самые знатные между ними живут также очень дурными домами. Жилище свое переменяют они очень часто, и старые деревни переносят на новое место, оставляя прежние селения пустыми.

Главнейшие их доходы состоят в скотоводстве, а потом в земледелии и садоводстве. В их стадах главнейшая вещь овцы, которые у них простого рода и дают очень хорошую шерсть и волну, которую они продают частью неотделанной, а частью ткут из нее толстый холст и шерстяные материи. Обыкновеннейшая у них пища баранина; из овчины выходят очень хорошие тулупы. Лошадей держат не помногу, но хороших скакунов. Рогатого скота имеют больше; скот их невелик, но здоров, весел и крепок. Многие держат у себя коз, а некоторые свиней. Одни только богатые люди имеют верблюдов. Пчелы водятся у многих, и некоторые из них держат у себя большие пчельники.
На полях сеют большей частью просо; немногие заводят у себя яровую пшеницу и ячмень. Почти у всех есть табачные гряды. В садах их находятся в превеликом множестве арбузы, дыни и тыквы, но прочих плодов и огородных растений очень мало.

Стол их опрятнее и лучше, чем у многих других кавказцев, но впрочем одинакового с ними вкуса. Кроме молока и воды пьют вареную из проса брагу, мед, а богатые и вино.

Мужское их одеяние весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают. Шапки их кверху шире, нежели у опушки, которая бывает обычно из овчины, и верх украшают какой-нибудь вышивкой или шерстью. Нижнее платье суконное или шелковое, длиною немного ниже колена и подпоясано кушаком и сабельной портупеей. Широкие портки, сафьяновые сапоги; верхнее платье суконное или шуба. В полном наряде являются они вооруженные кинжалом, саблей, колчаном, луком, стрелами и огнестрельным оружием, и при том надевают на себя панцирь и выезжают на богато убранной лошади. Сверх всего накидывают они на себя войлочную епанчу так, что левая рука ею закрыта, а правая свободна. Народ сей весьма храбр и отважен.

Женская одежда разнится очень мало от одежды прочих кавказцев. Девицы их одеваются очень легко и весьма чисто и опрятно.

Продукты их состоят большей частью в скотских кожах, овчинах, шерсти, толстом сукне, войлочных епанчах, сале, меду, воске, просе и прочих некоторых мелочах. Россиянам, кавказцам, туркам и таврическим татарам променивают они свои продукты на сахар, вино и прочие потребные для одежды и домашнего хозяйства мелочи. У них почти весь торг производят жиды и армяне. Первые покупают у них пригожих девок для перепродажи в Константинополе.

К их обычаям относится также и то, что мужчина покупает для себя только одну жену, а не более, однако многие нанимают еще сверх того одну или двух побочных девиц на время.

Для мертвых они не копают глубоких могил, но накидывают на иных кучу земли или каменьев. Над знатными же насыпают холм или курган.


АВХАЗЫ, ИЛИ АБАЗЫ

Они называют себя абазами, а землю свою Абаза, грузинцы же именуют их авхазетами. Авхазия составляет часть Кубани, исключая часть, принадлежащую России, которая простирается от гор до Черного моря. Граничит с востока со сванетами, к югу с грузинами, к западу ограни­чивается Черным морем, а к северу прилегла к черкесам.

Раньше авгазы были подвластны особым князькам, зависевшим от грузинских царей, теперь зависят частью от Порты, а некоторые уезды принадлежат кавказским князьям. Настоящих
владетелей у себя почти не имеют, но избирают их из старших фамилий, однако и те имеют у них немного власти. В последнюю турецкую войну оказывали они против России неприятельские действия, но не имели в том никакого успеха и потеряли свой столичный город Анапу. По заключении же в 1789 году мира остались они при прежних своих обрядах и управлениях.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 284 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...