Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рикхия, 19 ноября 1994, утро



Зачем вам столько Ганеш?


Люди дарят их мне, а я придумываю им разные имена. У меня есть один Ганеша, которого я назвал Ганеша Рамани, потому то Рамани символизирует один из низших классов. На кухне находится Ганеша Айер, потому что мой Гуруджи был Айер. В моей спальне есть Ганеша Бхатачарья, а за спиной Ганеша Али. С тех пор, как Ганешаджи пришел сюда, наше питание улучшилось. Теперь восхитительная пища готовится здесь. Кое-кто из Дханбада привез целую повозку риса басмати, и многие месяцы мы все вместе ели его. Ганешаджи любит есть вкусную пищу, поэтому он кое-что изменил здесь для себя. Мы также едим пищу, предлагаемую ему, для нас она прасад. Сегодня из Италии привезли еще одного - танцующего Ганешу. Ганеша - это воплощение всеобщей мудрости. Картикея, другой сын господа Шивы, был вполне обычной личностью, но Ганеша – ученый. Ему нравится учиться, читать и писать. Он лично записывал Махабхарату со слов мудреца Вьясы.

Бхакти и любовь проявляются вместе?

Да, в суфизме любовь называется ишк, люди говорят: «Ишк хо гайа». Ишк бывает двух типов: ишк хакики и ишк мизази. Мирская любовь, сансарик прем, любовь к материальным объектам и привязанность к ним, называется ишк мизази. Любовь к настоящему, к Хагу, к Богу, называется ишк хакики и это и есть бхакти, настоящая любовь.

Мой разум никогда не пребывает в спокойствии. Даже если я пытаюсь расслабиться, мое сознание не успокаивается и не расслабляется. Что мне сделать для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?


Не пытайтесь. Если вы хотите, чтобы вода находилась в покое, вам придется налить ее в бокал. Если вы разольете воду на землю, она растечется в разных направлениях. Вода в реке всегда находится в движении. Вода в горшке находится в покое, но в реке она движется. Ваше сознание похоже на реку. Когда ваши эмоциональные отношения или же ваши чувства к кому-либо стабилизируются, то и ваш разум успокаивается. Когда эмоции и чувства нестабильны, сознание не может находиться в покое. Тулсидас очень хорошо проиллюстрировал метод стабилизации ума, чувств и то, как можно ощутить покой:

О глупый ум, слушай, что я говорю тебе.

Словно жулику, скрывающемуся от стоп господа Хари,

Тебе не достичь никаких удовольствий.

Почему ты не понял это сразу?

Скрываясь от взора и ума Господа,

Солнце и луна испытывают проблемы.

Они плутают по небесному своду,

День и ночь, много трудясь.

Опасаясь своего врага демона Раху.

Ганга – очень святая река,

И ее слава распространяется на все три мира,

Но из-за того, что она не находится рядом со стопами Бога,

Ее страдания не окончились и по сей день –

Она обречена течь по земле.

Препятствия не уйдут

Пока человек не будет помнить Раму.

Веды рассеяли все сомнения на этот счет.

Тулсидас говорит, оставляйте всё,

И становитесь слугами Рамы.

Когда умирает жена, ее муж думает о ней днем и ночью. Его ум становится стабильным, но неправильным образом. Словно воду налили в грязный стакан. Существуют позитивные методы сделать свой ум нацеленным на одно, например пение киртанов и бхаджанов. Но, несмотря на это, ум будет сконцентрирован ненадолго, так как все эти процессы, за исключением некоторых случаев, не могут длиться целый день. Ветер поднимется вновь, и будет дуть, пока пламя лампы не ослабнет.

Почему существуют печаль и горе?

Печаль существует, потому что человеку нравится находиться в таком состоянии. Ему это нравится, потому что в такие моменты ум становится однонаправленным, чего не происходит, когда человек радуется. Когда человек испытывает горе, его разум цепляется за подобное состояние. Несмотря на то, что человек желает счастья, ему нравится находиться в таком состоянии. Разум тянется к печали, потому что так он достигает пратьяхары, и чувства отдергиваются от других переживаний, но только не от ощущения печали. Чувство печали дает огромный толчок, которого не наблюдается, когда человек испытывает радость. Потрясение от смерти сильнее, чем муки при рождении. Горе – это интенсивный и очень сильный опыт. Счастье - это спокойный опыт. Ощущение горя - настолько сильное переживание, что оно немедленно подвергает человека своему влиянию. Разум погружается в печаль и не может испытывать больше никаких эмоций. Иногда, горестные переживания настолько поглощают человека, что он становится невротиком или сумасшедшим и не видит выхода из таких состояний. Это философское определение.

По данным психологии и медицинской науки, когда человек подвержен горю и определенные каналы мозга активированы, они выделяют особое вещество. Когда это вещество попадает в кровь, оно оказывает депрессивное воздействие, которое понижает нагрузку на сердце. Такого не происходит, когда человек счастлив. Счастье возбуждает, что повышает сердечную активность. Таким образом, несмотря на то, что человек желает счастья, ему нравиться быть погружённым в печаль.

Если в этом мире ничего не существует по настоящему, то почему тогда существует горе?

Вселенная реальна, но иллюзорна. Реальность и иллюзорность смешаны. Три гуны: саттва, раджас и тамас смешиваются и сливаются, создавая многочисленные виды проявлений. Вот почему говорить, что что-то существует, а что-то нет - неправильно. Всё существует в этом мире. Нельзя сказать, что чего-то не существует, потому что вы не ощущаете этого. Реальность и иллюзию следует рассматривать в этом ключе. Нельзя говорить, что что-то нереально.

Я не говорю сейчас на философском уровне, как мудрец или святой. Я говорю о том, что может быть применимо на базовом уровне. Существует счастье, но существует и горе. Человек желает счастья, а не горя. Даже животные желают счастья и комфорта. Когда мой пёс Боленатх замерзает, он заходит в помещение и спит внутри. Когда холодает, он ложится под мою кровать, и даже ему не хочется быть в печали. В веданте говорится, что каждый должен желать свободы от безграничного счастья и безграничного горя. Потому что они равноценны. Человеку известно из собственного опыта то, что печаль или горе привлекает и закрепляется в человеческом сознание сильнее, чем счастье. Вы знаете много о горе и страданиях общества, но даже садху и святые испытывают страдания. Зимой они остаются раздетыми, они погружают свои тела в холодные воды. Разве они не чувствуют боль и страдания? Летом они находятся на температуре 60 – 70 градусов по Цельсию. Разве они не страдают? Да, они испытывают боль, но они наслаждаются ей, потому что сами создают себе подобные ситуации. Человек сходит с пути для того, чтобы налагать на себя страдания.

Даже в ашраме моей мечтой было оставаться в уединении, снять с себя все одежды, покрыть свое тело пеплом и просить подаяния. Весь этот шик пятизвездочных отелей для меня ничего не значит. Когда мне приходилось останавливаться в пятизвездочных отелях, я обычно клал подстилку на пол и спал. Почему? Потому что состояние страдания обладает огромным эффектом на ум и эмоции. Если вы принимаете страдания, то они становятся реальны. Я думаю, что боль является реальностью, а счастье это всего лишь её тень. Печаль вполне реальна, но всё равно все желают счастья. Понимание страдания и обращение его в форму садханы ведёт к тому, что эти же самые страдания становятся источником счастья, и конечный результат совершенно удовлетворителен. Один святой сказал:

Пусть та радость идёт в ад,

Которая убирает Имя из сердца.

Благословлено то страдание,

Которое вынуждает нам помнить

Имя Бога каждую секунду.

Раньше я не мог выносить жару в летнее время. Если я отправлялся куда-либо с программой, я всегда просил организаторов позаботиться о вентиляторе. Я не мог работать без вентилятора, потому что в том месте, где я родился, температура никогда не поднималась выше 25 градусов Цельсия. Жара всегда раздражала меня. После обеда жара в Мунгере становилась невыносимой до такой степени, что пришлось даже установить кондиционер. После моего прибытия сюда, я начал выполнять панчагни, потому что это моя садхана. И не смотря на мою непереносимость жары, та жара, которую я ощущал в Мунгере, перестала беспокоить меня во время панчагни. Теперь жара Мунгера для меня не проблема, потому что теперь я могу чувствовать себя комфортно на жаре в 60-70 градусов по цельсию.

Нужно встретится со своим горем лицом к лицу, и после этой встречи оно превращается в радость. Если вы смиритесь со своей проблемой, то следом вас ждёт счастье. Тогда ни беда, ни смерть не будут иметь для вас никакого значения. Урду поэт сказал, что жизнь и смерть подобны смене одежды для души. Поиски радости подобны попыткам поймать свою собственную тень, что невозможно. Рама был инкарнацией Бога. Счастье было под его контролем. Он был Господом блаженства и царём радости. Почему же тогда он всё время не наслаждался сокровищами своего счастья? 12 лет он провел со своим гуру и спал на земле. После этого он провёл 14 лет в изгнании в джунглях, ступая по тернистым дорогам. Сложив вместе, получается, что он провел 26 лет в трудностях и страданиях. То, что случилось с ним потом, приятным не назовешь. Много ли радости он испытывал? Он был хозяином всех событий, он мог всё повернуть для своего блага. Почему он не повернул ход событий для собственного наслаждения? Если сам Господь не изменил своей жизненной ситуации, то почему мы можем менять нашу? Кабир очень хорошо ответил на этот вопрос:

Боль - это наказание телу,

Которая приходит ко всем

Мудрец принимает её стойко

Глупец с рыданиями.

Сказано, что ни один листок не может упасть с дерева без воли Бога. Как это следует понимать?

Вам надо увидеть эту идею в правильном свете. Он наивысший властитель. Например, центральное правительство принимает законы. Законы приняты, и нарушителями занимаются окружные суды. Разве центральное правительство выносит вердикт о повешении? Нет. Все разговоры о том, что даже лист не может упасть без воли Бога - это риторика, пустая болтовня. Это суждение говорит о том, что все события этого мира порождены волей Бога. Пока электростанция вырабатывает электроэнергию, в наших домах есть электричество. Без электростанции не будет электричества дома. Подобной метафорой можно описать Бога.

Майя Бога обладает двоичной природой. Одна – пара пракрити, а другая апара пракрити. С помощью этих пракрити Бог управляет мирозданием. Так же во вселенной или космосе существуют министерства и департаменты. Варуна – министр воды; Паван – министр воздуха. Подобным образом существуют разные силы под Его командованием, которым он передал часть своей власти.

В Рамаяне описывается случай, когда Господь Рама направил свой лук и стрелы на часть океана. Как отреагировал океан? Он сказал: «Господь, ты являешься тем, кто создал законы для мироздания. Но если ты нарушишь законы, которые создал сам, как они будут работать»? Таким образом, суждение о том, что даже лист не может упасть с дерева без воли Бога, нужно понимать правильно.

Правда ли, что по милости гуру может измениться жизнь человека?

Страус известен благодаря тому, что прячет голову в песок при опасности. Люди тоже делают нечто похожее. Многие люди живут иллюзиями! Они просят гуру о невозможном. Они приходят и говорят: «Свамиджи, пожалуйста, избавьте нас от горя и сделайте нашу жизнь счастливее». Что делает гуру? Гуру делает вид, что производит волшебный ритуал, и он работает как плацебо. И людям нравится это. Когда дитя плачет, мать кладет его на грудь для того, чтобы он перестал плакать, но она не кормит его.

Это Бог, кто наказывает или награждает нас за нашу карму?


Карма сама по себе производит результат. Карма является независимым объектом, созданным Богом. Как я говорил ранее, законы принимает центральное правительство в Дели, а исполняются они местными магистратурами. Похожим образом, кармические законы создал Бог, и они работают здесь.

Что вы можете сказать о суждении: «Что не подвластно закону, подвластно мудрецу»?


Это всего лишь суждение. Я не могу говорить за других. Часто у человека не бывает проблем, но ему кажется, что они у него есть. В этих случаях рассуждения на эту тему смогут помочь человеку прочистить ум, и тогда всё становится в порядке. Я не люблю разговаривать на эту тему, потому что лила Бога находится вне понимания. Разумеется, я могу говорить об этом на основе того, что написано в книгах, но лила Бога лежит за пределами познания. Кроме того, Он не позволяет кому-либо разгадывать причины его лилы. Он говорит: «Не пытайтесь разгадать эту загадку, созданную мной». Когда Начикета задавал вопросы Йамарадже, тот давал ему некоторые ответы, но уклонялся от прямых ответов на темы, затрагивающие истину. Эти темы навсегда останутся загадкой. Мудрецы и святые приходят для того, чтобы реализовать их.

Как мы можем уберечь нашу культуру от разрушения?

Одна религия, одна культура дает рождение другой. Цивилизация, которая существует сейчас, не будет существовать вечно. Закон природы не позволяет одной и той же культуре существовать вечно. Каждая культура имеет своего наследника, а то и двух. Я не принадлежу к низшей касте, я был рожден в семье высшей касты. Но потому что я санньяси, я не принадлежу ни к одной из каст, классу или политической партии. Мне положено говорить только правду. Брамины были умными, знающими истину одаренными людьми. Они играли ведущую роль в развитии цивилизации. Они написали Веды и шастры и управляли людьми.

Позже, они стали эгоистичны и дистанцировались от определенных народов, называя их неприкасаемыми. Они провозгласили, что даже тень неприкасаемого является нечистой. Господь Будда пытался исправить ситуацию, но у него не вышло. Кабир также предпринимал попытки, но и ему этого не удалось. Пытались решить этот вопрос и мусульмане, но и они потерпели поражение. Гандиджи уделял этому свое время, но даже и ему не под силу было сделать многого. Отделение от общества этих нижних классов было большой ошибкой, а теперь приходится пожинать горькие плоды.

Неприкасаемые ограничены в денежных средствах, образовании, имуществе, но не в самскарах. Эти люди обладают хорошими самскарами. Мне приходилось жить с ними в деревнях. Я до сих пор встречаюсь с ними, и даже с их женщинами и детьми. Они не являются низшими в плане самскар. Вполне возможно, что индийская культура существует благодаря им. Каким бы могущественным и образованным общество не оставалось, без крепкого института семьи оно рано или поздно разрушится.

Ожерелье, неважно насколько оно прекрасно, будь оно из золота или бриллиантов, все равно не будет единым, пока через него не продета нить. Похожим образом, семья может жить в единстве и гармонии, сохраняя лучшие самскары, но только если узы семьи сильны. Крепость семьи очень характерна для людей из низшего класса. Семейные узы в таких семьях крайне сильны. Они так же жертвует многим для семьи. Например, наш водитель мог получить хорошую работу в Дели с зарплатой в 5 тысяч рупий, но он не оставил свою семью, детей и родителей ради денег.

Это очень хорошая самскара: он пожертвовал деньгами ради единства семьи. Здесь он может зарабатывать только 700-800 рупий в месяц, а в Дели смог бы устроиться в хорошую компанию. Но если он отправится в Дели, жизнь его семьи будет разрушена. Даже если он возьмет с собой жену и детей, то родители все равно останутся тут. Я пытался отправить некоторых людей на заработки в другие регионы, но они всегда отказывались. Они соглашались работать только где-нибудь неподалеку.

Люди из низшего класса очень сознательно относятся к структуре своей семьи. Для сильной национальной идентификации необходима хорошо спланированная и организованная семейная структура. Как только начнется разрушение семьи, мы столкнемся с такой же ситуацией, которая преобладает в европейских странах. В течении 30-40 лет наша цивилизация закончится. Наше разрушение уже близко, поэтому мы должны избавиться от старых предрассудков.

Дхарма велит нам заботиться о младших братьях, которые слабы, увечены, слепы или являются инвалидами. Если один из ваших сыновей станет профессором, доктором или лектором, а другой сын окажется инвалидом, вы будете равно заботиться о них? О ком из них вы будете больше заботиться? Разумеется, о сыне с ограниченными возможностями. Важнейшей социальной обязанностью каждого из нас: брамина, кшатрия, вайшьи и даже аристократии – это помощь тем, кто находится за чертой бедности.

Каста - это реальность. Это физиологическое, биологическое и генетическое соответствие. Генетическое происхождение может называться кастой. Гены бывают разных типов. Мои генетические особенности отличны от ваших, у моего сына будут мои гены. Как можно говорить, что каст не существует? Касты существуют, так как существуют гены, и они объединяются. Я говорю об этом с научной точки зрения. Готра также является свойством генов, а гены это таттвы, элементы. При помощи готры и касты мы получаем генетическую идентификацию личности. Слово джати происходит от слова джнати и означает знание, через которое можно идентифицировать, метка личной идентификации.

Касты существуют – этого нельзя отрицать. Несколько лет назад одно исследование доказало, что некоторые люди живущие в России, генеалогически связаны с Индией. Они могли мигрировать туда несколько тысячелетий назад. Они жили и размножались там, но их группа оставалась прежней. Несмотря на это, я не поддерживаю кастовую систему или, наоборот, что кастовых различий не существует. Я хочу сказать, что каста (порода) играет важную роль в природе. Существует 45 разновидностей эвкалиптов. Сотни видов манго, пшеницы, риса. Один вид можно скрестить с другим для получения гибрида.

Так как мы можем сказать, что каст и различий между людьми не существует? В отсутствии различий не будет индивидуальности. Но наше общество подавляет непривилегированные касты и ограничивает их свободу. Если вам предложат бесплатного слугу, разве вы откажетесь от такого предложения? Зачем платить ему? Если вы зарабатываете от 2 до 3 тысяч рупий в месяц, вы могли бы платить ему 500-600 рупий в месяц. Но все равно вы не хотите платить таким слугам, вы хотите быть над ними. Если слуга задумает жениться, вы просто уволите его. У него может не быть дома или земли, но вы даже не подумаете об этом.

В нашем обществе существует много несправедливости. Доказательством этого служит то, что многие люди приняли ислам или христианство. В Мунгере был человек по имени Джозеф. Он был слугой в Юнион клубе. Мы здоровались с ним, потому что он был христианином. Если бы такой человек жил в какой-нибудь деревне, никто бы даже не приветствовал его. Он обрел нынешний статус, только потому, что сменил религию.

Каждый человек желает уважения и статуса в обществе. Имею ли я право отгонять от себя неграмотную крестьянку из деревни только потому, что я образован? Нет, потому что она одна из нас. Мы должны относиться к ней с должным уважением. Даже с большим, потому что она ограничена в образовании.

Определенные социальные права (протекционистские квоты на трудоустройство), в принципе, являются хорошим начинанием. Но подобного рода правила должны правильно применяться. Пока мы говорим только о самом принципе, а не о его претворении в жизнь. Мы знаем о недостатках этого принципа на практике. Но сама по себе идея великолепна; это позволит угнетенным классам вырваться из социального болота.

Когда я встречаюсь с такими людьми, я говорю им, что с тех пор, когда правительство дало вам новые возможности, вы должны использовать их. Помните, вы должны выигрывать там, где предлагается соревнование. Если вы будете полностью зависеть от правительства, вы никогда не подниметесь. Этот бонус - это не ваше право, это ваша привилегия. Это та привилегия, от которой рано или поздно вы должны отказаться. Не в этом, но хотя бы следующем поколении.

В истории не одна цивилизация не выживала без борьбы. Взгляните на Англию, она завладела многими территориями. Английский стал интернациональным языком. Английский язык стал языком, на котором вы разговариваете, хотите ли вы этого или нет. Общество не будет функционировать без него. Англичане распространили свою культуру на весь современный мир. Они дали нам традицию пожимать руки и этикет поведения за столом. Наши дома полны бытовых приборов от них. Их цивилизация оказывает влияние на весь мир.

С другой стороны, наше общество не способно популяризовать древний Санскрит. Какова тогда наша сила? Несмотря на это многие признают, что Санскрит является наиболее научным и универсальным языком с прозрачной и совершенной грамматикой, а мы до сих пор не можем сделать его нашим национальным языком. В то время как английский язык не оставляет никакого выбора людям, кроме как разговаривать на нём. Это является характерной чертой нации, которая может бороться и выживать.

Многие люди думают, что политика протекционистских квот на трудоустройство неконституционна и должна быть прекращена. Что бы вы могли посоветовать?

Когда политика подобного рода была определена великими конституционными мыслителями, они определили сроки ее реализации, а также дали понять, что срок подобной политики должен быть увеличен. Это было сделано с оптимистичными идеями, что если дать возможность угнетенным исправить ситуацию, изменить в лучшую сторону их жизни, то благоприятные изменения произойдут в течение нескольких декад. Но, несмотря на это, видимых улучшений не произошло.

В пятидесятых, когда я был в Мадрасе, даже владельцы магазина выгоняли шудр из своих магазинов, потому что не хотели дышать с ними одним воздухом. Деньги, полученные от шудр мыли водой. В Ситамархи я остановился в доме каястхи, его мать мыла дрова для растопки, потому что предположительно их нарубил шудра. Она даже мыла одежду принесенную дхоби. Однажды я спросил ее: «А сахар вы тоже моете?»

Мы все вовлечены в это. Всё население от Гималаев до Каньякумари виновато в подобном идиотизме. В нашей стране были разные лидеры, принадлежавшие к разным кастам, и они завоевали сердца народа. В обществе, если тхакур, брамин или каястха влюбляется и женится на женщине из другой касты, такое событие сопровождается массовым фурором. Что такого необычного здесь? Это же брак между людьми, а не между человеком и лошадью!

Среди каст, брамины правили, но только до тех пор, пока кшатрии не поднимали мечи и не отнимали у браминов их права. Брамины были умны и говорили: «Хорошо, вы можете быть царями, а мы будем премьер-министрами», прекрасно осознавая, что реальная власть находится в руках премьер-министра. Потом пришли вайшьи с их финансовым могуществом. Брамины вновь согласились: «Хорошо, вы будете финансовыми советниками», и включили их в сообщество. Увеличение населения привело к формированию рабочего класса, который мы называем шрамдживи, и этот класс составляет общественное большинство. Все революции, во всём мире, произошли от их непосредственного участия. Рабочие люди Индии, как и другая часть населения, в большинстве своем простые люди. Они обладают скромным характером, потому что читают Гиту и Рамаяну.

Главной целью нашего общества является удержание рабочего класса от вступления на путь разрушения; наши законы должны быть соответствующими. Если мы позволим большинству населения нашей страны голодать и болеть, то повысится число преступлений и социальных волнений, в таком случае мы будем нести за это ответственность. Тогда и обеспеченные слои общества будут незащищены. Их дочерей могут похищать и продавать за бесценок в крупных городах. Такого не должно произойти.

Каковы ваши взгляды на индийскую армию?

Армия - это сила обороны, а не нападения. Кодекс индийской армии говорит, что она нужна не для нападения, а для защиты. Перед тем как начать войну в парламенте должно произойти официальное провозглашение военного положения. Решение о начале войны должен принимать президент, который является верховным главнокомандующим всех трёх подразделений оборонительных сил. В других ситуациях ни один танк, ни один самолет не может пересечь границу и вступить на чужую территорию. Разумеется, если чья-то армия пересекает государственную границу другой страны, то тогда можно открыть огонь на поражение. В данном случае - это будет обороной. У нас здесь есть академия обороны. Оборона значит: «защищать себя». Это не значит нападать на оппонента.

Наши санньясины были приглашены в штаб квартиру армии для того, чтобы обучать людей йогическим практикам, в особенности пранаяме и дхьяне, чтобы солдаты, таким образом, были более подготовлены к экстремальным климатическим условиям. Наши санньясины ведут обучение в Биканере, Лехе и на леднике Сиачен. Температура на Сиаченском леднике очень низкая до – 40, и из-за большой высоты там тяжело дышать. Мы идем туда, и учим их пранаяме, и благодаря этому, войска могут функционировать, не смотря на недостаток кислорода.

Как правильно произносить священный слог АУМ?


Мантра Аум состоит из трех букв, две из которых гласные, и одна согласная. Первая буква «А». Когда вы произносите «А» ваш рот открывается, а когда «М» вы закрываете его. Между открытием и закрытием рта находит звук «У». Произношение звука «У» является смесью звуков «А» и «М». Таким образом «А» вначале - это вибрация процесса создания, в то время как «М» - звук разрушения. То, что находится посередине, олицетворяет собой поддержание. Более того, если вы произносите «А», «У», «М» по очереди, вы автоматически произносите священный слог Аум. Попробуйте.

Цивилизации приходят и уходят. Как Санатан Дхарме удалось уцелеть?

Санатан, значит «вечный», в нём нет промежутков; это слово означает целостность. Цивилизация зарождается, умирает и на ее месте появляется другая. Это - разрыв между цивилизациями. Если цивилизация адаптируется в соответствии с меняющимся временами, она может называться санатан - целостной, беспрерывной.

Например, некоторое время назад девушки не ходили ни в школу, ни на работу. Они не могли свободно общаться, но теперь общество меняется. Девушки могут ходить в школу и учиться. Они устраиваются на работу, выезжают за границу, живут одни или выходят замуж в соответствии с их выбором. Наша культура изменилась в соответствии со временем, именно поэтому она и выжила. Непрерывность была сохранена, и разрыва не произошло.

Это означает, что Санатан Дхарма, существовавшая тысячелетия назад, не существует в прежнем виде в наши дни. Наша культура адаптировалась под влиянием времени. Единственное, здесь очень важно осознавать, являются ли эти адаптации дхармой или адхармой. Дхарма означает «правильное действие». Адхарма - «неправильное действие». Разве получение образования женщиной это неправильно? А брак женщины из высшей касты с мужчиной из низшей? Это адхарма? Если девушка из низшей касты, с высшим юридическим образованим, хочет выйти замуж за юношу из высшей касты, это неправильно? Это адхарма принимать хорошую пищу в отеле, приготовленную поварами из низших каст?

Необходимо, чтобы вы постоянно спрашивали себя, правильно ли вы поступаете или нет. Когда вы осознаёте что такое хорошо и что такое плохо, решается вопрос с дхармой и адхармой. И тогда будет очень легко избавиться от старых привычек вместо того, чтобы фанатично следовать им. Если вы привыкли носить дхоти, вы так же должны надевать штаны, когда идете на работу. Разве это вредно носить брюки? Разве это адхарма?

Раньше женщины носили волосы до колен, теперь они могут стричься коротко. Разве это имеет какое-либо отношение к дхарме или адхарме? Нет, такие привычки зависят от обстоятельств. В наши дни женщины вступают в ряды армии, летают на самолетах и вертолётах, работают медсестрами, регулировщиками. Короткие волосы в этих случаях смотрятся вполне логично. Даже там, где социальное поведение, убеждения и взаимодействия определены, не помешает внести определенные изменения в соответствии с дхармой и адхармой. Если то, что вы делаете, правильно, тогда не следует бояться.

Приспособляемость - это основа Санатан Дхармы. Не смотря на то, что женщины становились Сати тысячи лет назад, Санатан Дхарма не обязывает сегодняшних женщин совершать этот обряд на похоронах своего супруга. Было время, когда подобная практика была широко распространена. Мадри, жена Панду и мать Накула и Сахадева, совершила подобный обряд. Общество тех времён ожидало от женщин таких действий. На сегодняшний день общество не принимает этого.

Сегодня, даже практика ношения вдовами белых одежд считаеся неправильной. Попробуйте попросить вдовца всё время носить черные одежды даже тогда, когда он идёт в офис, и посмотрите, выполнит ли он ваши требования! Но, несмотря на это, белый цвет без сомнений остаётся цветом чистоты. Неотъемлемым принципом Санатан Дхармы является приспособляемость к изменению порядков и времён. Все религии, которые исчезли, не смогли измениться с течением времени. Но изменения не должны быть спонтанными. Задумывая любые изменения, нужно тщательно продумывать, какой эффект они могут оказать на общество, семью и нацию.

Раньше в обществе практиковалась полигамия. Царь Дашаратха имел трёх жен. Бхима женился на ракшаси Хидимбе, а позже стал супругом Драупади. Арджуна отправился в Ассам и женился на Читрагаде. Санатан Дхарма разрешала полигамию в те времена, но не сейчас. Мужчина не хочет иметь много жён в наши дни, потому что ему нужно спрашивать разрешение у уже существующей жены. Никто другой: ни отец, ни мать не в состоянии принимать подобные решения, только уже существующая жена должна принять окончательное решение. В 100% случаев жена отказывает. Это позиция наших дней. В наши дни Санатан Дхарма показывает, что моногамия является дхармой супруга, идеальным кодом допустимым в сфере брачных отношений.

Санатан Дхарма - это непрерывная культура, без разрывов. Она не поддерживает старинные верования и традиции. Они могут полностью измениться, но каждый должен осознавать, что такое дхарма и адхарма. Для женщин не является адхармой носить короткие волосы. Это может быть необходимостью в связи с той работой, которую она выполняет. Женщинам может не хватать времени для того, чтобы постоянно мыть и укладывать свои волосы, нося их открытыми на протяжении всего дня, а вечером укладывать, как поступают бенгальские женщины. Если они будут делать так, то когда они будут работать? Если женщине пилоту придется катапультироваться из самолета, представьте себе, сколько хлопот доставят длинные волосы, постоянно цепляющиеся за парашют! Миссис Индира Ганди всё время здоровалась с людьми за руку. Сегодня женщины могут поздороваться с мужчиной подобным образом. Разве это адхарма?

Допустим, инженер отправляется в Англию для того, чтобы сделать важную работу. Министр – женщина. Разве он откажется пожать ей руку, потому что дхарма не разрешает этого? Если он откажется пожать руку, его сочтут некультурным и невежливым. Предположим, вы поехали в другую страну, а на званом ужине вы начнете есть рис и карри руками. Разве это будет соблюдением этикета? Нет, там вы должны пользоваться вилкой, ложкой и ножом. И совсем необязательно пить алкоголь, там в наличие наверняка будут обычные напитки.

Главное, что я хочу сказать, это то, что Санатан Дхарма не может существовать и процветать на старых ценностях и убеждениях. Она должна быть адаптирована в связи с современными нуждами. Например, существует правило, согласно которому санньясины должны оставаться в одном и том же месте во время чатурмаасы, четырехмесячного периода, начиная с месяца ашаада, согласно индуистскому календарю. Но, не смотря на это, мне приходилось покидать своё место без всяких ограничений, потому что я выполнял свою работу в эти месяцы. Мне надо было проводить лекции, сопровождать семинары, вести классы. Сейчас, разумеется, я уже не занимаюсь всем этим и никуда не езжу.

Человек должен очень ясно представлять себе, что такое дхарма и адхарма. Если индийская женщина выходит замуж за иностранца, разве в этом есть что-то плохое? Нет. Это Санатан Дхарма. Она регулирует, какую одежду носить вам в соответствие со временем года. Носить теплую одежду весь год - это неправильно. Летом вам придется снять с себя свитер.

В Индии существует такая традиция, сваямвара, когда девушка выбирает себе спутника жизни. Сита сама выбрала Раму. Это не было желанием царя Джанаки. Точно также, Драупади вышла замуж по собственному желанию, а не по желанию Драупады. Но пришло время, когда родителям надо было выдавать замуж своих дочерей, таковы были социальные обстоятельства. Сегодня, девушки имеют образование и они путешествуют по разным странам сами. Но, несмотря на это, 97% родителей переживают по поводу замужества своих дочерей. В этом нет никакого смысла. В старые времена, в связи с невежеством, недостатком образования и социальными беспорядками, даже жёны царей не были защищены. Тогда для родителей было необходимостью найти для своих дочерей достойного жениха. Но если ваша дочь учится в университете или работает в Нью-Йорке, зачем вам уделять столько внимания её замужеству?

Я был знаком с одной девушкой в Бомбее, которая занималась экспортом готовой одежды. Ее родители также находились в Бомбее, но она жила в отдельной квартире. Ее родители часто просили меня, чтобы я говорил ей, чтобы она навестила их. Я отвечал:

«Зачем ей приходить к вам так часто? Ей нравится жить одной, и она образована». Когда бы я ни приезжал в Бомбей, я всегда останавливался у нее, потому что у неё всегда имелась свободная комната для меня. Сейчас она живет в Нью-Йорке и владеет собственной компанией. Её бизнес имеет оборот несколько миллионов долларов в год. Санатан Дхарма не ведет переговоров по поводу приданого такой девушки и не волнуется о ее замужестве. Санатан Дхарма говорит нам о том, что мы должны различать между правильным и неправильным, дхармой и адхармой, и принимать решение, адекватное современности.

Позвольте мне привести вам еще один пример. Когда кто-нибудь умирает, обычно мы везём его на место кремации на речном берегу. Теперь, существует много электрических крематориев. Люди противятся этому, говоря, что наши шастры, предписывают обязательное сожжение тела на костре из дерева. Шастры предписывают это только потому, что когда они были написаны, электрических крематориев ещё не существовало. Если бы они были, то и шастры предписывали кремировать в них людей. Отклонять новые идеи только потому, что о них нет упоминания в Ведах или Манусмрити – неправильно. Санатан Дхарма подразумевает последовательность; это не означает, что всё должно остаться на прежнем уровне.

Также наша традиция впитала в себя очень много мусульманских обычаев. Пурда не является частью культуры Санатана. В ведической культуре такого понятия не существует. Для женщин в ведическом обществе не существовало подобных ограничений. Лопа Мудра, дочь Бхарадваджи Муни, жила с Риши Агастьей. Когда Вишвамитра пришёл в ашрам Агастьи, она захотела жить с ним, но он отверг ее предложение. Вот приблизительно таким был социальный климат в те времена. Когда Рама уходил в изгнание в лес, он умолял Ситу остаться, потому что она была ухожена и нежна. Это говорит о том, что в то время женщины были очень почитаемы. Позднее, люди столкнулись с особым политически режимом, когда женщинам приходилось всегда находиться в помещении и скрывать свою красоту за пурдой. Так приходилось поступать потому, что если бы кто-либо узнал о красоте жены или дочери, то это могло бы навлечь неприятности. Теперь женщинам нет необходимости прятаться.

Различие между дхармой и адхармой следует проводить, сохраняя в уме две точки зрения, локу и паралоку. Когда человек принимает решение, беря во внимание локу - значит, он размышляет с точки зрения общества, семьи и нации, отдавая себе отчет, что это будет за действие и на кого и каким образом оно повлияет. Анализ, с точки зрения паралоки, тоже необходим, потому что адхарма в этой жизни влияет на следующую, точно так же как семя риса, отпавшее от засыхающего растения, влияет на следующий урожай.

Что такое дхарма? Шастры дают первое определение этому понятия, указывая на то, что дхарма это паропакар, добро, которое направлено для блага окружающих. Нет религии выше той, которая предполагает служение человеку. И нет большего греха, направленного на причинение вреда окружающим. Живя со своими родителями, детьми, друзьями, если вы в полной мере осознаете их нужды и работаете для их благополучия - это и называется паропакар. У этого есть много имён. Это можно назвать дхармой. Причинение боли и страдания – это адхарма. Такова формулировка.

Какие существуют пути к достижению ментального покоя в семье?


Я могу говорить об этом только на основе того, что я слышал от окружающих, потому что в своей жизни я никогда не страдал беспокойством ума ни единой секунды. Я всегда оставался счастливым и беззаботным. Причина этого кроется в моём отношении к восприятию различных ситуаций, с которыми я сталкивался в жизни. Я всегда стараюсь все принимать без отторжения. Я принял своих родителей, принял ту среду, в которой воспитывался, я принял гуру, которого встретил. У меня не было выбора. Для умственного покоя необходимы две вещи: это признание жизненной ситуации других людей и бхакти, преданность Богу. Я не говорю о пудже, обрядном поклонении. Бхакти означает «любовь к Богу», та же любовь, которую вы испытываете к вашей жене или сёстрам.

Что если бхакти не приходит естественным образом?


Разве пища без соли обладает каким-либо вкусом? Точно так же жизнь без бхакти совершенно безвкусна. Человек без бхакти напоминает раздетую женщину с драгоценным ожерельем на шее. Где красота? Жизнь без бхакти словно халва без сахара и упма без соли. Жизнь без бхакти неполноценна. Ничто так не драгоценно в этом мире, как бхакти. Бхакти гораздо ценней золота, бриллиантов и жемчуга. Там, где пребывает бхакти, всегда спокоен ум.

Не существует завода по производству спокойствия ума. Бхакти - это состояние, в котором не бывает тревог, предпочтений, антипатий, любви, ненависти, злобы и порока. Когда вы находитесь в спокойствии, вашему уму безразлично, есть ли выгода или ее нет, вам все равно поощрять или критиковать. Неважно подчиняется вам ваш сын - вы всё равно полны мира. Мир - означает принятие жизни. Позиция бхакти:

«Моя жизнь в твоих руках, только тебе решать достигну я успеха или потерплю поражение».

Еще один способ достичь мира лежит через сатсанг. Больной человек направляется к врачу для наблюдения и принимает то лекарство, которое тот ему выпишет, оно может быть гомеопатическим, аюрведическим, или аллопатическим. По такому же принципу человек, чей ум болен, нуждается во враче. Доктором здесь выступает гуру, святые и мудрецы. Прописанные лекарства - это вдохновение и истины, полученные благодаря сатсангу. Сатсанг определенно обладает пользой. Его эффект проявляется после двух – трёх раз. Если по цели выпущено 50 патронов, то один из них обязательно достигнет цели. В Рамачаритаманасе Шива говорит Парвати:

О, Парвати,

Веды и Пураны провозглашают,

Что нет больше пользы,

Чем нахождение в обществе святых.

Но это тоже недостижимо

Без божьей милости.

Далее, Тулсидас описывает лекарство для лечения умственных и психологических расстройств. Он говорит:

Все болезни будут вылечены,

Если милость Рамы

Создаст благоприятную ситуацию –

Святой гуру будет доступен как обычный врач

С речами полными веры,

Свободный от чувственных наслаждений.

Преданность Раме-

Это дарующая жизнь лечебная трава,

А способ приёма этого лекарства –

Разум, полный непоколебимой веры.

Я рассказал о трех методах приобретения покоя в жизни: первый - это признание или принятие жизни, второй - бхакти или преданность к Богу, и третий - сатсанг. Но я также могу сказать, что в этом мире нет никого, кто находится в покое. Ничье сознание не стабильно даже на минуту. Если вы аккуратно заглянете внутрь себя, вы обнаружите, что разум непостоянен и то, что вам нравится находиться в таком состоянии. Когда ваш разум успокаивается, вы становитесь испуганны.

В классах медитации для людей вполне привычным является испытывать страх. Во время медитации, когда ум человека становится сконцентрирован на чём-то одном, странный страх охватывает практикующего. В такой ситуации можно испугаться стука в дверь. Для сравнения, когда вы находитесь в комфорте и предаётесь иллюзиям - это является приятным опытом. Человек теряет самого себя в этом наслаждении. Итак, человек остается умственно растревоженным. Он находится под влиянием одного из предрассудков.

Может ли гуру взять на себя карму своего ученика?


В мире, и в особенности в Индии, существует множество садху и махатм, которые берут карму людей на себя. Рамакришна Парамахамса, Свами Вивекананда и Адигуру Шанкарачарья - вот несколько примеров. Существует длинный список подобных святых, которые брали на себя карму других для того, чтобы освободить их. В таких случаях ученик освобождается от своей кармы, будь это болезнь или что-либо другое.

Также бывают такие садху, такие как я, которые не желают вашей кармы. Я говорю: «Разбирайтесь с этим сами! Вы сами причина вашей кармы, вот теперь вы и расплачиваетесь». Забирать карму других людей - это не то, что я хотел бы делать. Это моё убеждение на сегодняшний день, возможно, позже всё изменится. Я даже не молюсь ни за кого. В начале вы совершаете ошибку, и вместо того, чтобы пожинать плоды ваших деяний, вы хотите, чтобы я взял на себя ответственность за ваши поступки. Моя позиция заключается в том, что каждый человек должен сам отвечать за плоды своей кармы.

Некоторые махатмы думают иначе. Я понимаю их принципы, но я не следую им. Потому что я человек с современным взглядом на мир. Я настаиваю на том, что каждый человек должен лично нести ответственность за свои поступки. Пусть и печаль, и радость принадлежат только вам. Я не буду одним мигом лечить болезни и за один момент делать людей миллионерами. Обладаю ли я такими возможностями - это уже отдельный разговор. Даже если я и могу это сделать, я не буду, потому что человек, не обладающий умением встречаться с последствиями своих действий, становится слабым. Из-за любой незначительной болезни, по каждому несущественному делу такой человек бежит к гуру. «Гуруджи, мой сын до сих пор ещё не женился». «Гуруджи мой сын женат уже три года, но до сих пор не имеет детей». Что я могу поделать с этим? Если вы хотите иметь детей, вам необходимо найти способ для осуществления своего желания. Сегодня есть много способов. Сегодня люди могу использовать суррогатную мать для подобных целей. Вы можете арендовать лоно, одолжить лоно!

Сатсанг 6.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...