Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рикхия, 17 ноября 1994, после полудня



Что такое випассана садхана?

Випассана - это медитационная практика основанная господом Буддой. Сегодня, випассану используют для успокоения ума и нервной системы, а также для устранения стресса. В эту эпоху большинство людей не заинтересованы в дхарме и мокше. Из четырех пурушартх выполняются только артха и кама. Следуя в направлении артхи и камы, не опираясь на уравновешивающие принципы дхармы и мокши, человек обретает умственное напряжение, тревогу, чувство незащищенности и страха. Ум становится беспокойным, полным страстей, печальным и наполнен постоянными приступами раскаяния. Практики подобные випассане могут быть использованы для успокоения ума и создания гармонии.

Могут ли практики подобные випассане, стабилизировать супружеские отношения?

В супружеских отношениях часто можно встретить чувство незащищенности и страха. В этих случаях ум заполоняется злобой, страстью и виной. Вначале вы спорите, но потом становитесь дружелюбны. Вечером вы можете сориться, а с утра вы уже снова друзья. Можно извиняться и прекращать конфликт, но ссоры все равно создают напряжение. Если вы чувствуете, что начинаете вскипать, примите душ, он принесет облегчение. Так же во время напряжения, вы можете выполнять випассану.

Можно ли достичь нового уровня, выполняя випассану?

Нет, забудьте о том, чтобы карабкаться вверх. В этом случае не гарантирован реальный прогресс. Существует путь, но пока вы не закончили ваше путешествие здесь, как вы можете достичь нового уровня? Движется мала в руке, шевелится язык во рту, а ум разбредается в 10 направлениях. Это не будет памятованием о Боге. Ум беспокоен, и вы пытаетесь сконцентрироваться. Но что вы делаете для этого? Вы зажигаете лампу в комнате и открываете все двери и окна. Огонь лампы постоянно гаснет, а вы без конца чиркаете спичками. Вы не хотите закрывать окна, в то же время, желая чтобы лампа светила. Похожим образом для того, чтобы успокоить ум, необходимо закрыть эти окна. Это может казаться очень сложным, но пока вы не осуществили этого, не имеет никакого смысла помышлять о переходе на «высший план». Этот вопрос прекрасно объясняет Рамачаритаманаса:

Постоянное осознание “Я есть То”

Это самое драгоценное исходящее от огня лампы.

Когда блаженство само реализации озаряет всё вокруг

Ложь двойственности,

Корень привязанности к мирскому исчезает.

Глубокая тьма порочных мохи и тамаса,

Вся совокупность авидьи исчезает.

Когда свет самореализации увеличивается в нас,

Тогда ум обладает качествами сердца,

Освобождаясь от пут невежества.

Если развязаны эти узлы,

Дживатма торжествует

Но, О Царь Птиц,

Когда Иллюзия узнаёт что узел будет скоро развязан,

Она создает множество препятствий.

О, брат, она шлёт процветание и совершенство,

Что склоняет ум к жадности,

Трюками, силой или ложью, задувает свет,

дуновением от своих одежд.

Если ум осторожен,

Он не позволит этим вредным влияниям завладеть собой.

Если этим помехам не удаётся завладеть сознанием,

Тогда чувства продолжают чинить препятствия.

Двери чувственности, словно порталы к центру,

Где восседают боги.

Когда бы порыв сладострастия не приближался к ним

Они распахивают двери на распашку.

Как сильный порыв ветра,

Врываясь в обитель сердца,

Немедля задувает лампу мудрости.

Йога предполагает успокоение ума, предоставляя разные техники для этого: раджа йога, хатха йога и прочие. Когда беспокойный ум умиротворён, тогда цели йоги выполнены.

Йога является практикой, и также целью. Достаточно сложно говорить что-то об этом. Обычно я говорю всем, что для начала необходимо избавиться от артхи и камы. Царь Джанака был освобождён от этого, несмотря на то, что вёл жизнь среди страстей. Он был богат, имел обширные владения, занимал высокое положении в обществе и обладал большой властью. У него было все, но он был умиротворен.

Существовало много таких людей, ведущих дисциплинированную жизнь, следуя по пути пурушартхи и самоконтроля, живя при этом в миру. Они выполняли свой долг, усердно трудилсь, но посреди всего этого, они умели сохранять спокойствие. В юности мне довелось видеть Гандиджи. Несмотря на старость, он обладал удивительной пурушартхой. Он всегда был спокоен и умиротворен. Несмотря на политические подъёмы, падения, покушения и грабежи. Личность, которой подвластно держать себя в руках посреди богатства и страстей, высоко ценится. В Бхагавад Гите Господь Кришна говорит: «Тот, кто отказывается от желаний, срывает с себя все путы, порывает с эгоизмом и безразличием, добивается спокойствия ума, даже при выполнении деятельности». (2:71)

Точно так же как все реки текут в океан, при впадении прекращая существование, позвольте вашим наваждениям и желаниям течь внутри вас, вовремя определив момент, когда они прекращают своё течение через ум. Вы зафиксировали этот момент? Тогда вы можете двигаться дальше, за пределы випассаны, иначе вы так и застрянете здесь.

Как домохозяин может практиковать м а ун у (безмолвие), и каким способом возможно поддерживать е ё?

Когда вы слушаете приемник 24 часа в сутки, разве заряд его батарейки не закончится? Если вы сделаете перерыв, батарейки хватит на больший срок. В этом и заключается важность мауны. Во время разговора, размышлений, ходьбы мы используем батарейку. Нашим зарядом является праническая энергия. Праническая энергия быстро расходуется, когда мы разговариваем, волнуемся или находимся под влиянием наваждений. Нужно уметь сохранять её. Сохранение праны решает энергетические проблемы. Если вы способны сохранять молчание какое-то время, умственная энергия сохраняется.

Шейх Харид говорил:

Вы используете мыло не там где следует,

Запах мускуса не исчезает,

Внутреннее «я» не очищается.

Bholenath’s Ready Made Store.


Боленатх это мой пёс. Мы открыли фонд в его честь. Люди близлежащих деревень уважают Боленатха и шлют ему прасад при любой проводимой пудже. Они зовут его, чтобы он выходил из-за деревьев, но ближе не рискуют подходить. На складе у нас имеется множество игрушек для детей: лудо, «змейки – лесенки», а для тех, кто постарше у нас есть футбольные мячи и наборы для крикета. Для девушек есть специальное сухааг (связанное с подготовкой к свадебным обрядам) место. Обычно санньясины никоим образом не принимают участие в свадебных обрядах; таковы правила. Но, несмотря на это, перед тем как юная невеста отправится на двирагаману, она приходит сюда. Девушки выходят замуж очень рано, в возрасте 14-15 лет. После свадебной церемонии, девушка должна отправиться в дом мужа во второй раз, но вначале она приходит сюда и получает сари, мангалмутру, одхани, и браслеты для рук и ног.

Люди так же начинают жертвовать различные украшения для носа, ушей. Недавно кто-то прислал массивное серебряное украшение. Благодаря этому подношению, карма многих моих жизней будет исчерпана. Или, например, в следующем рождении мне придётся жениться или выдавать своих дочерей замуж. Вот почему я работаю сейчас в этом направлении. Это очень важно. Девушкам, которые хорошо поют, мы дарим магнитофоны и кассеты. Для меня в этом нет ничего такого. Я прошу людей дарить вещи, которые потом распределяются среди нуждающихся. Как санньясину, мне приходится просить, но зачем мне просить для себя? Я могу просить для себя две роти и две ланготи, но для других могу просить все что угодно.

Свами Джанаканда, кто прибыл из Дании, сказал: «Я хочу подарить корову». Дания - страна молочных коров, вот он и захотел подарить корову. Свами Ниранджан сегодня вернулся из Европы. Он привез новости о дарении животных. Жителям деревни нужны домашние животные. Они держат овец, но не для мяса, а для того чтобы получать шерсть. Они также держат куриц ради яиц. И вот я получил предложение о дарении животных. И я считаю, что это хорошая идея. Дарить животных - это ведическая традиция. Если кто-нибудь умирает, мы дарим коров. Я дарю коров, понимая, что я умру и умру ещё много раз. Кабир говорил:

То, что восходит, зайдет

То, что цвело, завянет

То, что построили, рухнет

Тот, кто явился в сей мир, обязательно его покинет.

Как вы боретесь с заболеваниями в окружающих деревнях?

Здесь нет такого количества заболеваний, которое существует в больших городах. Я шокирован проблемами со здоровьем, которые встречаются в Англии, Америке и Германии: СПИД, сердечные заболевания, нервные расстройства. В деревнях некоторые страдают от проблем связанных с желудком и кожей, ТБ и недоеданием. Жители деревни в основном подвержены сельским заболеваниям, для которых не требуется дорого лечения. Например, если старый человек ослеп, что можно сделать? Если это маленький ребёнок, мы могли бы отправить его в Калькутту, Мунгер или куда- нибудь ещё. Но в большинстве случаев не требуется медицинского вмешательства за пределами округа, и обычно, когда людям предлагается такого рода помощь, они отказываются.

Как Шивананда Матх помогает местному населению?

Предоставляется трудоустройство для рабочего класса в близлежащих деревнях. Они молотят камень, зарабатывая 20 рупий в день. Какие бы строительные работы вы не видели здесь, все они выполняются людьми, которые живут не далее 2 – 3 километров отсюда. Для работ по электричеству мы зовём Бабу, соседа. Он проводит провода, работает с трансформатором. Все наши техники из окрестных деревень, и они мастера своего дела. Если перестаёт работать двигатель, мы отсылаем его механику, который его чинит и возвращает обратно. Нам даже не надо ехать в Деогхар. Когда нам надо купить что-нибудь на рынке, мы звоним, и они попросту присылают это. Мы можем заказать, что нам требуется, а они потом выставят счёт. Они присылают всё, что нам необходимо. Происходит ли нечто подобное в других местах? Нет, подобного рода услуги обычно оплачиваются предварительно.

Как мы должны научиться справляться с социальными проблемами в Индии?

Я думаю, если каждый индиец решит сделать свою семью самодостаточной, проблема Индии будет разрешена. Правительство не в силах решить эту проблему. Я наблюдал за этим на протяжении 40-50 лет. Эту проблему решить под силу только нам самим. Когда богатый человек отправляется на курорты, расположенные в горах, он тратит 40-50 тысяч рупий. Если он решит пропустить один год, в чем же тогда будет проблема?

Каждый год, 8 сентября, в день рождения моего гуру Свами Шивананды, я помогаю одному человеку начать своё дело. Для того, чтобы открыть небольшой сельский магазинчик, не требуется много денег, 4-5 тысяч рупий достаточно. В нём можно продавать печенья, моющие средства, ручки, карандаши, скрепки, блокноты. Владелец магазина закупает все эти вещи в городе, получая небольшую прибыль, а для жителей деревни эти вещи становятся более доступны. Такая доступность это хорошо. Бхартрихари говорил: «Милосердие, обладание и разорение – три вида богатства. Тому кто не жертвует и не обладает, третье несомненно придет».

Мы покупаем вещи в близлежащем магазине. А его владелец получает за это 5 или 10 процентов. Если это доступно так близко, зачем тогда ехать далеко? Таким образом, если каждый состоятельный человек решится на несколько компромиссов в своих безудержных растратах, мы сами сможем решить социальную проблему Индии, которую не в состоянии решить правительство Индии.


Почему нищета чаще встречается в восточных странах, а не в западных?

Не следует говорить, что где-то существует бедность, а где-то ее нет. На западе не меньше бедных людей, чем здесь. Разница состоит в том, что некоторые страны не могут заботиться о бедняках в связи с тем, что у правительства нет средств для этого. Другие государства, скрывая нищету по политическим причинам, предоставляют безработным пособия. Каким образом западные страны зарабатывают свои деньги? Путем адхармы.

Создавая войны и продавая оружие террористам. Там, коммерческое взаимодействие, основано на взаимодействии разных экономических секторов, и правительство не напрямую принимает во всём этом участие. Но каждая ракета очень дорога, и таким образом они все получают прибыль. Какая-то часть денег, заработанных таким способом, распределяется среди безработных в виде пособий.

Люди продолжают молчать, голосуя за такое же правительство. Если однажды, по какой- то причине эта система рухнет, тогда вы увидите нищету на улицах. Бедность существует во всем мире. Дело не в том, что Индия очень бедная страна, просто нищету здесь можно увидеть на улицах, на западе же она скрыта. На улицах Нью-Йорка люди используют картонные коробки для хранения и транспортировки своих вещей. Ночью они расстилают газеты, кладут на них пластиковый мусор и ложатся спать. Раньше полиция выслеживала и арестовывала этих людей за бродяжничество, но теперь их количество увеличилось настолько, что уже не хватает мест для их содержания в тюрьмах.

Мне часто приходилось сталкиваться с подобными вопросами: «Почему в Индии так много нищеты? Я отвечал: «Нищета в моей стране бросается в глаза, но в вашей она скрыта». На самом деле в Индии гораздо меньший уровень безработицы, чем в других странах. В нашей стране женщины не образованы. Но они трудоустроены дома. Их имена не числятся в списках по трудоустройству. Хотя они могут получить степень бакалавра и начать поиски работы, тогда количество безработных возрастет.

Людям необходимо взглянуть на Индию по-новому. Условия, в которых выживают люди нашей страны, многим не по плечу. Сходите, посмотрите в деревнях. Посмотрите, как они живут все вместе в маленьких комнатах. Они обладают большим запасом жизненных сил, сильной иммунной системой и невосприимчивостью к заболеваниям. Посмотрите, какую грязную воду они пьют, оставаясь при этом в порядке.

Что такое компьютерный разум?

Существует два аспекта разума: механический и размышляющий. Механический аспект отвечает за выполнение любой автоматической деятельности. Чтобы вы не сказали - это оставляет особый отпечаток в разуме. Когда я разговариваю, даже собака слышит мою речь. Люди, которые не понимают моего языка, все равно регистрируют мою речь, слышат хотя бы звук моего голоса. Высшим по отношению к этой механике является интеллект. Интеллект, или вивека, программирует механические действия разума. Когда программирование завершено, интеллект или оператор этого компьютера, который не виден снаружи, может отключаться.

Любая мысль, происшествие, опыт, которые мы воспринимаем, регистрируется механическим аспектом ума. Например, предположим, я наблюдаю за вами со своего места. Направление моего зрения таково, что я смотрю только на вас, не обозревая другие, более маленькие объекты, но, несмотря на это, они все равно отражаются на сетчатке моего глаза и сохраняются в уме. Все, что видит глаз, даже если мы не фокусируем наше зрение на определенных объектах, записывается. Также разум обладает аспектом, регистрирующим окружающую обстановку. Плохая или хорошая окружающая среда, плохая или хорошая компания, предпочтения или неприязни- все это регистрируется и сохраняется в нашем мозговом компьютере.

После ввода можно распечатать информацию или же сохранить ее на диск. По похожей схеме после того как наши впечатления сохраняются, они переносятся в тонкое тело в виде самскар, превращаясь в скрытое знание. В следующем рождении вся совокупность записанной информации проявит себя. Вы не знаете, что несете в себе из прошлого рождения, но, несмотря на это, ваша прошлая личность производит определенный эффект. Ваша жизнь, убеждения, судьба, удовольствия и страдания, возможности и ограничения - всё предопределено прошлыми самскарами. Каково семя - таков и урожай.

Какую роль играют ашрамы грихастхи и санньясы?

На карму оказывают влияние три фактора. Первый – воздействие прошлых рождений. Второй – генетический, являющийся следствием контакта между матерью и отцом. Третий – это влияние окружающей среды, а также собственных ассоциаций, они относятся к внешнему миру и их можно наблюдать. Сочетание этих трёх факторов ответственно за действия, мысли, прогресс, успех или же падение человека. Например, семя кориандра обладает своим собственным генетическим потенциалом. Если это семечко кориандра посадить в нужное время, в нужном месте и ухаживать за ним, то тогда мы получим хороший кориандр. Но, даже не смотря на то, что семя кориандра хорошее, посадив его в плохую почву, и не ухаживая за ним надлежащим образом, растение получится слабым.

Точно так же, запись что мы принесли с собой из прошлых рождений воздействует на настоящую карму. Процесс зачатия, когда сперма попадает в яйцеклетку, так же влияет на карму. Каким образом? Ученые говорят, что гены ответственны за болезни, также гены оказывают влияние на размер тела и на цвет глаз. У кого глаза матери, а у кого отца. Но, несмотря на это, имеются ограничения влияния генов на карму. Так же воздействие прошлых жизней имеет свои границы.

Наиболее сильное влияние на карму оказывает окружение, плохая или хорошая компания. Заостряя внимание на этом моменте, Тулсидас говорит в Рамачаритаманасе.

Вот каково влияние сатсанга,

Недоступен другой путь

В мире Вед.

Без сатсанга нельзя научиться различать.
Невозможно без милости Рамы.

Сатсанг - это корень благого существования,

Как нектар из всех фруктов.

Прекрасный цветок.

Даже порочных людей может исправить сатсанг,

Подобно золоту, выплавляемому из железа,

При помощи философского камня.

Сатсанг - это начало благости. Головорез или тиран может исправиться в обществе мудрейших. Так же и порочный человек может достичь высот. Представьте себе, у кого-то было плохое предыдущее рождение, и родители должным образом не воспитали его. Обитая в достойной окружающей среде, такой человек может стать лучше. Через плохое общение дети из хороших семей могут быть испорчены. Компания, в которой вы общаетесь, зависит от окружающего мира. Вы ходите в школу или колледж, читаете книги, смотрите фильмы, поете песни - это все соединяет вас с окружающим. Всё, с чем вы взаимодействуете в вашей жизни, это одна из форм ваших ассоциаций с миром. Риши Муни сказал: «Лучезарное сияние благоприятных связей с окружающим, словно капля воды блестящая на листе лотоса».

Вы можете увидеть второе преимущество нахождения в обществе хороших людей. Что такое раковина моллюска? Это всего лишь приспособление для защиты этого животного, но из-за того, что она была в руках господа, даже брамины подносят к ней свои губы с целью издать звук. Скажите мне, будете ли вы подносить к губам раковину моллюска? Сказано, что Господь Нараяна держит в руках раковину, и поэтому мы преклоняемся перед ней. Даже Равана, благодаря силе благоприятного окружения, стал преданным Рамы перед самой своей смертью. Тулсидас говорит:

Если всё блаженство и величие небес,

Поставлено на одну сторону весов,

Им не перевесить

То счастье, что дарует сатсанг.

Что такое концентрация внимания?

Всем известно, что мозг - это компьютер с соответствующими возможностями. Если бы обычный компьютер обладал возможностью выполнять все функции разума, он бы обладал площадью в тысячи квадратных километров. Так же разуму под силу хранить в памяти огромное количество информации. Около пятидесяти лет назад ашрам моего гуру посетил один святой. Он построил перед собой сто человек и сказал, чтобы они одновременно произнесли несколько слов. Когда все закончили, мудрец стал произносить по очереди то, что сказал каждый из них.

Разум, который обладает способностью фиксировать сто событий одновременно, называется шатавадхан. Савадхан - значит «внимание». Шатавадхан означает 100 «вниманий». Меня назвали аштавадхан, «восемь вниманий», потому что я мог разговаривать по телефону, писать статьи, проверять почту, читать книги в одно и тоже время. Мой гуру говорил, что я могу делать от 4 до 5 действий одновременно. Это возможности компьютерного разума.

Важно помнить одну вещь. Иногда программа компьютера может подхватить вирус, который препятствует функционированию системы. Так же и деятельность разума подвергается сбоям. Многие люди обладают ограниченными ментальными возможностями. Их разум не может расширяться, и они много не думают. У них мало способностей и причина этому - общество. Если бы они родились в обществе другого типа, они бы могли быть успешными. Девочкам и мальчикам нельзя ходить без взрослых. Женщине нельзя никуда отправится без сопровождения. У нас это считается рискованным, но за границей женщины свободно путешествуют, посещая даже арабские страны. К сожалению, люди находятся под воздействием общественных и других стереотипов, что и ограничивает их разум и умственные возможности.

Культура отличается от общества. Культура является фундаментом общества. Именно культура создает общество, и если она существует тысячелетиями, то такую культура можно назвать особенной.

Как можно осознать того Бога, о котором пишут в писаниях?

Вы спрашиваете о том, что написано в книгах. Я рассказываю о том, с чем сам сталкивался и видел. Многие ученые рассуждают на данную тему не обладая необходимым опытом. Основой их предположений о Боге являются гипотезы. Не обладая знанием, они спорят на эту тему. Если человек хочет познать Бога, как ему может помочь такой разговор? Путь познания Бога лежит через преданность, поклонение и медитацию. Вы спрашиваете: «Кто такой Бог»? Такие вопросы появляются чаще всего у начинающих свой путь познания Бога. Такие вопросы естественны.

В писаниях Бог описывается как тот, кто не имеет формы, без начала и без конца. Сказано, что все мы являемся Его частями, созданные Им, по Его подобию. Но всегда ведутся споры насчет того, находится Он внутри нас или нет, являемся ли мы его конечной или бесконечной частицей. Или же мы его дети и природа создала нас, и мы сами отвечаем за себя. Читая обо всех этих концепциях, я постепенно старел. В конце концов я осознал только одно и об этом я прочитал в Рамачаритаманасе.

Сколько бы вы ни занимались йогой, сколько бы шастр не читали, не совершали бы жертвоприношений и аскез, Бог не может быть осознан этими деяниями и многими другими. Основной познания Бога являются любовь и преданность, та же любовь, которую человек испытывает к жене, детям или к своему имуществу. Вы думаете о своих врагах с большой сосредоточенностью, таким образом, их образ всегда остаётся с вами; вы никогда не избавитесь от него. Если кто-нибудь из тех, кого вы любите, заболеет, вы будете думать о нём во время путешествия и приёма пищи. Если у вас есть подобные чувства к Богу, Он может проявиться в любой форме, так как изначально он не имеет формы. Тулсидас очень хорошо описал этот момент в Рамачаритаманасе:

Как дороги женщины для порочного человека,

Как богатство дорого для жадного,

Пусть так же Рама, потомок Рагхукулы,

Будет вечно дорог мне.

Я незнаю ни одной из его форм. Кто-то говорит, что Бог появляется в форме Рамы, кто-то, что в виде Шивы, некоторым он является как Хануман, а для кого-то он приходит в образе Кали. Каждый видит персонификацию Бога в зависимости от своих эмоциональных предпочтений. Как пел Сурдас в одной из своих песен:

Не думая о других, помни имя Нандкумар.

Памятованием других ничего не обретешь,

Узел мира не развяжешь.

В любом рождении собирается много грешных деяний.

Чтобы разрубить это узел,

Необходим острый топор имени Хари.

Это основа Вед и Пуран,

Бхагаваты и Гиты.

Никому не под силу пересечь океан вселенной

Без благословления господа Хари.

Зная это, помни

О Боге каждую секунду,

Потому что время уходит безвозвратно.

Сурдас говорит: воспользуйся хорошей возможностью прямо сейчас,

Так как рождение человеком сложно заслужить.

Все спорят о формах Бога, той или иной. Откуда мне знать какая из форм Бога является истинной? Такие рассуждения базируются только на предположениях. Вот что я понял после прочтения Рамачаритаманасы. Если вы хотите познать Бога, оставьте другую деятельность, воспевайте Его славу, остановите все садханы и начинайте строить отношения, основанные на любви к Нему. Можно развить отношения с Богом по принципу «Отец – сын» и любить его как отца. Так же можно любить Его как сына, любить его как Каушалья любила Раму. Можно любить Бога как возлюбленного, как Радха любила Кришну. Можно даже относиться к Богу как к врагу, как Равана ненавидел Раму: день и ночь он думал только о нём.

Неважно как и кто почитает его имя

В любви или преданности,

В злобе или безразличии

Его имя несёт благость во всех направлениях.

Имеет ли время и творение начало или конец?

Иногда я думаю, является-ли это творение реальностью или сном. Если оно реально - значит оно вечно. Если оно вечно, то очень сложно узнать про конец или начало творения. Когда то давно я думал когда произошло творение - миллион лет назад или два миллиона? Время наверняка существовало еще до творения. Оно существовало даже двадцать миллиардов лет назад. Время бесконечно. Как можно заглянуть в него так далеко? Если время бесконечно, тогда оно напоминает непрерывный круг.

Сатсанг 3





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...