Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

КУНДАЛИНИ. (санскр. – «свернутая в кольцо»), понятие индуистского тантризма, означающее энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи



(санскр. – «свернутая в кольцо»), понятие индуистского тантризма, означающее энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг центрального артериального канала сушумны и «застывшей» в муладхаре – самой из нижней из «нанизанных» на него чакр (энергетических центров, соотносимых, в порядке восхождения, с участками человеческого тела, хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий). Будучи «запечатана» в человеческом теле, кундалини является на макросомическом уровне богиней (Махакундали) в состоянии непрерывной активности. Само название соотносимо с индийскими архаическими змеиными культами эротического характера (неарийского происхождения) и с более поздними, но основанными на первых, мифологемами, типа Вишну, почивающего в промежутках между своими миросозиданиями на свернувшейся мировой змее. В тантризме началом миросозидания является уже не мужское божество, которое мыслится пассивным мировым сознанием, но его хтоническая опора, идентифицируемая как Шакти – деятельная супруга «статичного» Шивы. Женское божество аккумулирует все санскары действий всех живых существ и в начале каждой космической манифестации «развертывает» мир в последовательности эманаций, разработанных в космологии санкхьи (и других школ); ее деятельность завершается созданием последнего элемента мира – земли. Периодически наступающий покой Махакундалини соотнесен с ее «стартовым положением» в нижней чакре человеческого организма.

На этой теологии основывается кундалини-йога – система упражнений, призванная заставить кундалини подниматься поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а заодно и прекращение индивидуального сознания практиканта. Среди наиболее известных пособий по этой йоге можно назвать Прапанчасара-тантру (Тантра о сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается женская «змееобразная энергия», принуждаемая затем к восхождению в высший центр посредством магических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает «освобождение». Другие пособия по чакрам и артериальным каналам – Вараха- и Шандилья-упанишада.. [ в начало ]

ЧАКРЫ

(санскр. – «колеса», «диски»), в индуистском тантризмеэнергетические центры, соотносимые, в порядке восхождения, с участками человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий), по которым происходит восхождение энергии кундалини.

Каждая из шести нормативных чакр обладает обильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом – земля, графическим образом – желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством – Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотносят, соответственно, с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну. Третью – манипуру («изобилие драгоценностей») – локализуют на уровне пупа и связывают со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующую чакру, анахату («изначальный звук»), устанавливают на уровне сердца и соотносят с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками цвета киновари и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая – вишуддха («очищенная») – локализуется на уровне гортани и снабжается, соответственно, кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или на уровне бровей и «обеспечивают» ее треугольником, соответствием трем ментальным способностям (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект милости). К шести чакрам добавляется еще одна – сахасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке черепа, которой соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 000 артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными – идой и пингалой. Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух – канды («луковицы»), помещаемой в области между гениталиями, где пересекаются множество артериальных каналов, и пупом, и двадашанты («имеющей 12 концов») – на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи сочли оптимальным числом девять. Кашмирская традиция кула предлагает иную номенклатуру чакр и сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.

Смысл этой физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре муладхаре. Цель практиканта – заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической йогической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «созерцательная дисциплина» достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным. [ в начало ]





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...