Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Васубандху



(санскр. Vasubandhu), индийский философ, один из ведущих теоретиков йогачары-виджнянавады. Датировка творчества Васубандху может быть определена ориентировочно в границах 4 в. Единственная полная биография Васубандху (Жизнь Васубандху) была переведена на китайский язык, а возможно, и составлена Пармартхой (6 в.); ее сведения восполняются фрагментарной информацией Сюань-цзана (7 в.) и отчасти тибетских историков буддизма.

Первые годы жизни Васубандху прошли Васубандху на их родине в Пурушапуре. К разработке сарвастивадинской Абхидхармы Васубандху готовился в Айдохье, когда туда зашел философ-санкхьяик Виндхьявасин, который воспользовался отсутствием Васубандху и его «коллеги» Маноратхи и одержал победу над их престарелым учителем Буддхамитрой. Вернувшись, Васубандху решил восстановить славу буддийского учения и написал против санкхьяиков трактат Парамартхасаптати (Семидесятистишье о конечной истине), давший ему стимул к написанию и знаменитого труда Абхидхармакоша (Сокровищница Абхидхармы), к которому Васубандху по настоянию сарвастивадинов составил комментарий. После завершения своего труда Васубандху стал фаворитом гуптских царей, но вскоре сарвастивадины обнаружили, что в Абхидхармакоше были изложены не столько их «ортодоксальные» взгляды, сколько критика последних с позиций отколовшейся от них школы саутрантиков. Васурата, грамматист и супруг младшей сестры царя Баладитьи, вызвал Васубандху на диспут, но был побежден. Кашмирский сарвастивадин Самгхабхадра предпринял подвижнический двенадцатилетний труд, завершившийся в двух полемических трактатах (один в 10 000, другой в 120 000 стихов), но Васубандху благоразумно отказался от диспута.

Заключительный этап биографии Васубандху связан с его обращением в махаяну. Гордый своими успехами Васубандху отказывается вначале признать, что именно «великая колесница» является подлинным учением Будды. Притворившись больным, Асанта вызывает Васубандху в Пурушапуру, где тот вопрошает его о махаянском учении, после чего немедля постигает его превосходство над традиционным буддизмом. Освоив очень быстро это учение, Васубандху раскаивается в своих прежних «грехах» против махаяны и едва не решается отрезать себе за них язык, но Асанга предлагает ему более эффективный способ «покаяния» – использовать свой орган речи на пользу «великой колеснице». Васубандху принимает этот совет и после смерти Асанги пишет комментарии ко многим махаянским сутрам и собственные философские трактаты. Васубандху завершает свои дни в Айодхье в возрасте 80 лет. Сюань-цзан «уточняет» повествование Парамартхи: Абхидхармакоша была составлена не в Айодхье, а в Пурушапуре, тогда как обращение Васубандху его братом Асантой состоялось, напротив, не в Пурушапуре, а в Айодхье; прежним учителем Васубандху был не Буддхамитра, но как раз Маноратха; наконец, смерть Васубандху произошла не после смерти Асанги, а до нее.

Всего буддийской традицией Васубандху (как великому бодхисаттве) приписывается авторство 500 произведений в русле классического буддизма и 500 махаянских. В настоящее время за ним признается 23: собственные трактаты (с автокомментариями), комментарии к сочинениям Асанги и комментарии к махаянским сутрам. Большинство из них не сохранилось на санскрите и дошло в китайском и тибетском переводах.

Абхидхармакоша, которая дошла до нас во всех трех языковых версиях, содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим автокомментарием в девяти разделах. Раздел I посвящен классификации точечно-динамических «атомов» бытия дхарм по типу 18 дхату («элементы») – 6 познавательных способностей (помимо пяти органов чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер плюс 6 соответствующих им «сознаний», – но включает также более экономные классификации: 5 групп-скандх («слои» телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6 «сознаний»). Во II разделе рассматриваются способности чувств (индрии), ментальные феномены (чайтта), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. III раздел посвящен космографии, мировым регионам (лока), населяющим их живым существам и их судьбам, IV – действиям (карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их «плодам». Аффектам и их «следам» (анушая) посвящен V раздел, а следующий – пути к «освобождению» и классам тех «совершенных», которые ему следуют. Раздел VII описывает разновидности познания, их особенности и результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности (самапатти) и медитативные упражнения. Раздел IX посвящен опровержению учения буддийских «еретиков»-пудгалавадинов, вводивших наряду со скандхами квази-персону (пудгала). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.

К основным виджнянавадинским трактатам Васубандху относится Кармасиддхи-пракарана (Малый трактат о демонстрации действия), где предпринимается попытка совместить буддийское учение о мгновенности сущего с допущением воздаяния за действия не только в близком, но и в отдаленном будущем, и где Васубандху обращается к концепции «аккумулированного сознания» (алаявиджняна). Три малых стихотворных трактата образуют своеобразную «философскую трилогию» Васубандху В двух из них – двадцатистишье и тридцатистишье Виджняпти-матрата-сиддхи (Установление учения о том, что существует только познание) – разрабатывается основной тезис буддийского идеализма о презентации объектов в сознании как единственной реальности и отрицании «объективности» внешнего мира. Мир подобен сновидению, в котором являются феномены сознания, не имеющие независимой «опоры»; само происхождение «иллюзорной» дихотомии субъекта и объекта объясняется закономерностями в трансформациях сознания. В Трисвабхаванирдеше (Экспозиция трех природ) первый уровень реальности – «воображаемый» – соответствует объектам опыта, второй – «зависимый» – субъектам, третий – «совершенный» – «аккумулированному сознанию» (алаявиджняна). Все три имеют признаки и сущего и не-сущего: первый уровень онтологически неопределим; второй существует не так, как является; третий является не-сущим по отношению к любой дуальности.

На трактаты Васубандху опирались три школы йогачары в Китае, в их числе и Фасян-цзун, основанная в 7 в. учеником Сюань-цзана Куй-цзи, на его комментарии к махаянским сутрам – школа «Чистой земли» в Китае и Японии.

[ в начало ]

АСАНГА

(санскр. ), основатель йогачары-виджнянавады (учения о сознании как единственной реальности) и один из основных теоретиков махаянистского буддизма, живший в 4 в. По китайским и тибетским источникам, Асанга родился в брахманском клане Каушиков, в Пурушапуре (Пешавар в Пакистане) и был старшим из трех братьев, младшим же был Васубандху. Вначале Асанга принял монашеское посвящение в школе традиционного буддизма махищасака, но затем при неизвестных обстоятельствах был обращен в буддизм махаяны. Ему удалось обратить в махаяну и Васубандху, придерживавшегося традиционного буддийского учения. Это произошло в их родной Пурушапуре или в столице Митхилы (Бихар) – Айодхье. Братья активно сотрудничали при дворе в Айодхье, и есть основания предполагать, что Асанга скончался в ее пригороде на семьдесят пятом году жизни. Только два из приписываемых Асанге сочинений не вызывают сомнений с точки зрения авторства.

Первое из них – Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы), представляющее собой краткий свод основных понятий традиционной буддийской схоластики, к которым добавлены определения новых категорий, преимущественно виджнянавадинских: «аккумулированное сознание» (алая-виджняна), «таковость» (татхата), три уровня реальности.

Основной труд Асанги – Махаяна-санграха (Сумма учения великой колесницы), десять глав которой распределены по трем «разделам»: главы 1–2 – предметы изучения, главы 3–8 – само изучение и практика, ведущая к достижению «состояния Будды», гл. 9–10 – результаты изучения и практики. В главе 1 обстоятельно исследуется основная категория буддийского идеализма алаявиджняна, которая известна и из более ранних виджнянавадинских сочинений, например в Самнидхинирмочане (Объяснение глубинных истин). Это «аккумулированное сознание» хранит «отпечатки» (васана) последствий прошлого опыта индивида в виде «семян» (биджа), которым предстоит прорасти в будущем опыте. «Аккумулированное сознание» является условием функционирования «активного сознания», которое, в свою очередь, оставляет «отпечатки», возвращающиеся в «аккумулированное сознание» и там «прорастающие», и, таким образом, индивид оказывается постоянно изменяющейся, динамической конфигурацией двух «сознаний». Помимо шести указанных видов сознания есть еще самосознание, характеризуемое как «загрязненный менталитет» (клишта-манас), благодаря аберрациям которого алаявиджняна мыслится как реальное эго и даже «субстанциальное Я», наподобие брахманистского Атмана. По Асанге, алаявиджняна является таким же динамическим и «бессубстанциальным» феноменом, как и любой поток сознания, с тем отличием, что ему приписывается аккумулирующая функция и оно непостижимо для «обычных людей» (на деле это была попытка введения в буддизм квази-Атмана, призванного объяснить и действие закона кармы, и единство индивидуального сознания). В главе 2 разрабатывается концепция трех уровней реальности: 1) «воображаемая природа» (парикальпита-свабхава), 2) «зависимая природа» (паратантра-свабхава) и 3) «совершенная природа» (паринишпанна-свабхава). Эта концепция (впоследствии использованная и значительно модифицированная в адвайта-веданте) также не была открытием Асанги. В Сагатхаке, стихотворном приложении к знаменитой Ланкаватара-сутре, три уровня реальности можно различить как псевдо-объекты, псевдо-субъекты и Абсолютное сознание. Но особенность трактовки Асанги состояла в том, что в качестве базового он рассматривал не первый, а второй уровень реальности – образы объектов познания (зависимые от «отпечатков» прежнего опыта, хранящегося в «аккумулированном сознании»), тогда как первому уровню соответствует ложное представление о действительных объектах, налагаемых на их «образ», а третьему – отсутствие этого «наложения». Глава 3 посвящена стратегии «реализации» учения буддийского идеализма, согласно которому объектов внешнего мира как таковых нет и существуют лишь репрезентации сознания. Тема главы 3 – шесть ступеней совершенства следующего пути бодхисаттвы (парамиты) – щедрость (дана), нравственное поведение (шила), терпение (кшанти), мужество-усердие (вирья), медитативная практика (дхьяна), мудрость(праджня). В главах 4–8 рассматриваются десять ступеней бодхисаттвы, нравственное поведение – отдельно, медитативная сосредоточенность (собственно буддийская йога) и «неразличительное знание» (нирвикальпаджняна). Тема главы 9 – трансформация основы существования (ашраяпаравритти) и конечная нирвана, «нирвана без опоры» (апратиштхита-нирвана). В главе 10 рассматриваются три тела Будды по учению махаяны: «тело дхармы» (дхарма-кая) «тело блаженства» (самбхога-кая); и «произведенное тело» (нирмана-кая). Эта концепция также была намечена в Ланкаватара-сутре. Три тела Будды соотносятся с тремя уровнями реальности: дхарма-кая – с «совершенной природой» и трактуется как Абсолют, «начало Будды» во всех живых существах; самбхога-кая – с «зависимой природой», и ему соответствуют те бесчисленные будды, которые обитают в надземных сферах; нирмана-кая – с «воображаемой природой», это будды, действующие в земном мире и наделенные смертным телом, одним из которых был исторический Будда из племени шакьев.

Место Асанги в истории буддизма определяется его ролью в качестве фактического основателя одной из самых его влиятельных и «рафинированных» систем. Асанге приписывается более десятка сочинений, одно из которых – Йогачарабхумишастра (Уровни йогической практики) – значимо для всей «практической философии» махаяны благодаря развернутой трактовке идеала бодхисаттвы, другое – Махаянасутраланкара (Украшение сутр большой колесницы) – для махаянской «буддологии», учении о буддах и просветлении (бодхи). Махаянасанграха была переведена в 6 в. на китайский язык Парамартхой и стала основополагающим текстом для основанной Куй-цзи школы Фасян-цзун (7–9 вв.). Среди последователей Асанги в Китае можно назвать известного историка и философа Сюань-цзана (7 в.). Влияние Асанги было значительно также в Тибете (где он изображается как глава всех экзегетов) и в Японии (школа Хоссо-сю). Во всех названных регионах Асанга считается бодхисаттвой, с ним ассоциируется и культ будды будущего мирового порядка – Майтреи. [ в начало ]





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...