Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XVI. [Продолжительность] жизни Татхагаты. (1) Божественная всепроникающая сила тайны Татхагаты



(1) Божественная всепроникающая сила тайны Татхагаты. Чжии во "Фразах Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" (св. IX) говорит, что "тайной" Татхагаты, которая не открывалась живым существам в сутрах, проповедовавшихся до Сутры о Цветке дхармы, и предыдущих главах последней, является истина о том, что "одно тело как раз и есть три тела" (кит. ишэнь цзи саньшэнь), т.е. учение о трех "телах" Будды (см. примеч. 3 к гл. XI). В "Скрытом смысле Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" (св. IX) Чжии интерпритирует "божественную всепроникающую силу" как способность Татхагаты появляться перед живыми существами в "теле соответствия", т.е. облике, соответствующем облику тех, перед кем Будда собирается вести проповедь своего учения. Во "Фразах..." (св. IX) Чжии определяет данную "силу" как "действия" ("деяния") каждого из трех "тел" Будды.

(2) [Их] "корни" – веры и другие. В данном случае имеются в виду способности (т.е. "корни") верить, двигаться, помнить, практиковать дхьяну (т.е. медитировать) и быть мудрым.

(3) О себе самом или о других. Здесь и ниже Будда Шакьямуни говорит и о себе, и о других буддах.

(4) Но сейчас, в действительности не уйдя, говорю, что воистину обрету исчезновение. Будда Шакьямуни говорит, что обретет хинаянистскую нирвану, т.е. приведет к успокоению "волнующейся" дхармы, вследствие чего исчезнут его тело и сознание (см. примеч. 114 к гл. I).

(5) И [все] сгорает в великом огне. Имеется в виду одно из трех "несчастий" (два других – "великое наводнение" и "великий ураган"), которое постигает вселенную, когда завершается ("исчерпывается") "великая кальпа" (см. примеч. 92 у гл. I). В "великом огне" сгорает все, что находится на разных уровнях существования (начиная с ада до первого неба дхьяны в "мире форм", втором из трех "миров", обитатели которого еще имеют "формы", но уже освободились от желаний, которые у них были в "мире желаний"). Идеологи японской школы Тэндай избегали классической буддийской увязки "великого огня", упоминаемого в этой главе, с "великим огнем", сжигающим миры (данное представление зафиксировано в хинаянистских текстах) и отождествляли его с одним из трех "ядов" (см. примеч. 19 к гл. III) – гневом или злой волей.

(6) Чистая Земля. "Мир", "земля", "страна" какого-нибудь из будд, обитатели которой избавились от мирской "грязи" (прежде всего пяти желаний) и "ложных взглядов". Имеется две принципиально различные трактовки этой важной категории догматики буддизма махаяны. Согласно первой, ортодоксально махаянистской, "чистая земля" не особая территория, "страна", а "мир саха", который становится "чистой землей" для того, кто идет к просветлению. Согласно второй трактовке, "чистая земля" – это особый "мир", противопоставляемый "миру саха", который называют "грязной землей", и обитатели которого при определенных условиях могут возродиться в "чистой земле". Данное толкование стало краеугольным положением амидаизма, одного из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, и само слово цзиньту/дзёдо ("чистая земля" соответственно по-китайски и по-японски) ассоциируется с "чистой землей" будды Амитабхи (кит. Омито или Амито, яп. Амида), главного будды этого направления.

(8) Три Сокровища (санскр. триратна или ратнатрайя, кит. саньбао, яп. самбо или сампо). Будда, Дхарма (буддийский Закон), Сангха (монашеская община) – символ веры, общий для всех направлений и течений в буддизме.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...