Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Описание иллюстраций



ВЕЛИКИЕ ГУРУ ШКОЛЫ КАРГЬЮТПА
Фотографическая репродукция (около половины размера оригинала) картины, написанной акварелью ламой казн Дава-Самдупом в 1920 г. в Гангтоке, Сикким, в строгом соответствии с традициями тибетской монастырской живописи. На ней изображены Главные Гуру, или Великие Учители школы Каргьютпа Северного Буддизма. Эта икона - прощальный подарок ламы редактору.

В верхней части изображен Божественный Гуру, Небесный Будда - Дордже-Чанг (санскр. Ваджрадхара), то есть Держатель Молнии (называемой дордже - духовной молнией, или скипетром богов), от которого исходит эзотерическое учение Каргьютпа. Официальная церковь не только признает его эманацией Будды-Шакья-муни, но, как и Каргьютпа, считает его Главой Небесных Будд, равным Ади, или Первосущему Будде Старой школы, основанной Падмасамбхавой. Он облачен в богатое царское одеяние, в котором принято изображать Дхьяни-Будд (Будд Медитации) ордена Самбхога-кая, к которому он также принадлежит. Оно служит символом того, что он непосредственно руководит чувствующими существами и их нравственным развитием. У него бездеятельное выражение лица и прекрасная внешность, потому что он по природе своей пассивен (не импульсивен) и является Источником Добра, Истины и Справедливости. Он сидит на троне в позе Будды (санскр. Ваджрасана), потому что он постоянно находится в состоянии невозмутимости - самадхи. Колокольчик, который он держит в левой руке, символизирует Пустоту (санскр. Шуньята), то есть Высший Ум. Дордже в правой руке символизирует Божественный Метод и Духовную власть. Львы у основания трона означают бесстрашие, так как он преодолел страх изменений. Синий цвет - цвет Вечного Неба выражает неизменность и вечность его бытия. Являясь родоначальником Иерархии Бодхических Божеств, Херука' носит ожерелье из костяных бус - символ отречения от мира, победы над санса-рой (круговоротом смертей и рождений) и обладания йогическими способностями Херуки и Дхьяни-Будды.

По правую сторону (то есть слева на картине) изображен первый человеческий гуру - индийский йог (или святой) Тилопа, непосредственно воспринявший учение от Божественного Гуру. Золотая рыба, которую Тилопа держит в поднятой правой руке, символизирует чувствующие существа, погруженные в океан сансары (или феноменального бытия), спасти и освободить которых является миссией Тилопы.

Наполненный кровью череп, который Тилопа держит в левой руке, символизирует его способность как Херуки передавать локич сиддхи (оккультные силы, действующие на Земле). Его сущность Херуки подчеркивает тиара из человеческих черепов и костяные украшения. Трон из лотоса, на котором он сидит, означает его принадлежность к Ордену Лотоса. Красный цвет лепестков лотоса символизирует Сукхавати (Западный Рай), где правит Будда Амитабха - Безбрежный Свет, Освещающий и Просветляющий, символ которого всепоглощающий и очищающий мистический Огонь. Тилопа почитается воплощением Амитабхи, и зеленый цвет его ауры и аур других гуру выражает йогическую невозмутимость, умиротворенность и духовную силу.

По другую сторону от Божественного Гуру изображен сидящим на таком же троне из лотоса второй человеческий гуру - индийский йог (святой) Наропа, трубящий в бараний pori и прославляющий свой орден и своего гуру Тилопу. Тиара из человеческих черепов и костяные украшения Наропы, как и у Тилопы, указывают не только на его сущность Херуки, но также являются эзотерическим символом верховного принципа или основания Вселенной - Дхармакаи (Тела Истины) как истинного бытия - несозданной, трансцендентной природе Нирваны и означает победу над Рождением и Смертью, то есть над становлением и изменением. Таких украшений, с которыми изображаются Тилопа и Наропа, обычно насчитывается шесть: 1) тиара из черепов, 2) запястья, 3) браслеты на руках, 4) браслеты на ногах (видны только у Наропы), 5) передник вместе с поясом из костяных бус, которых нет на этой картине и 6) двойная нить из костяных бус, проходящая через плечо и грудь, где подвешено Зеркало Кармы, в котором, как описано в "Тибетской книге мертвых", отражаются добрые и злые дела. Эти шесть украшений (обычно сделанные из человеческих костей) символизируют шесть парамит (бесконечных добродетелей): 1) дана-парамиту (бесконечное милосердие), 2) шила-парамиту (бесконечную нравственную чистоту), 3) кшанти-парамиту (бесконечное терпение), 4) вирья-парамиту (бесконечное усердие), 5) дхьяна-парамиту (бесконечную медитацию) и 6) прад-жня-парамиту (бесконечную мудрость). Тот, кто хочет достичь состояния Будды и, став бодхисаттвоЙ, помогать всем живым существам обрести спасение, дс'лжен неукоснительно осуществлять шесть парамит.

Наропа, как и два первых гуру, сидит в одной из многочисленных поз йоги (асаны). Его трон" также из красного лотоса, но этот красный цвет уступает по яркости цвету трона Тилопы. Он также символизирует Сукхавати и указывает на принадлежность Наропы к Учителям Ордена Лотоса.

Гуру Марпа, известный как Переводчик Марпа ввиду большого числа переведенных им трактатРВ по тан-трийской йоге, которые он приобрел в рукописях в Индии, изображен в нижней части картины. Он одет в полусветское одеяние ламы, живущего в миру, какое носят тибетцы из высшего сословия, так как, хотя он и очень известный гуру этого Ордена, в отличие от других гуру иерархии, он не отказался от семейкой жизни. Он также держит человеческий череп, наполненный кровью (в ламаистском ритуале употребляется подкрашенная освященная вода), как знак права и способности передавать локич сиддхи. Он сидит на троне из белого лотоса, что указывает на его принадлежности к Ордену Ваджры (таб. Дорджё), называемому также Op/юном Востока (белый цвет символизирует восточную часть Неба).

Миларепа, в Тибете обычно именуемый Джецюн-Миларепа, изображен слева от своего гуру Марпы. Он сидит в пещере на шкуре антилопы, на которой йоги имеют обыкновение сидеть во время практики йоги. На нем только одно платье из хлопковой ткани, которое носят аскеты секты Каргьютпа, что свидетельс?вует о его способности при отсутствии какой-либо другой одежды жить в суровом климате покрытого снегами тибетского высокогорья. Он также держит череп, наполненный кровью, что означает способность передавать лоКич сиддхи. Его правая рука поднята к уху в знак того, что он поет гимн. На груди у него красная лента, напоминающая священный шнур брахмана, с помощью которой тибетские йоги удерживают ноги в позе (или асане) медитации во время самадхи. Такую же ленту мы видим у Тилопы и Наропы. Изображенный над входом в пещеру лев является знаком того, что пещера находится в пустынной местности гималайского высокогорья, где обитает любящий одиночество горный лев, и что сам Миларепа является бесстрашным львом Дхармы (Истины) - а пещера называется Жилищем Льва.

Слева от Марпы изображен Гампопа в одеянии ламы секты Каргьютпа, сидящим в кабине, из которой читаются проповеди, на подушке, расшитой богатым орнаментом. Держа в руке священную тибетскую книгу, он проповедует Учение Просветленного и Путь к Окончательному Освобождению. Гампопа - пятый из Великих Гуру, воплотившихся на Земле ради блага живущих, и шестой в иерархии. Первый - основатель Ордена, Божественный Гуру - Дордже-Чанг, который, как считают современные члены Ордена, и сейчас посылает из Небесного Мира, которым он управляет, благословения Братству на Земле, передаваемые телепатически в виде "волн благодати". Со времен Гампопы, который был самым духовно развитым учеником Мил аре пы, преемственность Учителей Каргьютпа сохранялась без перерыва вплоть до настоящего времени.

МИЛАРЕПА - ТИБЕТСКИЙ ЙОГ (СВЯТОЙ, тиб. Нал-джор-па)
Миларепа изображен в центре, в традиционной позе - с поднятой к уху правой рукой как знак того, что он поет гимн. Как и на описанной выше иконе, Миларепа сидит на шкуре антилопы, в позе йога. Он также одет в платье из хлопковой ткани, которое здесь украшено богатым орнаментом, и медитационная лента перекинута через плечо. Его окружают человеческие и небесные существа, поклоняющиеся ему и приносящие дары. Картина заполнена миниатюрами, каждая из которых отражает какЪй-то эпизод из жизни Миларепы. Например, на переднем плане в центре, под изображением Миларепы и в нижней части иконы видны здания различной формы, которые Миларепа строил, проходя суровые испытания под руководством своего Гуру Марпы (ср.: с. 140 и далее 181, 182), а справа от Миларепы у края картины находятся четыре колонны с символическими животными, окружающие высокую гору. Они являются изображением вещего сна Миларепы, считающегося предсказанием славного будущего иерархии Каргьютпа (ср.: с. 197-199). Эта иллюстрация - фотокопия иконы, которую можно встретить в домах мирян во всех областях Тибета. Она столь же чтима среди тибетских буддистов, как изображения христианских святых среди христиан, что свидетельствует об особом почитании Миларепы и теперь - по прошествии без малого 800 лет со времени его жизни на Земле.

С любезного разрешения д-ра Уодделла, данного редактору, эта иллюстрация была сделана с репродукции в известной книге Уодделла (L. A. Waddell) "The Buddhism of Tibet, or Lamaism", 1895, на которую мы часто ссылаемся.

ДХЬЯНИ-БУДЦА АКШОБХЬЯ
Как сообщается в нашем тексте, Акшобхья (Невозмутимый, Непоколебимый) - один из пяти Дхьяни-Будд Северного буддизма. Он - второй из пяти Дхьяни-Будд. Вайрочана - первый, Ратнасамбхава - третий, Амитабха - четвертый и Амогхасиддхи - пятый (см. "Тибетская книга мертвых", с. 214-229, где дано более подробное описание). Акшобхья изображен сидящим со скрещенными ногами и с обращенными вверх ступнями. Это поза йоги, которую обычно занимают Будды медитации или их отражения. Его левая рука находится у скрещенных ног, а правая опущена вниз и тыльной стороной обращена наружу и касается земли концами вытянутых пальцев. Это - бхумиспарша, или мудра свидетельства, которая в изображениях Гаутамы Будды школы Гандхары означает тот момент в его жизни, когда он обратился к Земле, прося ее свидетельствовать о том, что он противостоял искушениям злого духа Мары. Третий глаз (санскр. урна) на стыке бровей символизирует духовную мудрость и всеведение, а выпуклость (санскр. ушнишаУна макушке головы - достижение им состояния Будды.

Эта и следующая иллюстрация являются репродукциями фотографий бронзовых фигур, помещенных в книге Alice Getty "The Gods of Northern Buddhism" (вклад, ил. II, b и d). Мы воспроизводим их здесь с разрешения автора, которому в свою очередь выражаем нашу благодарность.

ВЕРХОВНЫЙ ГУРУ - АДИ-БУДДА ВАДЖРАДХА-РА
Ваджрадхара, как и Дхьяни-Будда, изображен в позе медитации. Скрещенные на груди руки означают, что он является Высшим и Вечным Буддой (ваджра-хум-кара-мудра). В правой руке он держит ваджру, символизирующую Мистическую Истину (которая, как молния богов (ваджра) не может быть уничтожена), или Божественную Мудрость, которая освобождает от страстей и ведет за пределы сансары (мирского бытия). В левой руке у него колокольчик с рукояткой в форме ваджры, называемый на санскрите гханта. Как и у Акшобхьи, на нем знаки достигнутого им Просветления - урна и ушниша.
МИЛАРЕПА ДЕМОНСТРИРУЕТ ВЛАДЕНИЕ ОККУЛЬТНЫМИ СИЛАМИ
Миларепа, преображенный и окруженный сияющим ореолом, изображен среди близких учеников", сидящих в позе йоги. Он демонстрирует им знаки и символы владения окультными науками и в последний раз благословляет их. Это происходит в пещере Брилче в Чубаре перед его переходом в паринирва-ну. Над ним изображена светящаяся мандала, а в соседней пещере - Колесо Закона и Пламя Мудрости, явленные Миларепой с помощью оккультных сил (ср.: подобные манифестации Марпы на.
Иллюстрация является фоторепродукцией с картины тибетского художника "Ближайшие ученики просят о благословении", помещенной на с. 165 книги Jacques Bacot "Le Poete Tibetain Milarepa" (Paris, 1925). Мы ее воспроизводим здесь с любезного разрешения автора книги г-на Бако.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 840 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...