Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

V 29 сентября 53



tenā ‘ haḿ nāma nehā ‘ sti bhāvābhāvopapattimān

anahańkārarūpasya saḿbandhah kena me kathaḿ (15)

УДДАЛАКА продолжал размышлять так:

На самом деле сознание не может быть обусловлено: оно неограниченное и тоньше, чем тончайший атом, поэтому не подвержено влиянию умственной обусловленности. Ум покоится в чувстве самости и отраженном в чувствах сознании; и из этого возникает иллюзия самоограничения сознания. Если это ощущать и думать об этом снова и снова, чувство самости и иллюзия ограничения «я» приобретают ложную значимость. Но я есть сознание, которого не касается ничто из этого.

Пусть тело продолжает жить в мире, порожденном его невежественными действиями, или пусть оно сгинет – я есть сознание, на которое ничто это не влияет. Сознание, будучи бесконечным и вездесущим, не имеет ни рождения, ни смерти, и никто им не владеет. Ему нечего обретать, «живя» как отдельная сущность, поскольку оно вездесуще. Рождение и смерть являются умственными понятиями: они не имеют отношения к «я». Только то, что пользуется понятиями чувства самости, может быть схвачено и связано: «я» не имеет чувства самости, и потому выше бытия или небытия.

Чувство самости – ложное заблуждение, ум подобен миражу, а объекты мира являются инертными субстанциями: кто есть тот, который говорит: «Это – я»? Тело – это совокупность плоти, крови и т.д., ум исчезает при выяснении его природы, самоограничение сознания и прочие подобные концепции являются неодушевленными (не имеют чувств) – что же такое самость? Чувства существуют и вовлекаются в деятельность удовлетворения «я» всё время; субстанции мира – это субстанции мира; а где же самость? Природа есть природа, и ее качества взаимодействуют друг с другом (как зрение и свет, слух и звук и т.д.); и что существует, то покоится в себе – так где же самость?

«Я», которое есть сознание, существует как высшее «я» всех, повсюду, во все времена, во всех телах. Кто я, из чего я сотворен, какая моя форма, кем создана? И что мне обретать, и от чего отказываться? Таким образом, нет ничего, что можно бы назвать «я» и что подвержено бытию и небытию: если на самом деле нет чувства самости, как это чувство самости можно расценивать и в связи с кем? Когда таким образом понято, что связи вовсе нет, то ложное понятие двойственности исчезает. Поэтому всё, что есть, это одно космическое бытие (Брахма или «я»); я есть та реальность, так чего мне страдать от заблуждений? Если существует только одно чистое вездесущее бытие, как вообще может возникнуть нечто, известное как чувство самости? На самом деле ни в какой субстанции нет материальности, существует только «я»: или, даже если предположить реальность материального, между ним и «я» нет связи. Чувства функционируют как чувства, ум существует как ум, сознания они не касаются – что такое связь и как она появляется? Просто потому, что они существуют бок о бок, неправильно предполагать связь: камень и железный прут могут лежать рядом, не имея никакой связи между собой.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...